Подготовка детей с задержкой психического развития к государственному выпускному экзамену по биологии


Хохлова Инна Анатольевна
учитель биологии
высшая квалификационная категория
МОУ сош с.Новая Кука
Подготовка детей с задержкой психического развития
к государственному выпускному экзамену по биологии
В МОУ сош с.Новая Кука учителя биологии работают по учебно-методическому комплект Н.И. Сонина.
Учебно-методический комплект (далее - УМК) Н.И. Сонина построен по концентрическому и по линейному курсу (рис №1. Структура УМК Н.И.Сонина). Учитывая большой объем материала при изучении разделов «Растения», «Животные», качественной подготовки к государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) и повторение раздела «Общие закономерности» в 10-11 классах считаем целесообразным, перейти на линейную структуру изучения биологии. К УМК Н.И. Сонина выпускается рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, электронное приложение к учебнику и т.п.

Рис №1. Структура УМК Н.И.Сонина.
На уроке при изучении отдельных тем широко используется электронное приложение (www.drofa.ru). В электронном приложение предусмотрены различные формы заданий: интерактивные игры, биологические карты, кроссворды, тесты и другие. При помощи цифровых образовательных ресурсов осуществляется актуализация знаний обучающихся, изучение нового материала, обобщение и закрепление знаний, проверка усвоения определенной части материала и подготовки к экзаменам (рис №2. Фрагмент проверочного задания цифрового образовательного ресурса (ЦОР) «Голосеменные растения»).

Рис.2. Фрагмент проверочного задания цифрового образовательного ресурса (ЦОР) «Голосеменные растения»
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) специальных рабочих тетрадей нет, поэтому используем тетради, разработанные в соответствии с федеральным государственным стандартом. В рабочих тетрадях после завершения тем (разделов) предусмотрены тренировочные задания различного уровня сложности, для подготовки к государственной итоговой аттестации (рис №3. Тренировочные задания).
.
Рис №3. Тренировочные задания из рабочей тетради
В результате ученики получают: методику выполнения тестовых заданий, множество заданий, различающихся формой и уровнем сложности (тесты с одним правильным ответом из четырех; тесты с двумя-тремя правильными ответами из пяти; тесты на соответствие; тесты на последовательность, тесты-рисунки и задачи), возможность постепенно готовиться к ГИА по биологии.
Кроме этого для подготовки к экзаменам выпущены «Тесты по биологии» издательство «Экзамен». В пособии содержаться разные по форме тестовые задания, направленные на активизацию и закрепление умений и навыков, обучающихся по биологии, а так же тестовые задания, составленные в формате ГИА, которые позволят оценить степень усвоения учебного материала учеником, постепенно готовиться к ГИА. Приказом №729 Минобразования РФ учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях (рис №4. Тесты по биологии).

Рис №4. Тесты по биологии
В целях отслеживания степени усвоения учебного материала по биологии, мы ведем ведомости «Достижения обучающихся по учебному предмету «Биология»», в которой отмечаем мониторинг качества (успеваемости), отражающий индивидуальную траекторию развития ребенка. В ведомостях отражаем результаты проверочных работ (таблица №1).
№ ФИО 7 класс. 2015-2016 у.г. Итого
От клетки до биосферы Царство бактерии Царство грибы Водоросли Споровые растения Голосеменные растения Покрытосеменные растения Растения и окружающая среда 1 Иванов Иван Иванович 4 4 5 5 3 4 5 5 4
2 … Качество Успеваемость Обученность Таблица №1. Ведомость «Мониторинг качества обучения»
На сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/sborniki-OVZ размещены тренировочные сборники для подготовки обучающихся с ОВЗ к ГВЭ (рис №5 Скриншот страницы с сайта ФИПИ).

Рис №5. Скриншот страницы с сайта ФИПИ.
В части I представлены тренировочные материалы для подготовки к ГВЭ-9 в устной форме. В части II представлены тренировочные материалы для подготовки к ГВЭ-9 в письменной форме.
Материалы сгруппированы по тематическому признаку:
Раздел 1. «Биология как наука».
Раздел 2. «Признаки живых организмов».
Раздел 3. «Система, многообразие и эволюция живой природы».
Раздел 4. «Человек и его здоровье».
Раздел 5. «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».
В целом материалов по подготовке к ГИА-9 достаточно, но есть ряд проблем, которые затрудняют данный процесс:
- отсутствие специальных сборников по подготовке к ГВЭ (приходиться отбирать материал из сборников по подготовке к ОГЭ);
- дети с ОВЗ, как правило (в силу своих особенностей в развитии) не в состоянии освоить весь учебный материал за 4 года обучения;
- неизвестно, какие именно вопросы попадут в КИМ или билет во время проведения ГИА.
- не реально осуществлять подготовку детей с ОВЗ к экзаменам, повторяя все разделы биологии с 5 по 9 класс.
Напомним, что раздел «Клетка», «Свойства живого», «Многообразие живых организмов» изучается в 5-6 кл., «Растения» в 7 кл., «Животные» в 8 кл., «Человек» в 9 кл. Каждый урок биологии начинается с новой темы, на отработку «предметных результатов» (ЗУНов) дополнительных часов не предусмотрено, как правило, резервные часы отводятся на проверочные (контрольные) работы.
Как показывает практика, у детей с ЗПР каждый урок начинается «с чистого листа». То есть если он успешен на текущем уроке, то на следующем уроке при повторении материала он зачастую не сможет вспомнить и рассказать, что изучали на прошлом уроке. И это, к сожалению, не учитывается на экзаменах.
Решение данных проблем мы видим в том, чтобы:
Опубликовать сборник готовых билетов (которые выпускались раньше для традиционной сдачи экзаменов) и по ним осуществлять подготовку к ГВЭ в устной форме.
Опубликовать сборник готовых КИМов, состоящих из нескольких вариантов, которые будут использованы на ГВЭ в письменной форме.
Таким образом, установив «образовательные рамки экзаменационных материалов» при сдачи ГИА, шансов сдать ГВЭ или ОГЭ у обучающихся с ОВЗ будет больше, так как на экзамене может встретиться уже проработанный вариант.
Литература
Письмо от Рособрнадзора России № 01-311/10-01 от 25.12.2015 «Методических документов к использованию при организации проведении ГИА в 2016 г.».
http://www.fipi.ru/sborniki-OVZ. Сборник тренировочных материалов для подготовки к выпускному государственному экзамену по биологии для обучающихся по общеобразовательным программам основного общего образования.
Методические материалы для подготовки и проведения государственного выпускного экзамена по биологии (письменная форма) для обучающихся по образовательным программам основного общего образования 2014-2015 г.
Методические материалы для подготовки и проведения государственного выпускного экзамена по биологии (устная форма) для обучающихся по образовательным программам основного общего образования 2014-2015 г.