МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (СОЧИНЕНИЕ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (СОЧИНЕНИЕ)
Определение идеи сочинения
Прежде чем составлять план будущей работы, необходимо определить и сформулировать идею сочинения, т. е. найти ту главную мысль, доказательством которой и явится написанное сочинение. Четко сформулированная и осознанная идея сочинения поможет сконцентрировать внимание на определенном, конкретном аспекте избранной темы.
Надо иметь в виду, что определение идеи сочинения - процесс неоднозначный, для раскрытия темы можно выделить не одну, а несколько идей, найти несколько направлений, в связи с которыми может быть реализована конкретная тема. Уже при анализе темы идея сочинения обычно выступает в качестве гипотезы, предположения. Если не ограничить себя выбором какого-либо одного направления, то тема будет раскрыта неглубоко хотя бы потому, что невозможно в одном сочинении одинаково полно и всесторонне раскрыть тему по всем направлениям. Таким образом, выбор направления помогает определить границы сочинения и более конкретно с формулировать идею, которая будет доказана, мотивирована в сочинении.
Так, например, при раскрытии темы "Образ родины в поэзии А. Блока" за основу могут быть взяты разные идеи, позволяющие по-разному раскрыть данную тему:
1. Историческая судьба России в поэзии А. Блока. Эта идея дает возможность связать тему родины и тему революции у Блока и говорить об образе родины в связи с важнейшими историческими событиями в национальной истории; 2. Образ родины сквозь образ родного города (Петербурга) у Блока. Сформулированная таким образом идея работы позволяет конкретизировать достаточно обширную тему и раскрыть ее через образ близкого Блоку города; 3. "О, Русь моя, жена моя..." Здесь идея выводит на первый план субъективный ракурс восприятия поэтом родины.
Каждая из предложенных идей сочинения может быть избрана в качестве определяющей, другие же могут стать дополнениями к ней. Но в любом случае, учитывая возможность многоаспектного раскрытия темы сочинения, лучше всего оговорить (обосновать) выбор доминирующего направления во введении (вступлении) к работе. Это позволит избежать упреков в неполном раскрытии темы и подведет проверяющего к необходимости оценивать сочинение с той точки зрения, которая была избрана и обоснована пишущим.
Задание: Определите идеи сочинений на следующие темы: 1. Тема "божества" и "вдохновения" в лирике А. Пушкина.2. "Вся Россия" в поэме Н. Гоголя "Мертвые души". 3. "...природа есть, была и будет источником жизни..." (по лирике Ф. Тютчева и А. Фета). 4. "Невозможно понять историю России во II-ой половине XIX века без помощи Салтыкова-Щедрина" (Л. Толстой). 5. Тема любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина. 6. Образ Родины в лирике А. Блока и В. Маяковского. 7. Проблема гуманизма в творчестве А. Платонова. 8. Мой современник на страницах русской литературы (80 - 90-е годы XX в.). 9. Человек на войне (по произведениям современной русской поэзии).10. Тема "отцов и детей" в русской драматургии 70-90-х годов XX в.
Подбор материала
Избрав и обдумав тему, определив основную идею сочинения, необходимо обратиться к подбору возможно большего (с последующим сокращением) материала, фактов, сведений, имеющих прямое отношение к данному сочинению. Подбор материала приходится производить каждому пишущему сочинение; другое дело, что нередко этот процесс протекает "стихийно", необдуманно, по ходу написания сочинения. Естественно, что при отборе материала доминантная роль отводится идее сочинения, а не теме. В качестве примера можно обратиться к теме "Внесценические персонажи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"" и попытаться проанализировать, что необходимо написать в работе, чтобы наиболее полно и глубоко раскрыть тему данного сочинения. Итак, в комедии огромное количество внесценических (находящихся "вне сцены", упоминаемых) персонажей. Часто пишущий ограничивается тем, что называет пять-шесть имен, относящихся к "фамусовскому обществу" (Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, "французик из Бордо", "княгиня Марья Алексевна"), дает им характеристику, а затем переходит к тем героям, которые "созвучны" Чацкому (князь Федор, двоюродный брат Скалозуба). Однако без ответа остается главный вопрос (и, по сути, нереализованной идея): почему в "Горе от ума" так много внесценических персонажей? Только исходя из этой задачи можно начинать отбор материала. Заметим во вступлении, что Грибоедов сделал все, чтобы, сохранив (согласно требованиям классицизма) единство места и времени, расширить пространственно-временные границы произведения. И внесценические персонажи оказались едва ли не ключевыми в этом решении. В комедию, благодаря им, полноправно "входит" не только Москва начала века ("французик из Бордо", арапка-девка, Ипполит Маркелыч Удушьев и др.), но и Петербург (например, "известная" Татьяна Юрьевна). Еще интереснее при помощи внесценических героев автор раздвигает временные рамки действия, заставляя вспомнить вельмож "времен очаковских и покоренья Крыма", упоминая родителей Чацкого и отца Молчалина, сравнивая "век нынешний и век минувший". Эпизоды, контекст, в котором возникает тот или иной внесценический образ, очень важны для раскрытия темы сочинения. Эти эпизоды и могут стать материалом для исследования. И еще одна рекомендация перед составлением плана. Следует помнить, что отобранный цитатный материал должен быть не только необходимым, но и достаточным: перегружать сочинение цитатами, приводить громоздкие цитаты не рекомендуется.
