Презентация для воспитательной работы в помощь классному руководителю


Традиции здоровья разных народов. Здоро́вье— состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Охрана здоровья человека - здравоохранение — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения Здоровье всегда у всех народов считалось главной ценностью. Здоровью цены нет.Здоровье за деньги не купишь. Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье – всего ценней. Дал бы Бог здоровья, а счастье найдём.Где здоровье, там и красота.Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял – всё потерял. Большое значение в сохранении здоровья отводится правильному питанию. Учеными давно отмечено, что разные народы и нации различаются друг от друга не исключительно внешними признаками, языком, культурой и бытом, а также имеют явные различия в здоровье, т.е. им присущи определенные заболевания. Не секрет и не новость, что сердечнососудистые заболевания в меньшей степени грозят жителям приморских стран, горцы Кавказа отличаются завидным долголетием, а южане за всю жизнь могут не узнать, что такое авитаминоз и т.п. По авторитетному мнению ученых, такие особенности вызваны своеобразным питанием. Россия В рацион русского человека входит много первых блюд: супов (грибных, рыбных), щей, борщей, окрошек, солянок. Выбор каш вообще богат чрезвычайно. Русская кулинария отличается блюдами из субпродуктов (студни, печень, почки, язык). Рыба раньше была гораздо более распространена, сейчас еда из рыбы встречаются все реже. Пряности, чаще всего присутствующие на столе: петрушка, чеснок, укроп, горчица, сельдерей, кинза, хрен, лук. На десерт, в качестве сладкого – густой кисель, исконно русское блюдо. Напитки – жидкие кисели, морс, квас, чаи, некогда привезенный из Китая и русскому человеку очень полюбившийся. Русская кулинария славится мучными блюдами: блинами, пирогами с разнообразными начинками. ВеликобританияОснова английской кухни – мясо, крупы, рыба, овощи. На первое чаще всего готовят популярные бульоны и супы-пюре. Предпочтение в мясе англичане отдают говядине, телятине, нежирной свинине. К мясу полагается подавать разнообразные соусы (томатный чаще всего), а на гарнир – овощи, картофель. Значительное место в меню англичан занимают разные пудинги. Из каш в особом предпочтении знаменитая «овсянка». Популярные напитки – чай с молоком, пиво. ГерманияОтличие немецкой кухни в разнообразии овощных блюд. Особенно популярна стручковая фасоль, морковь, цветная капуста, бобовые, отварной картофель и краснокочанная капуста. Немцы любят свинину, говядину, птицу и рыбу, едят много сосисок, колбас, яиц. На десерт предпочитают фруктовые салаты. Считается, что пиво – национальный немецкий напиток, а из безалкогольных им больше по душе кофе с молоком. ИспанияИсконно испанская кухня основана на простой еде – помидорах, чесноке, сладком перце, зелени, луке. На первое испанцам нравятся супы-кремы, у чесночного супа – особая популярность. Наряду с телятиной, молодой бараниной, говядиной а также свининой, испанцы едят с особым удовольствием блюда из домашней птицы. На сладкое испанская кулинария предлагает пироги с миндальным кремом. Что касается напитков, то натуральное слабоалкогольное вино особенно предпочитаемо жителями этой южной страны. ИталияСпагетти — национальное блюдо итальянцев, своеобразная визитная карточка Италии. К этому блюду подают разные соусы, масло или тертый сыр. Среднестатистический итальянский рацион состоит не только из общеизвестных овощей – помидор, кабачков, баклажан, артишоков, но и не таких известных – цикория, листьев одуванчика, салата-латука. Первые блюда, по традиции – прозрачные супы-пюре или с добавлением макаронных изделий. В Италии очень любимы сыры, которые подаются к супам, добавляются к овощным блюдам и в пиццу. Также в итальянской кухне широко применим рис, а виноградное вино считается национальным напитком итальянцев. КитайКухня этой страны чрезвычайно разнообразна и богата. Ее составляющие – самые разные продукты: рыба, крупы, мясо, домашняя птица, овощи, морские водоросли, молодые бамбуковые побеги. Но пальму первенства в китайской кухне давно присвоили рису. Многие китайские блюда готовятся из сои: масло, творог, молоко и пр. Очень популярные мучные изделия – лепешки, лапша, пельмени, вермишель, сахарное печенье. Китайцы очень любят овощи: капусту всех сортов, картошку, батат, чеснок, редьку, лук, томаты. Виртуозные китайские кулинары могут готовить необычайно вкусную еду из овощей. Из мяса наиболее предпочитаема свинина, а также мясо курицы и утки. Едят также и яйца этих птиц. Чрезвычайно любимы морепродукты и рыба. Чаи – напиток, конечно же, самый распространенный в стране, причем всех видов. Соединённые Штаты АмерикиК излюбленным блюдам американцев можно отнести салаты из овощей, фруктов, фруктовые десерты, птицу и мясо с гарниром из овощей. На первое американцы едят супы-пюре, бульоны. Мясо наиболее предпочитаемое – индейка, курица, говядина, свинина. Кстати, остротой кухня не отличается – почти все блюда не остры и малосольны. Для гарниров используют