Презентация Использование системно-деятельностного метода при моделировании уроков математики
Использование системно- деятельностного подхода при моделировании уроков математикиПодготовила: учитель начальных классов МБУ «Школа № 15» Малова Н. А.
«Налови мне рыбы –и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».Японская пословица
Я – я хочу знать Д – действенность Р – риск О – открытость новому.Д. Айян сердцевиной творчества считает :
Основные этапы урокаМотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. Проблемное объяснение нового знания. Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Мотивация к учебной деятельности:а) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)б) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»)
Приёмы работы:учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (улыбнитесь друг другу); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» ...)
Актуализация а) актуализация изученных способов действия;б) тренировка мыслительных операций;в) мотивирование учащихся к учебному действию («надо»-«могу»-«хочу»);г) фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия или его обосновании.
Проблемное объяснение нового знания. Тема «Масса» Учитель: Перед вами гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? Дети: 1.Подушка больше - она тяжелее. 2. Гиря тяжелее, она металлическая.Учитель: Что вы сказали сначала? Взвешивание на весахУчитель: А как оказалось на самом делеУчитель: Попробуйте назвать тему урока.Д: Масса.
Тип проблемной ситуацииТип противоречияПриемы создания проблемной ситуацииС удивлениемМежду двумя (или более) положениями1. Одновременно предъявитьпротиворечивые факты, теорииили точки зрения.2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Между житейским представлением учащихся и научным фактом3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностьюС затруднениемМежду необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное спредыдущими.Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполненоПриемы создания проблемных ситуаций:
Первичное закрепление с комментированием во внешней речиНа данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Включение в систему знаний и повторений.На данном этапе выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению в будущем новых норм.
Рефлексия учебной деятельности на уроке Какую задачу ставили?Удалось решить поставленную задачу?Какие получили результаты?Где можно применить новое знание?Что на уроке у вас хорошо получалось?Над чем еще надо поработать?
При реализации ТСДП ребята научились : - ставить цель своей деятельности, определять тему; - выделять отличительные свойства задания;- определять шаги по достижению цели; - выполнять работу с самопроверкой;- осуществлять самооценку учебной деятельности.
Спасибо за внимание