Открытый урок по русскому языку на тему: «Повторение изученного материала»
Открытый урок
по русскому языку
на тему: «Повторение изученного материала»
учителя СШ№66 Архирей Ольги Владимировны
ТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Цели урока:
Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация, карточки для самоконтроля.
Тип урока: повторение изученного материала.
Ход урока
1. Оргмомент.
Начнем урок с загадки. Слайд №1.– О чем эта загадка? (О причастии.)
На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.
Запишите число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие». Слайд №2– Сформулируйте цель нашего урока.
Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.
2. В орфоэпическом диктанте мы обратимся к правильному произношению причастий, которые написаны на доске. Прочитайте данные слова и правильно произнесите их. Работа у нас устная.
Слайд №3.
– Что означает слово сервированный? От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.) Думаю, что эти причастия вы запомните и будете правильно произносить.
– И все же, почему эти слова мы называем причастиями? Что такое причастие? (Это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?) Слайд №4, 5.
3. Веришь или не веришь?
Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о причастии.
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.
– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?
– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?
– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?
– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?
– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?
– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?
– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?
– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?
– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?
4. Следующий вид – работа с текстом. На экране записаны предложения. В каком порядке должны следовать причастия, чтобы получился текст. (Проговорить устно.)
Слайд №6.
- Запишите текст в тетради.
– Какова тема текста?
– Определите тип речи? (Описание.)
– Синтаксический разбор второго предложения.
– Выделите графически причастные обороты в предложениях.
– В каком предложении нужен знак препинания?
– Похвалите себя и оцените свой труд.5. Хлопнуть в ладоши.
Нужно хлопнуть в ладоши тогда, когда прозвучит словосочетание с причастием.
Свежий ветер, непримятая трава, заколдованный лес, утреннее солнце, веселые крики, великолепный день, приглушенные звуки, невыученное стихотворение, прозрачные кружева, мертвая тишина, спящий лес., заснеженные кусты, тающие сосульки, рыхлые сугробы, бегущие ручейки.- А теперь оцените себя.
6. Практическая работа с взаимопроверкой.
Задание: записать только суффиксы причастий, правильно выбрав гласную.
1) скачущий, 2) видимый, 3) чертящий, 4) стелющий, 5) подгоняемый, 6) лечащий, 7) клеящий, 8) освещаемый, 9) сеющий, 10) пишущий, 11) колющийся, 12) слышимый.-ущ- -им- -ящ-
-ющ- -ем- -ащ-
-ящ- -ем- -ющ-
-ущ- -ющ- -им-
Взаимопроверка. (Учащиеся меняются листочками, проверяют).
Слайд №7.
7. А теперь – ОРФОГРАФИЯ ПРИЧАСТИЯ.
СЛЕПАЯ СХЕМА
Определите, какое правило зашифровано в схеме. Расскажите правило.
Слайд №8.
- Запишите предложения, раскрывая скобки.
8. ИГРА «УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ»
Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.
Приставка – как у слова улетевший.
Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.
Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода. (устилавшей).
Проверьте. Слайд №9.
9. Кроссворд «Спрятанные слова» Слайд 10
Впишите в клетки причастия, образованные от следующих глаголов (форма причастия указана в скобках). Правильно вписав слова, вы прочтете в выделенном столбце название этих слов.
Закопать (страд., прош.вр.) 6. Вынести (страд., прош.вр.)
Засорить (страд., прош.вр.) 7. Спрятать (страд., прош.вр.)
Хранить (страд., наст.вр.) 8. Множить (страд., наст.вр.)
Скакать (действ., наст.вр.) 9. Рассеять (страд., прош.вр.)
Сделать (страд., прош.вр.)
10. Работа по индивидуальным карточкам (групповая форма работы).
1-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) на пестреющем лугу;б) о движущемся предмете;в) опавшие с тополя;г) отнятая игрушка;д) разлившаяся по небу.2-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) написанная учеником;б) распиленная плотником;в) ведущая в парк;г) посаженные весной;д) опрокинутый котенком.
3-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) плескавшиеся волны;б) построенный дом;в) проверенная учителем;г) летящим самолетом;д) переданная людям.
4-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) засыпанные аллеи;б) покрашенный забор;в) сидящая девочка;г) борющийся за свободу;д) рассказывающий о путешествии.
11. Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему.
ПРИЧАСТИЕ
Причастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам).Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .
Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................
При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.
Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............................................. запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми.
Причастия могут быть страдательными и ..........................................................
Действительные причастия имеют полную и .......................................формы.
Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.............................. и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется .......... буква Н.Слайд №11.
12. Домашнее задание.
До 8баллов – упражнение№171(письменно);
До 12баллов – упражнения№194, 196 (письменно) Слайд №12.
13. Выставление оценок по оценочным листам. (Приложение №1)
Приложение №1.
МОИ УСПЕХИ НА УРОКЕ
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ЭТАПЫ УРОКА МОИ УСПЕХИ ЗАМЕЧАНИЯ
Загадка Орфоэпический диктант Веришь или не веришь? Работа с текстом Хлопнуть в ладоши Практическая работа НЕ с причастиями Угадай причастие Кроссворд Групповая работа Рассказ на лингвистическую тему