Элективный курс ОГЭ: курс подготовки к экзамену
Министерство образования и науки республики Бурятия
Управление образования Прибайкальского района
МОУ «Мостовская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано»
________зам. дир по УВР Бринёва Е.Н
«___» __________ 2015г. «Утверждено»
Директор МОУ
________ Красиков Н.Л.
«___» _________ 2015г.
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
«ОГЭ: курс подготовки к экзамену
в новой форме»
9 класс
Составитель программы: Голубева О.П2015-2016
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку, Федерального перечня учебников по подготовке к экзамену «Русский язык» В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Примечание. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит обучающимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цели и задачи курса
Цель изучения курса:
формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
•использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
•извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
•анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
•анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
•анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
•тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
•создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
•редактирование собственного текста;
•применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
•соблюдение в практике письма основных норм языка;
•использование в практике основных приёмов информационной переработке устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Общая характеристика элективаДанная программа обеспечивает языковое развитие обучающихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Ярко выражена речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи.
Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца); 2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отработаны и сгруппированы с учётом характера учебной ревой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.) Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.
Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:
1.Структура курса формировалась с учётом закономерностей усвоения русского языка в 9 классе, имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.
2.Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усилением внимания к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова».
3. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у обучающихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
4. Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развитии.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть(повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текстов) и практическая часть ( выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). В течение учебного года предусматривается проведение пробных экзаменов ( в школе- декабрь, апрель; в районе- февраль)
Описание места учебного курса в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Раздел 2. Содержание элективного курса
Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Сочинение-рассуждение на заданную тему. Толкование значения слова. Примеры-аргументы , доказывающие правильность понимания значения слова. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать:
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь:
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся• Знать трудные случаи правописания
• Понимать их роль в общекультурном развитии человека
• Объяснять языковое явление
• Уметь применять знания при тестировании
• Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
• Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
• Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
• Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
• Работать над расширением словарного запаса;
• Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
• Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
• Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
• Выполнять различные типы тестовых заданий;
• Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
• Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
• Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
• Правильно отмечать в бланке вариант ответа;
• Вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
• Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
• Определять синтаксические конструкции.
Планируемые результаты
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Эффективность программы
Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.
Предполагаемый результат
Качественная подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме.
Раздел 3. Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во часов Количество тестов и работ по развитию речи
Введение. Структура экзаменационной работы и критерии оценивания 2 Сжатое изложение 5 5
Сочинение на лингвистическую тему 15.1 4 4
Сочинение- рассуждение по содержанию текста
15.2 4 4
Сочинение-рассуждение по толкованию слова 15.3 4 4
Задания 2-5 (по прошлой версии А1,А3,А6,А7) 4 4
Задания 6-14(по прошлой версии В1-В9) 9 9
Закрепление 2 2
Итого 34 32
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
№ Дата Тема занятия Форма
занятий Виды
деятельности Примечания
1 Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Мини-лекция, практикум Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. 50 вариантов заданий
С.5-7
Демоверсия 2015
2 Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. Мини-лекция, практикум Работа в группах, анализ сочинений. Критерии оценивания
Часть 1
3 Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Мини-лекция, практикум Работа с текстом, создание текста. Презентация
Тексты изложений
4 Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. Мини-лекция, практикум Работа с текстом, создание текста. Тексты изложения
5 Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. Мини-лекция, практикум Работа с текстом, создание текста. Тексты изложения
6 Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. Мини-лекция, практикум Работа с текстом, создание текста. Тексты изложения
7 Задание С1. Выбор приемов сжатия. Практикум, изложение Создание текста, оценивание Тексты изложения
Часть 3
8 Задание С15.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Практикум Элементы сочинения, анализ текстов 50 вариантов заданий
9 Задание С15.1. Учимся формулировать тезис. Практикум Элементы сочинения, анализ текстов 50 вариантов заданий
10 Задание С15.1. Учимся аргументировать. Мини-лекция, практикум Элементы сочинения, анализ текстов 50 вариантов заданий
11 Задание С15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. Практикум Элементы сочинения, анализ текстов 50 вариантов заданий
12 Задание С15.2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. Мини-лекция, практикум Элементы сочинения, анализ текстов 50 вариантов заданий
13 Задание С15.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Практикум Самостоятельная работа 50 вариантов заданий
14 Задание С15.2. Учимся аргументировать. Практикум Элементы сочинения, анализ текстов 50 вариантов заданий
15 Задание С15.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. Практикум Самостоятельная работа 50 вариантов заданий
16 Задание С 15.3 Сочинение - рассуждение по значению слова. Критерии оценивания. Мини- лекция,
практикум Элементы сочинения, анализ текстов 50 вариантов заданий
17 Задание 15.3 Учимся формулировать тезис данного сочинения.
