Конспект урока по русскому языку на тему Развитие речи. Слушание-понимание текстов разных типов и стилей на общественные темы (о выборе профессии). (9 класс)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СЛУШАНИЕ-ПОНИМАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ И СТИЛЕЙ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕМЫ (О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ)
Цели: совершенствование навыков слушания-понимания учащимися текстов разных типов и стилей; формирование умений по составлению проблемного конспекта, диалогов полемического характера на общественные темы. Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал.
Тип урока: применение знаний и формирование умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
III. Постановка целей и задач урока.Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Счастливый труд — это труд, максимально соответствующий способностям человека, его интересам и склонностям. А как узнать свои склонности к определённой профессиональной деятельности? На помощь приходят учёные-психологи, психологическая служба системы профориентации.
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Практическая работа с текстом
Послушайте текст. В ходе слушания выпишите новую для вас информацию.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПО УМУ И СЕРДЦУ
Нелегко найти единственную, свою профессию. Общественное разделение труда, специализация народного хозяйства, научно-техническая революция породили массу новых профессий. В общей сложности их насчитывается более 30 тысяч. Найти свою, кажется, всё равно, что найти иголку в сене. Обнажить суть профессии, исследовать склонности, способности, возможности молодого человека, дать совет, но ни в коем случае не подсказывать готовое решение — вот задачи психологической службы. Существуют разные специальные методики профессиональной ориентации. Одна из них разработана профессором Е. Климовым. Все профессии Е. Климов сгруппировал по предмету, целям, средствам и условиям труда. Предметом труда могут быть земля и происходящие в ней процессы, машины, люди, формулы, холсты... Принимая за основу характер деятельности, Е. Климов выделяет следующие основные группы профессий: человек — техника; человек — человек; человек — природа; человек — знаковая система; человек — художественное творчество.
При выборе профессий важно знать следующее о своей будущей профессиональной деятельности: какова общественная значимость будущей профессии; где находят применение выпускники вуза, куда вы будете поступать; индивидуальная или групповая ваша будущая работа, готовы ли вы к профессиональному содружеству; требуются ли навыки работы с людьми в сфере вашей предполагаемой деятельности; каких личностных качеств требует ваша деятельность, обладаете ли вы этими качествами; нет ли у вас медицинских противопоказаний к избранной профессии.
Нет двух одинаковых людей по уровню развития физических и умственных способностей. Нет одинаковых профессий и одинаковых требований к профессиональным качествам. Одни хорошо справляются с работой, которая требует высокой точности, быстрой реакции, другие, наоборот, испытывают удовольствие от работы с людьми.
Специалисты по профориентации составили вопросник, который позволяет дифференцировать профессиональную пригодность. Предположим, вы можете выполнять любую работу. Однако если бы пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли: Помогать больным, лечить их или составлять программы вычислительной машины? Настраивать пианино или управлять подъёмным краном? Разбирать ссоры, убеждать, разъяснять, беседовать или проверять схемы, чертежи?
20 вопросов и 20 ответов, которые поведают специалисту о ваших интересах, в то время как для самого человека эти интересы порой за семью замками (По А. Воробьёву).
Какие проблемы, затронутые в тексте, вас больше всего заинтересовали?
Прокомментируйте свой конспект. Используйте при этом следующую лексику:
Считаю исключительно интересными, перспективными, многообещающими проблемы, вопросы, идеи... . Мне показался новым подход... -Меня больше всего заинтересовало....
2. Создание проблемной ситуации (творческая работа в группах)
Послушайте текст. Выскажите своё отношение к затронутым проблемам. Составьте прогноз будущих профессий учащихся вашего класса. Сравните свой прогноз с прогнозами остальных групп.
ЕСЛИ ДЕЛО ПО ДУШЕ
Последний аккорд школьной жизни: всем классом они отправились в парк и там, под старой вербой, зарыли бутылку, куда «заточили» множество записок, адресованных... самим себе. Каждый одноклассник составлял как бы краткий прогноз своего будущего, предсказывал, кем он станет, где и в чем найдёт себя. Договорились: через десять лет снова соберёмся и сверим.
При сверке выяснилось: немало «прямых попаданий». Особенно когда речь — о будущей специальности. Один выпускник сквозь толщу десятилетия разглядел даже сразу две профессии, которые освоил одну за другой. Он знал, чего хотел. И удача его была явной, всем понятной. У других были и менее понятные. У первой красавицы класса не получилась семейная жизнь, хотя и вышла замуж по любви. «Неудачная любовь»,— вздохнул кто-то. Но как же воспротивилась этому сама бывшая одноклассница: «Да не бывает, поймите, неудачной любви. Полюбить — это само по себе такая удача!».
Слесарь, обещавший в расписке стать артистом балета, не став им, тоже неудачником себя не признал. «Честное слово, я ни о чём не жалею. Мне как-то хорошо на моём месте».
Вместе думали о том, а в чём же она, ценность мечты? Не во внешней же привлекательности. В том, прежде всего, чтобы помогала, а не мешала, не провоцировала на бессмысленную трату сил.
3. Составление диалогов полемического характера о выборе профессии
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»
Выскажите своё отношение к затронутым проблемам:
Только в продолжительной трудовой деятельности складывается и повышается пригодность к конкретной профессии.
К вопросу: «Кем ты будешь?» надо бы всегда добавлять вопрос: «Кто ты уже есть? »
V. Домашнее задание
Творческое задание
Вам предстоит встреча с психологом из кабинета профориентации. Какие вопросы вы бы ему задали? Подумайте и запишите свои вопросы.