Реализация индивидуального подхода преподавании химии посредством электронного обучения.

Реализация индивидуального подхода преподавании химии посредством электронного обучения.
Автор: Волобоева Марина Анатольевна, преподаватель Советского профессионального колледжа
г. Советский, ХМАО-Югра
Основная задача профессионального образования определяется как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Одним из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии является организация дифференцированного обучения. Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречий между усредненным подходом ко всем обучающим и индивидуальностью каждого обучающегося. Информационные технологии позволяют в полной мере реализовывать дифференцированный подход.
Современные информационные технологии позволяют создать условия индивидуализации работы с каждым обучающимся, дифференциации усилий на подаче учебного материала, направленного на его усвоение каждым обучающимся, можно предложить такой способ подачи информации конкретному индивидууму, который будет ему интересен, понятен и доступен.
Отсюда актуальность создания модуля в разделе «Электронное обучение» на сайте колледжа для привлечение внимания обучающихся к предмету, повышение учебной мотивации. Особенно это актуально для обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и так же в Советском политехническом колледже.
Использование компьютерных технологий позволяет дополнить существующие наглядные средства обучения. Роль преподавателя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей деятельности.
Самостоятельная работа обучающегося с материалами курса ЭОР помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При самостоятельной работе с электронным ресурсом у обучающегося, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
Прежде всего, следует признать ведущую роль обучающегося в его собственном образовании. Важен в данном случае отбор индивидуального содержания образования, возможность выбора своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, оценки результатов. Каждому студенту надо предоставить возможность создания собственной, индивидуальной, образовательной траектории освоения учебной дисциплины. Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании.
Задача обучения по индивидуальной образовательной траектории состоит в обеспечении индивидуальной зоны развития обучающегося, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.
Электронное обучение – новая форма обучения и, соответственно, новая форма образования. Но эта новая форма обучения не может быть автономной системой. Форма подачи материала, формы взаимодействия преподаватель – обучающийся и обучающийся – преподаватель иные. Дидактические принципы организации электронного обучения в основе своей опираются на принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения. Но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.
Каковы преимущества электронного обучения?
Использование электронного обучения:
позволяет получить качественное образование независимо от места проживания;
реализует принцип равной доступности к любым образовательным информационным ресурсам (федеральным, региональным, мировым);
позволяет наиболее способным студентам в дальнейшем освоить Hi-Tech (высокие технологии), что повышает конкурентособность личности для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
увеличивает эффективность коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет).
Задачи электронного обучения связаны с обеспечением качества образования не ниже государственного образовательного стандарта и с расширением диапазона форм и видов информационного взаимодействия. Обязательная составляющая в технологии электронного обучения – информация, операция с обратной связью, контроль.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу – основу технологии программированного обучения;
Принцип учета индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время;
Работа обучающихся по программе является строго индивидуальной и предоставляет каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна.
Особенностями дистанционного обучения являются:
1) обособленность (удаленность) учащегося от преподавателя;
2) самостоятельность – это некий вариант обучения;
3) активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения.
Новейшие технологии имеют следующие преимущества:
1) способствуют повышению мотивации обучения;
2) являются источником информации, стимулируют самообразование,
3) формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
4) повышают информативность, интенсивность, результативность образования;
Химия как дисциплина, наряду с другими общеобразовательными дисциплинами, изучается студентами на первом курсе на основе примерной программы (на базе основного общего образования).
На изучение вопросов общей, неорганической и органической химии в соответствии с учебным планом колледжа выделяется 78 часов. Анализ квалификационных характеристик и содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин по выявлению межпредметных связей с химией показал, что многие химические понятия, термины и законы являются базовыми для изучения таких дисциплин, как «Строительные материалы и изделия», «Техническая механика», «Материаловедение», «Строительные конструкции», «Электротехника», «Эксплуатационные материалы».
Таким образом, знания, получаемые студентами при изучении химии на первом курсе, должны служить в дальнейшем фундаментом для овладения знаниями по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
ЭОР «Химия» – не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Он решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:
усиление активной роли обучающихся в собственном образовании, использование доступных образовательных ресурсов;
повышение мотивации к обучению;
применение интерактивных форм занятий;
усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения;
возможность получения экспертного заключения результатов своей учебной деятельности без широкой огласки.
Модель организации обучения с использованием дистанционных технологий рассчитана:
1. на обучающихся, желающих приобрести новые знания, увлеченных данным предметом;
2. на обучающихся, испытывающих затруднения при обучении;
3. распространения возможности овладения предметом на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги в традиционной форме
Электронный образовательный ресурс открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, а преподавателю – позволяет реализовывать новые формы и методы обучения.
Продуктивность ЭОР заключается:
- в том, что обучающиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой, развивают образовательные и личностные компетенции;
- в возможности внедрения опыта может быть использован каждым преподавателем при освоении внедрения дистанционного обучения, при наличии желания, теоретической подготовки, достаточного количества дополнительной литературы;
- в результативности опыта: новые информационные технологии позволяют достичь глубокого и серьезного решения проблемы дистанционного обучения, которые повышает рост качества, особенно в старших классах, уровень мотивации, развивает предметные, метапредметные, информационные, личностные компетенции учащихся, помогает их социальной адаптации.
15