Задание: Подберите материал, определите круг произведений, которые следует проанализировать, работая над темой: 1. "Герой" своего времени (по произведениям русской литературы XIX в.). 2. Образ Наполеона в русской литературе XIX в. 3. "Печально я гляжу на наше поколенье..." (по лирике М. Лермонтова).4. Русская столица и русская деревня в произведениях Н. Некрасова. 5. "Дворянские гнезда" в изображении И. Тургенева и Л. Толстого.6. Проблемы русской жизни конца XIX - начала XX в. в пьесе М. Горького "На дне".7. Революция и гражданская война в русской поэзии 20-30-х годов XX в.8. Образ родины в поэзии А. Блока.9. Петербург в русской поэзии 80- 90-х годов XX в. 10. "Обратимся еще раз к истории. Она ключ к пониманию народов" (по произведениям русской литературы (70 -90-х годов XX в.).МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (СОЧИНЕНИЕ)
Вступление. Основная часть. Заключение
Введение (вступление). Вступление - это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано "выпукло", ярко. Для "надежности" можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы. Начинать, что называется, "ab ovo" - например, с излюбленной всеми школьниками и абитуриентами фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), - категорически нельзя. Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья начиналось с описания того, как "сначала Земля была огненным шаром"… Началу сочинения следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным.
Вариантами начала вступления могут быть - цитата из анализируемого текста; - высказывание критика, суждение которого автор сочинения "с текстом в руках" решил подтвердить или опровергнуть; - вопрос, требующий разрешения; - рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы; - наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора. Так, например, во введении к сочинению "Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" " "вводные" рассуждения могут быть связаны с осмыслением понятия "главный герой", "образ главного героя" в литературном произведении, с определением художественно эстетической функции ведущего персонажа, осознанием его роли и места в литературном произведении, о его значении для воплощения авторского замысла и реализации основной идеи произведения. Аналитическое введение (анализирующее ключевое понятие темы) может быть дополнено литературным контекстом, именами авторов или названиями произведений, в которых затрагивается та же тема, в которых ставятся сходные проблемы. Как один из возможных вариантов, литературной ряд может заключаться именем того писателя, творчеству которого будет посвящено данное сочинение. Приведем примеры вступлений к двум сочинениям.
1. Судьба русского интеллигента в литературе 60-90-х годов
"Интеллигент - это представитель профессии, связанной с умственным трудом, и обладающий умственной порядочностью", - писал Д.С. Лихачев, отмечая, что "основной принцип интеллигенции - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория". Изображение в русской литературе "особой прослойки" общества имеет весьма давние традиции. Ее представителям присуще чувство ответственности за то, что происходит вокруг. Достаточно вспомнить Пьера Безухова, Андрея Болконского, Федора Лаврецкого… В литературе ХХ века воплощением образа истинного интеллигента для меня стал доктор Живаго, герой одноименного романа Б. Пастернака".
2. Мои современники на страницах литературы последнего десятилетия
"Не рассчитывай на потомков. Предки тоже на нас рассчитывали". Совсем недавно я прочитала эти слова, небрежно написанные маркером, на стене дома около автобусной остановки. Позже я узнала, что они принадлежат Хенрику Ягодзиньскому. И задумалась: зачем надо было разрисовывать стены и говорить, что нам следует рассчитывать лишь на самих себя, на свое поколение? Поколение "П"? "Человеков разумных", оставляющих везде свои "наскальные" надписи? "Новых русских", о которых пишут в криминальной хронике? Или молодых людей, приносящих себя в жертву наркотикам? К сожалению, сейчас большинство именно так и представляет себе современную молодежь. Хотя всего пятнадцать-двадцать лет назад многое выглядело иначе: с течением времени изображение молодых людей в художественной литературе изменилось. Мои родители с гордостью считали себя современниками Жени Столетова, героя повести В. Липатова "И это всё о нем…". А какими рисуют молодых людей, представителей моего поколения нынешние писатели? Ответ можно найти в "Дорогой Елене Сергеевне" Л. Разумовской, "Кавказском пленном" В. Маканина, "Лохе" А. Варламова, "Цепном щенке" А. Бородыни, "Сыне дерева" Д. Бакина, "Герое рабочего класса" А. Цветкова-младшего… Каков же он, мой современник, на страницах литературы последнего десятилетия?"