Практикум Элементы сочинения, самостоятельная работа 50 вариантов заданий
18 Задание 15.3 Учимся аргументировать Практикум Элементы сочинения, анализ текстов 50 вариантов заданий
19 Задание 15.3 Учимся писать вывод сочинения на заданную тему Практикум Самостоятельная работа 50 вариантов заданий
Часть 2
20 Задание 2 (прошлая версия А1). Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум АС. 5
21 Задание 3 (А3) Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум АС. 45
22 Задание 4 (А6). Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум АС. 48
23 Задание5 (А7). . Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум АС. 53
24 Задание 6 (В1) Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум АС. 59
25 Задание 7 (В2). . Словосочетание Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум АС. 68
26 Задание 8(В3). Предложение. грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум АС. 74
27 Задание9( В4).Осложнённое простое предложение Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум ВС. 5
28 Задание10( В5). Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум ВС. 10
29 Задание11( В6) Синтаксический анализ сложного предложения Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум ВС. 16
30 Задание 12(В7). Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум ВС. 21
31 Задание 13(В8). Синтаксический анализ сложного предложения. Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум ВС. 44
32 Задание14( В9 Сложные предложения с разными видами связи между частями. Практикум Работа с тестом, заполнение бланков Практикум ВС. 52
33 Демоверсия 2016. Закрепление знаний на практике. Практикум Работа с тестом, заполнение бланков ФИПИ
34 Закрепление знаний на практике Практикум Работа с тестом, заполнение бланков ФИПИ
Раздел 5. Литература
Для учителя:
Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, АстрельСычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/Работы учащихся
Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1).
Для учащихся:
Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методические рекомендации учителю русского языка, готовящему учащихся 9 класса к итоговой государственной аттестации
I. Методика проведения урока-изложения. (2 часа)
урок
Объявление цели урока
Актуализация опорных знаний (что такое тема, идея, план)
Вступительная беседа
Чтение текста
Беседа по тексту
Составление плана изложения
Работа по плану (деление текста на части, анализ)
Чтение и языковой разбор текста (выявление выразительных и изобразительных средств, обоснование их применения в тексте)
Анализ грамматических форм
Устный пересказ
Орфография, пунктуация, лексическая работа
Повторное чтение текста
Написание изложения
2 урок
Анализ изложения.
Возможно также редактирование текста, его исправление.
II. Требования к сжатому изложению.
вычленение в тексте основных микротем
обобщение содержания исходного текста
•необязательность сохранения авторского стиля (однако, выпускник должен использовать авторские ключевые слова)
сохранение последовательности в развитии событий
наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части
использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия
установление смысловой связи между предложениями
7
•использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания
III. Особенности работы с текстом. Приемы сжатия текста.
Сжатое изложение - наиболее трудный вид изложения, т.к. при написании сжатого изложения необходимо добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Следовательно, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
К приемам сжатия текста путем его языковой переработки – упрощению – относятся:
образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
разбивка сложного предложения на сокращенные простые
4) перевод прямой речи в косвенную
2.Работа с текстом на этапе чтения (знакомство со смысловой стороной текста)
Необходимо добиться знания учащимися особенностей строения описания, повествования, рассуждения.
Систематически следует работать над строением абзаца, добиваясь понимания того, что первые фразы абзаца особенно важны, т.к. именно они выражают обобщающие, «узловые» суждения автора, к которым «привязываются» все другие мысли.
Следует целенаправленно учить школьников искать основные мысли текста в начале текста или в его конце (как тезис или вывод), а
также вычленять оценочную лексику и на ее основании формулировать основную мысль высказывания.
Наиболее известные задания, способствующие более осмысленному восприятию исходного текста:
Выделите опорные слова в предложении, абзаце.
Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
Изложить данный текст в тезисной форме.
Изложите сжато содержание предложения, абзаца.
Выделите в тексте смысловые части (абзацы). В каждой части определите основную мысль. Составьте тезисный план.
Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
Замените текст его аннотацией.
Составьте вопросный план к тексту.
Передайте содержание развернутого абзаца абзаца 5-2 предложениями,
Следует уделить особое внимание формированию навыка составления тезисного плана текста на основе первичного знакомства с текстом на этапе аудирования (темп чтения указан в рекомендациях к проведению экзамена).
Этап редактирования текста
Вторичный текст при сжатии должен соответствовать всем признакам текста:
Содержательно – тематическое единство
Подчиненность всех предложений главной мысли
Связность
Логичность и последовательность
Завершенность
Стилевая целостность
Основные недостатки ученических работ:
-4445-698500Нарушение границ предложений
Слабая связность предложений между собой
Употребление слова в несвойственном ему значении
Неоправданный повтор слова, дублирование информации
Неверное выделение микротем (абзацев)
Смешение прямой речи и косвенной
Смысловые лакуны
Средства связи предложений и частей текста
Лексические средства связи:
Лексический повтор
Однокоренные слова
Синонимы
Антонимы
Морфологические средства связи:
Местоимения (указательные и личные)
Сочинительные и подчинительные союзы
Частицы
Единообразие видовременных форм глаголов
Наречия
Синтаксические средства связи:
Порядок слов
Вводные слова, словосочетания, предложения
Вопросительные предложения (Риторические вопросы)
Синтаксический параллелизм и т. д.