Методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему: Путешествие на воздушном шаре (дифференциация С- Ш)



Орлова Любовь Ивановна
детский сад № 25 «Карусель»
учитель – логопед
Методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему:  "Путешествие на воздушном шаре" (дифференциация С- Ш)

Цель: учить различать звуки С - Ш изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
продолжать учить акустико-артикуляторной характеристики звуков Ш и С с опорой на различные виды контроля.
учить определять наличие данных звуков в словах;
коррекционно-развивающие:
продолжать развивать фонематический слух; речевое внимание;
развивать логическое мышление; воображение; память;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение работать в группе,
воспитывать чувство взаимопомощи;
воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Демонстрационный материал: презентация, предметные картинки на звуки С, Ш, картинки Нюши и Совуньи, почтовая коробка, письмо, магнитная доска, магниты.
Раздаточный материал: индивидуальные карточки с изображением всех смешариков, индивидуальные карточки с изображением задания ёжика, фишки, наборы для составления схем слов, тетради с изображением смешариков.
Ход ООД:
Организационный момент:
Слайд 1.
Логопед: Ребята, я сегодня получила необычные письмо и посылку от очень известных, сказочных героев, которые просят о помощи. А кто это попробуйте отгадать: они смешные, они как шарики, а называют их (смешарики).
Логопед: Правильно, ребята - это смешарики, которые очень любят смех и шутки. С какого звука начинается слово смех? Шутки? (слово «смех» начинается со звука С, слово «шутки» со звука Ш»). Логопед показывает картинку смешариков на посылке.
Логопед: Молодцы. Вот с этими звуками смешарикам и надо было выполнить задания, которые им задали в школе. Но вчера они заигрались и забыли про задания. А утром они обнаружили, что их любимые буквы С - Ш куда-то пропали и теперь смешарикам совсем не до веселья, у них все идет кувырком. Посмотрите на экран (слайд 2). Какие теперь смешарики? (грустные, печальные, расстроенные). И название у них не понятное стало. Как вы думаете, что можно сделать? Смешарики пишут, что буквы улетели и спрятались в облаках. Как можно добраться до облаков? Ой, смотрите, появился волшебный воздушный шар! (шаре). Слайд 3. Хотите отправиться в путешествие на нем?
Дыхательные и логоритмические упражнения:
- Ой, ребята, а шар то сдут. Давайте сильно подуем, чтобы надуть его. Дуем сильно вперед, не надувая щек. Слайд 4. Молодцы, а теперь садитесь в воображаемую корзину (садятся на стульчики, стоящие буквой П, логопед напротив).
Логопед с детьми выполняет логоритмическую композицию «На воздушном шаре».
(Автор стихов и движений Е.Е.Соколова)
Мы летим над облаками,
(развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево)
Мы хватаем их руками,
(выполнять хватательные движения четыре раза)
Задеваем головой. Ой!
(наклонить голову и накрыть ее двумя руками)

Если дома не сидится,
(поманить к себе три раза одной рукой)
Приглашаем прокатиться
(три раза - другой)
По дорожке голубой.
(вытянуть обе руки вперед и развести в стороны, ладошками вверх)