Основная часть. Если целью введения было подвести к теме, приоткрыть некий аспект, в котором тема будет раскрыта, то в основной части (в двух и более подпунктах центральной части составляемого плана) необходимо раскрыть тему, причем сделать это логично, аргументированно и динамично. Если вступление в плане может быть озаглавлено по ключевому слову, выделенному в теме сочинения, то основная часть может иметь в качестве заголовка формулировку основной идеи сочинения, а ее подпунктами может стать совокупность тех аргументов (материала, фактов, эпизодов, мыслей и т. д.), из которых складывается (или на которые раскладывается) эта основная идея. В хорошо составленном плане, ориентированном на максимально полное и изящное раскрытие темы, подпункты основной части не могут быть свободно, без потерь для идеи сочинения, поменяны местами и заменены друг другом, так как каждый из аргументов - составляющая логической цепи развития мысли автора работы. Впрочем логика расположения аргументов (т. е. подпунктов основной части плана) может быть различной. Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли "по нарастающей". Например, основная часть плана к теме ""Оружия любимейшего род" (сатира В. Маяковского)" может выглядеть следующим образом: Сатира В. Маяковского в борьбе: - против мещанства ("О дряни", "Маруся отравилась"); - против бюрократизма ("Прозаседавшиеся", "Бумажные ужасы"); - против подхалимажа и сплетен ("Общее руководство для начинающих подхалимов", "Подлиза", "Сплетник"). Формулировки пунктов плана могут быть более обширными и развернутыми. В данном случае они представлены в кратком виде, во-первых, для наглядности, во-вторых, как пример того, как могут быть сформулированы пункты плана в "рабочей" экзаменационной обстановке в условиях ограниченного времени. Работая над основной частью, следует также помнить о красных строках, грамотном цитировании текстов произведений, способах оформления поэтических и прозаических цитат. Вводные слова "я думаю" или "мне кажется" ("Я думаю, что Л. Толстой - великий русский писатель") лучше заменить конструкциями типа "вероятно", "думается, что", "кажется", "возможно", "может быть" и другими. Постарайтесь уже в черновике устранить речевые недочеты и грамматические ошибки.
Заключение. Как уже говорилось, каждая часть сочинения, а следовательно, и составляемого плана выполняет особую, только ей присущую функцию. И, как явствует из названия, функция заключения - в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему. Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие, хотя на практике эти "чистые" виды нередко могут сливаться и соприсутствовать в сочинении. Что касается заключения-вывода, то уже само название демонстрирует его главную черту: основная мысль, которая превалирует в данном заключении, выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако не следует под заключением-выводом понимать краткое повторение того, о чем шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде. Так, например, если тема сочинения ""В мой жестокий век восславил я свободу" (А. С. Пушкин)" и аргументы основной части заключались рассмотрении свободолюбивых мотивов пушкинской лирики, то заключение-вывод может содержать мысль об органичности этой темы поэзии Пушкина в целом. Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение- следствие требует привлечения знаний экзаменующегося из сферы общественно-исторической или литературно-исторической. Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств, а может быть, на последующее творчество того художника, о котором шла речь в сочинении, и т. д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (СОЧИНЕНИЕ)
Работа над текстом
Начиная писать сочинение по уже продуманному плану, необходимо помнить о соразмерности всех частей работы.
Продвигаясь от одной части к другой, необходимо следить за тем, логично ли связаны между собой отдельные части сочинения, удачны ли переходы от одной части к другой и есть ли в них те аргументы, совокупность которых составляет (или составит в конечном счете) основную идею сочинения. Доказывая идею сочинения и обосновывая ее слагаемые, необходимо постоянно помнить об иллюстративном (текстуальном) материале, о необходимости каждое свое наблюдение, мысль иллюстрировать цитатой или отсылкой к какому-либо эпизоду текста.
Своеобразным украшением сочинения может быть эпиграф. Подобранный точно и к месту, он не только поможет настроиться на определенный эмоциональный лад, но подскажет стиль изложения и характер восприятия материала, укажет на идею сочинения, уточнит и углубит ее. Однако непосредственно на экзамене в условиях ограничения времени быстро найти точный и эмоционально окрашенный эпиграф очень трудно. И, учитывая то обстоятельство, что отсутствие эпиграфа на оценку не влияет, от него можно отказаться.
