Комплексная проверочная работа для 4 класса
Итоговая комплексная проверочная работа №3
Лекарственные растения Республики Мордовия.
Прочитай текст и выполни задания.
Замечательное богатство природы – лекарственные растения! Так называются те, которые можно применять для лечения людей и животных.
На нашей планете существует пятьсот тысяч растений, из которых более двенадцати тысяч — лекарственные.
Издавна пользовались люди дарами «зелёной аптеки» природы. Тайны лечебных трав знали в Древнем Египте и Греции, в Индии и Китае. В Древнем Египте, например, широко использовались масла и бальзамы на основе алоэ, можжевельника и подорожника.
Лечение травами использовали и славянские народы. Самые старинные лекарственные растения Древней Руси — чеснок, лук, хрен и шиповник.
Они зачастую живут рядом с нами. Просто люди не знают о чудесных свойствах самых обыкновенных кустарников, трав и деревьев.
Лекарственные растения в Мордовии произрастают повсеместно, занимают все возможные ниши и представлены большим разнообразием видов. В лесах республики сосредоточены богатые запасы лекарственных и ягодных растений. На территории региона выявлено 150 видов лекарственных растений, из них 70 используются в научной медицине. Наибольший интерес для промышленной заготовки представляют черника, брусника, толокнянка, лапчатка прямостоячая (калган), рябина обыкновенная, зверобой четырехгранный, малина обыкновенная. До 70% выявленных доступных запасов лекарственных растений приходится на листья и побеги брусники, черники и багульника. Часто встречаются: толокнянка (в сухих сосновых борах), ландыш (в смешанных лесах), ятрышник, Хотя запасы основных видов лекарственных растений оцениваются в 10,5 тыс. т., объем промышленных заготовок лекарственных растений в республике в настоящее время незначителен – всего 5-6 т. в год.
Рано весной на оттаявших полянках нашей республики появляются маленькие золотисто-желтые цветы. Что это? Необычное растение! Это цветы мать-и-мачехи. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.
А вот и еще одно растение-доктор. Это – подорожник, такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то это растение остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
Лекарств в «зелёной аптеке» много, но ярлычков с описанием здесь нет. Ядовитые растения зачастую выглядят так же притягательно, как и полезные представители лекарственного мира растений. Поэтому прибегать к помощи растений следует только по рекомендации врача.
Земля наша щедра и плодородна: луга, леса, горы, степи, даже болота дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве целебных. С их помощью вы сможете поправить свое здоровье. Только не рвите их напрасно, ведь главной заповедью древней мордвы было «не губи зря!». Помните oб этом. Берегите природу родного края!
Задание 1. К какому из перечисленных ниже жанров, ты бы отнес прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.
А) Сказка
Б) Легенда В) Повесть
Д) Научно-популярный текст Задание 2. Сколько абзацев в этом тексте? Запиши цифрой.
Ответ:______
Задание 3. Перечитай текст и «расскажи» о лекарственных растениях, коротко ответив на вопросы таблицы.
Вопрос Ответ
1) Какие растения называют лекарственными?
1)
2)Как называют люди лекарственные растения?
2)
3) Из каких лекарственных растений готовились масла и бальзамы в Древнем Египте? 3)
4) Перечисли лекарственные растения Древней Руси. 4)
5) Почему прибегать к помощи растений следует только по рекомендации врача ? 5)
Задание 4. Найди в 3 абзаце первое предложение . Спиши его. Выдели в нём грамматическую основу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо исправь.
Задание 5. Найди в этом же предложении слово в котором - звуков меньше, чем букв. Выпиши это слово. Запиши цифрами количество звуков и букв в слове.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.Найди первое слово в 6 абзаце, выпиши его, разбери по составу
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. В третьем предложении 3 абзаца найди слово, которое подходит к данной схеме. Выпиши его.
□
Задание 8. Реши задачу.
У одуванчика, выросшего в тени, лист имеет длину 30см. У экземпляра, выросшего на солнцепеке длина листовой пластинки всего 3 см. Во сколько раз длина первого листа больше длины второго листа?
____________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ__________________________________________________________
Задание 9.
Найди в первом, втором и третьем абзацах по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице, и заполни таблицу. Орфограммы подчеркни.
Орфограммы Слова
и, у, а после шипящих проверяемая безударная гласная в корне Непроверяемая безударная гласная в корне Задание 10.
Высота стебля гусиного лука ненецкого может достигать 15 см. Высота стебля лилии саранки может быть 120 см. Во сколько раз стебель лилии больше стебля гусиного лука?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ__________________________________________________________
Задание 11.
Пластинки листьевкувшинки чисто-белой могут достигать в диаметре 30 см, а цветки -10 см. Во сколько раз диаметр листа может превышать диаметр цветка кувшинки?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ__________________________________________________________