Выступление на педагогическом совете Требования к метапредметному уроку. Технология подготовки к метапредметному уроку


Метапредметный урок: требования к современному метапредметному уроку и технология его подготовки.
Старый лозунг «Учись учиться» приобретает современное звучание, поскольку школа призвана вооружить учащегося не только (и не столько) некоей суммой знаний, но, прежде всего, научить его самого добывать информацию из различных источников, перерабатывать ее и применять полученные знания на практике. Именно достижение метапредметных результатов призвано решить эту задачу.
Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием. Метапредметный подход подразумевает промысливание (а не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.

Достижение метапредметных результатов, когда учитель, помимо предметных, ставит метапредметные цели, предъявляет современному уроку определенные требования:
 урок должен иметь мотивирующее на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы;
 учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся; тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и осознаются учащимися;
 учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
 урок должен быть развивающим;
 учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
 минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
 времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровьесбережение;
 учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
При планировании урока необходимо учитывать такие принципы педагогической техники, как свобода выбора действия, принцип открытости, принцип деятельности, принцип идеальности (высокого КПД) и обратной связи. Это означает, что ученик имеет право выбора в любой обучающей ситуации, он должен не только получать от учителя знания, но и сталкиваться с проблемами, решения которых выходят за рамки изучаемого курса, уметь применять полученную теорию в практических целях. На занятии должны максимально использоваться возможности и знания самих учащихся, а держать под контролем учебную ситуацию поможет система приемов обратной связи.
Идеальный урок – тот, на котором учитель направляет, ненавязчиво корректирует работу учащихся, так что у них создается ощущение, что они ведут урок сами.
Основные типы уроков остаются прежними, однако есть некоторые изменения. Так, урок изучения нового материала, образовательная цель которого – изучение и первичное закрепление новых знаний, расширение понятийной базы учебной дисциплины, может быть традиционным (комбинированным) уроком, а может быть проведен в форме лекции, экскурсии, практикума и т.д. Метапредметная цель такого урока - формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.
Образовательная цель урока закрепления знаний – выработка умений по применению знаний. Здесь уместны такие формы, как практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование или консультация. Метапредметная цель - формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок.
Урок комплексного применения знаний также может быть практикумом, лабораторной работой, семинаром и т.д. Образовательная цель – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Метапредметная цель несколько иная: формирование способностей выбора способов деятельности в конкретной ситуации и их корректировки.
Урок обобщения и систематизации знаний может проводиться в форме семинара, конференции, круглого стола и т.д. Образовательная цель такого урока – обобщение единичных знаний в систему. Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины.
Наконец, урок контроля, оценки и коррекции знаний представляет собой контрольную работу, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Имеет образовательную цель – контроль и самоконтроль уровня усвоения изученных понятий и способов деятельности. Метапредметная цель такого урока - формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Признаки метапредметного урока
В основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
 формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
 проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
 активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
 построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Урок понимается как «организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время» В этом определении следует обратить внимание на то, что учебным материалом учащийся овладевает самостоятельно и в процессе деятельности, а задача учителя – организовать эту деятельность. Таким образом, цели, содержательная наполненность, требования к результатам учебной деятельности существенно изменились в свете нового стандарта.
Основными методическими принципами современного урока являются:
 субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
 метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
 деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
 рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
 импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Подготовка метапредметного урока
Если меняется деятельность учителя и учащихся на уроке, то и сам процесс подготовки учителя к метапредметному уроку будет иным, нежели к уроку традиционному. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из нескольких этапов.
1. Определите тему занятия. Она не обязательно должна совпадать с формулировкой Программы по предмету. Например, тему урока истории в 6 классе (учитель Шинкарева Н.А., г. Южносахалинск) учащиеся в результате разрешения проблемной ситуации сформулировали следующим образом: «В чем сила государства?» (формулировка Программы – «Византийская империя»).
2. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п. Однако для того чтобы определить «новое», необходимо вспомнить «старое», т.е. имеющуюся у учащихся базовую информацию относительно изучаемого объекта.Задача учителя в начале урока – актуализировать, т.е. дать возможность вспомнить эту информацию.
Этот этап подготовки урока тесно связан с целеполаганием.
3. Целеполагание – настолько важный этап планирования учебного занятия, что его следует рассмотреть подробнее. Достижение цели зависит от того, каким образом она была задана. Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их достижения. Так, формулировки типа: «получить систематизированные сведения о дробях» или «формировать у детей историческое мышление» целями не являются, поскольку задают лишь направление деятельности, но не ее конечный результат - продукт образовательной деятельности. Наоборот, цели типа «разработать собственные версии происхождения дробей» или «предложить детям перечислить исторические события в их жизни и аргументировать их историчность» задают конечный продукт деятельности учеников, который может быть продиагностирован и оценен. Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания. А по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся.
Диагностика, контроль и оценка метапредметных образовательных результатов проводятся на основании создаваемой учеником образовательной продукции – текстов, суждений, моделей, образов, исследований, проектов, выполненных тестов, выводов, полученных в результате наблюдения или эксперимента и т.п. Планировать создание такой продукции необходимо на этапе целеполагания.
4. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
5. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся, в процессе которой они сообща обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использованием элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
6. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику, сравнив самостоятельно найденное решение с культурно-историческим аналогом. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п. В-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
7. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?». Очень важно отобрать и четко определить критерии и способы оценки факта достижения цели. Такие критерии должны объективно следовать из самой формулировки цели, а способы – давать возможность более или менее уверенной оценки. Идеальной, но редкой, является возможность математической фиксации контролируемых параметров. Чаще приходится прибегать к описанию некоторых состояний, возникших в результате учебной деятельности. В любом случае, характеристики, отражающие достижения цели, должны быть вами определены при целеполагании, до начала занятия. После проведения занятия, сравнивая достигнутый результат с планировавшимся, педагог получает возможность дальнейшего конкретного профессионального, результативного ведения своей педагогической деятельности, точно зная, каков уже достигнутый результат и что еще предстоит сделать.
8. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Типичные ошибки.
1. При определении содержания урока учитель идет «от себя», от своей цели – дать учащимся определенную порцию программного материала, а не от ученика и его деятельности по усвоению информации, которую он получает во время урока.
2. Формулирование цели с учетом процесса обучения, а не его результата: «обучать», «развивать», «готовить», «закрепить навык» и т.д.
3. Неясность или формальность постановки целей. Типичный пример – «подбор» под каждое занятие традиционной «триединой задачи» – познавательной, развивающей, воспитательной. Неудачны также формулировки типа «закрепить навык» (что значит закрепить?) или «приучать детей к…».
4. Абсурдность формулировок, когда цель составляется из услышанных (прочитанных) где-то штампов, не связанных между собой, не имеющих отношения к действительности или содержащих внутренние противоречия. Например: «Учитывать возрастные особенности для воспитания навыков, знаний и умений коллективно-творческого дела».
5. Избыточное количество целей. Если педагог ставит перед собой и учащимися 8–12 целей, они, очевидно, не могут быть исполнены.