Итак, черновик написан, но работа еще не закончена: сочинение должно быть отредактировано, переписано и проверено.
При проверке содержательности сочинения полезно встать на позиции проверяющего, для которого важно, чтобы работа была написана логично, мысли выражены четко и последовательно, а язык и стиль работы соответствовали бы теме и были, по возможности, оригинальны, хотя и без ложной изобретательности и ненужных ухищрений.
Для того, чтобы абитуриент смог самостоятельно проконтролировать качество исполнения сочинения, он, проверяя черновой вариант своего сочинения, должен задуматься над следующими вопросами:
Соответствует ли написанное сочинение теме, которая была избрана и которая вынесена в название?
Находит ли свое отражение в тексте главная идея сочинения, отражается ли динамика ее воплощения в различных частях написанного сочинения?
Выдержана ли жанровая (композиционная) структура сочинения (введение - основная часть - заключение)?
Соразмерны ли отдельные части сочинения и логичны ли переходы от одной части к другой?
Соответствует ли язык и стиль изложения избранной теме?
Достаточен ли цитатный материал, предложенный в сочинении, и грамотно ли он оформлен?
Наконец, абитуриент должен задуматься о грамотности выполненного им сочинения, попытаться проанализировать затруднительные случаи написания слов, обдумать стилистический строй сочинения, задуматься над структурой отдельных фраз и предложений, верно расставить знаки препинания.
Только после этого абитуриент может приступать к переписыванию чернового варианта сочинения на чистовик. И сделать это необходимо аккуратно, внимательно, не допуская ошибок, соблюдая правила оформления письменной работы. Оставшееся после переписывания время должно быть использовано на проверку и перепроверку написанного сочинения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (СОЧИНЕНИЕ)
Работа над текстом
Начиная писать сочинение по уже продуманному плану, необходимо помнить о соразмерности всех частей работы.
Продвигаясь от одной части к другой, необходимо следить за тем, логично ли связаны между собой отдельные части сочинения, удачны ли переходы от одной части к другой и есть ли в них те аргументы, совокупность которых составляет (или составит в конечном счете) основную идею сочинения. Доказывая идею сочинения и обосновывая ее слагаемые, необходимо постоянно помнить об иллюстративном (текстуальном) материале, о необходимости каждое свое наблюдение, мысль иллюстрировать цитатой или отсылкой к какому-либо эпизоду текста.
Своеобразным украшением сочинения может быть эпиграф. Подобранный точно и к месту, он не только поможет настроиться на определенный эмоциональный лад, но подскажет стиль изложения и характер восприятия материала, укажет на идею сочинения, уточнит и углубит ее. Однако непосредственно на экзамене в условиях ограничения времени быстро найти точный и эмоционально окрашенный эпиграф очень трудно. И, учитывая то обстоятельство, что отсутствие эпиграфа на оценку не влияет, от него можно отказаться.
Итак, черновик написан, но работа еще не закончена: сочинение должно быть отредактировано, переписано и проверено.
При проверке содержательности сочинения полезно встать на позиции проверяющего, для которого важно, чтобы работа была написана логично, мысли выражены четко и последовательно, а язык и стиль работы соответствовали бы теме и были, по возможности, оригинальны, хотя и без ложной изобретательности и ненужных ухищрений.
Для того, чтобы абитуриент смог самостоятельно проконтролировать качество исполнения сочинения, он, проверяя черновой вариант своего сочинения, должен задуматься над следующими вопросами:
Соответствует ли написанное сочинение теме, которая была избрана и которая вынесена в название?
Находит ли свое отражение в тексте главная идея сочинения, отражается ли динамика ее воплощения в различных частях написанного сочинения?
Выдержана ли жанровая (композиционная) структура сочинения (введение - основная часть - заключение)?
Соразмерны ли отдельные части сочинения и логичны ли переходы от одной части к другой?
Соответствует ли язык и стиль изложения избранной теме?
Достаточен ли цитатный материал, предложенный в сочинении, и грамотно ли он оформлен?
Наконец, абитуриент должен задуматься о грамотности выполненного им сочинения, попытаться проанализировать затруднительные случаи написания слов, обдумать стилистический строй сочинения, задуматься над структурой отдельных фраз и предложений, верно расставить знаки препинания.
Только после этого абитуриент может приступать к переписыванию чернового варианта сочинения на чистовик. И сделать это необходимо аккуратно, внимательно, не допуская ошибок, соблюдая правила оформления письменной работы. Оставшееся после переписывания время должно быть использовано на проверку и перепроверку написанного сочинения.