- Шар наш будет подниматься все выше, по мере того, как мы будем выполнять невыполненные задания смешариков, которые они прислали нам в корзинке.
Характеристика звуков по акустико-артикуляционным признакам.
Логопед: Посмотрите на экран (слайд 5). Кому мы будем первому помогать? (лосяшу). Нам нужно рассказать все о звуках С и Ш (логопед достает из посылки картинки- символы звуков). Произнесите звук С, этот звук похож на песенку «водички». Что делают наши губы, язык, когда мы произносим звук С? Произнесите звук Ш он похож песню «змеи». (когда мы произносим звук С – губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха; когда мы произносим звук Ш – губы вытягиваются вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха).
Логопед: А где живут звуки? (в буквах). Чем звуки отличаются от букв? (звуки – слышим , произносим , а буквы – видим, пишем и читаем). Но буквы мы еще не нашли, поэтому звуки С и Ш будем обозначать стрелочками (по положению язычка). Стрелка вниз – звук С, стрелка вверх звук Ш. Посмотрим на экран, справились ли мы с первым заданием (слайд 6). Посмотрите, а здесь еще одна схема, значит, мы не все рассказали. Звуки бывают гласные и (согласные). Дайте характеристику звукам С и Ш. (звук С- согласный, глухой, твердый. Звук Ш согласный, глухой, твердый. У какого из этих звуков есть младший братик? (У звука С есть «братик» - мягкий звук Сь).
-Молодцы, мы справились и поднялись выше! (слайд 7).
Дифференциация изолированных звуков и дифференциация С-Ш в слогах.
Логопед: Посмотрите, кому теперь нужно помочь? (слайд 8). (ежику). А теперь посмотрите на экран (слайд 9), нужно помочь ежику добраться до мячика заменяя стрелочки звуками С и Ш. (дети «читают» по схеме: с ш ш с ш с ш с с ).
А теперь поможем Кар-Карычу Слайд 10 - игры «Повтори,,не ошибись». (Дети повторяют за логопедом цепочки слогов СА-ша-са и т.д.) и «Чья песенка?» (Дети слушают слоги и показывают жестами, чью «песенку» услышали водички или комарика).
- Мы справились и поднялись еще выше (слайд11).
Выделение звуков С и Ш из слова, нахождение места звука в слове.
Логопед: Теперь мы поможем Пину выполнить его задание. (слайд 12). (к Пину). Ребята, помогите Пину выбрать смещариков, в названии которых есть звуки С или Ш. (работа за столами). Закройте фишками тех смешариков, в названии которых нет звуков С, Ш. Посмотрите на экран, справились ли вы с заданием? (слайд 13). Дети закрывают фишками Кар-карыча, Пина, Копатыча и ежика. Кто у нас остался? Крош, Лосяш, Нюша и Совунья. Назовите тех смешариков, в названии которых звук Ш находится в конце слова. – В середине слова? В Каком слове вы услышали звук С? В какой части слова он спрятался?
- Мы справились и поднялись еще выше (слайд14). А вверху стало холодно, надо размяться!
Физ. Минутка. Слайд 15.
Вот от Кроша вам зарядка,
выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
поднимите, опустите.
Сели-встали (2 раза).
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать и спокойнее дышать.
- А теперь давайте поможем Крошу выполнить его задание.
Слайд 16.Составление схемы слова Крош. Работа за столами.
- Мы справились и поднялись еще выше (слайд17).
Логопед: Ну что отправляемся дальше. Кто это? Логопед показывает картинки. (Нюша и Совунья). Слайд 18. Помогите им. Они сходили за покупками и приобрели товары, а теперь спорят и не могут разобраться где чьи. Как вы думаете, какие картинки мы будем выбирать для Совуньи, а какие для Нюши? (Совунье будем выбирать картинки, в названии которых есть звук С, а Нюше картинки, в названии которых есть звук Ш).
Логопед: Правильно, ребята, но расставляя картинки вы должны объяснять свой выбор и определять место звуков С, Ш в словах. Послушайте, как нужно отвечать: «Эту картинку я даю Нюше, потому что в слове «шуба» есть звук Ш, он находится в начале слова. Дети берут картинку, называют ее и определяют место звука в слове.
Полетели дальше! Слайд 19.
Дифференциация С-Ш в предложениях.
Логопед: Кому мы еще не помогли? (Барашу). Слайд 20. Бараш очень любит стихи. Но сегодня слова в стихах перепутались. Давайте послушаем, что у него получилось, и исправим ошибки.
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».

На виду у детворы
«Крысу» красят маляры

Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»,
Конфету дали «маске».
- Полетели дальше! Слайд 21.
Логопед: Вот мы с вами почти добрались до облаков. Осталось выполнить задание последнего из смешариков (слайд 22) .Копатыча. Он очень любит работать на огороде и поэтому, копая грядки ему надо было выучить скороговорку: «Смешные шутки у Нюши и мишутки». Давайте произнесем 3 раза эту скороговорку, чтобы он смог ее запомнить. Дети произносят четко скороговорку все вместе и индивидуально.
- Теперь Копатыч обязательно запомнит скороговорку! А мы долетели до облаков! Слайд 23.
- Ой, посмотрите на экран, а вот и пропавшие буквы (слайд 24). Они снова вернулись к смешарикам. Какие теперь смешарики? (веселые, радостные, счастливые). Чему они радуются?
Итог:
Логопед: - Мы помогли Смешарикам, не бросили их в беде! Какие мы выполняли задания? Что больше всего понравилось? Дорогие, ребята, вы будущие ученики. И, чтобы у вас не произошло такой же истории, всегда выполняйте все задания вовремя. А смешарики еще раз благодарят вас за помощь и.. посмотрите на экран, что-то для вас приготовили (сюрприз, подарок). (слайд 25). Логопед достает из посылки тетради с изображением смешариков. А теперь нам пора опускаться на нашем воздушном шаре! Слайд 26. Возьмитесь за руки и закройте глаза. Звучит музыка. Вот мы и вернулись. Слайд 27.



Заголовок 1 Заголовок 215