бобы, картошку, фасоль, кукурузу, горох. Макаронные изделия и крупы американцы не особо любят. В США распространены рестораны быстрого питания, где можно всегда съесть гамбургер, чизбургер, хот-дог и аналогичную «быструю» еду. Американцы пьют имбирное пиво, чай с лимоном и льдом, много черного кофе, который, однако, крепостью не отличается Скандинавские страныСтраны Скандинавии – Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания. Основа их кухни – морепродукты. На основе рыбы готовят множество блюд – от супов до салатов. Конечно же, вторые блюда из даров моря столь же разнообразны, а еще в скандинавских странах очень любят бутерброды, в подавляющем большинстве, все из тех же морепродуктов, а некоторые готовят в несколько рядов, состоящих из самых разных продуктов. Скандинавы любят мясо и много его едят, это и свинина, и телятина, и говядина. Еще одной особенностью скандинавской кухни можно назвать широкое применение молока и продукции из него. Также для этих стран традиционны каши, картошка. Из напитков скандинавский народ предпочитает кофе. ФранцияХарактерная особенность кухни Франции – овощное изобилие, в особенности корнеплодов. Широко применимы все виды мяса, многие сорта рыбы, а также морепродукты: лангусты, креветки, устрицы, морские гребешки. Из напитков предпочитаемы особенно минеральные воды, кофе и фруктовые соки. Япония Основа японской кухни – растительные продукты, рис, морепродукты, рыба и овощи. Мясо хотя и используется, но основой питания не является. Любимый пищевой продукт японцев – это рис. Огромное значение имеют блюда из сои и бобов. Большая часть национальной японской еды предполагает ее употребление с острыми приправами, готовят которые из зелени, редьки, редиса. Квашеные и соленые овощи также популярны. Даже такой беглый обзор кулинарных традиций различных стран может свидетельствовать о здоровье и образе жизни их жителей. К примеру, если судить по питанию, то жители Средиземноморья и Японии в гораздо меньшей степени подвергаются риску заболеть сердечнососудистыми заболеваниями, чем, скажем, жители Германии, России или США, поскольку японцы едят много сои, риса, рыбы и разных морепродуктов, а средиземноморские жители потребляют достаточно фруктов, морепродуктов, овощей и сухого вина. Физическое воспитание и закаливание детей.Адам Олеарий, немецкий учёный, побывавший в России в 1634 году пишет: ""... я с удивлением увидел, как русские мальчишки лет 8-ми, 9-ти или 10-ти, в тонких простых холщовых кафтанах, босоногие, точно гуси, с полчаса ходили и стояли на снегу, как будто не замечая нестерпимого мороза." У чувашей вплоть до конца 19 века существовал обычай, по которому ребёнка, родившегося зимой, в первый же день натирали (мыли) снегом. Деревенские дети удивительно легко переносили холод, по выносливости не уступали спартанцам. До первых снегов малолетние дети вместе с родителями спали в холодной клети под чапаном, который нередко покрывался инеем, а ребёнок всё-таки не простужался. Рано начинали брать новорожденного в баню, даже припаривали его берёзовым веником. Много места в физическом воспитании занимало катание зимой на санках, лыжах и коньках. Дети с малых лет упражнялись в борьбе. В состязаниях на Акатуе у чувашей и Сабантуе у татар активное участие принимали не только юноши и взрослые, но и подростки. Эти праздники являлись своеобразной проверкой постановки физического воспитания. Ещё в древности скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой, начиная с первого дня жизни. Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является четкий распорядок жизни. Считалось необходимым приучить его к строго чередующемуся приёму пищи, сна, отдыха, бодрствования. С детства старались привить те привычки и навыки, которые играли существенную роль в укреплении здоровья и повышении жизнедеятельности. Огромное значение придавалось сну малыша. Распространено мнение, что ребенок растет во сне, поэтому полагалось предоставить возможность спать младенцу в любое время суток. Остерегались укладывать его лишь в период захода солнца. По поверью, сон будет неспокойным из-за кошмарных сновидений, ребенок начнет путать день и ночь, проснётся с головной болью. Детей старшего возраста поднимали спозаранку, чтобы они вместе со взрослыми позавтракали и занялись своими обязанностями. Ребенка, да и вообще спящего человека старались разбудить очень осторожно. Многие народы считали, что во время сна душа покидает тело, и если человека разбудить внезапным окриком, то душа не успеет возвратиться, и он может умереть. В физическом воспитании большую роль играл труд: «Тот, кто трудится, тот бывает здоровым», «Человек закаляется в труде». Считалось, что физический труд развивает силу. У эскимосов, коряков, юкагиров и других народов Севера широко бытовали игры, воспроизводившие различные эпизоды охоты. Мальчиков с 8-10 лет брали на охоту и рыбную ловлю, приучали выслеживать зверя и птицу, ставить ловушки. Крупнейшим культурно-историческим событием в пропаганде закаливания, заставившим широкие круги Европы обратить внимание на оздоровляющие и целебные силы природы, было издание в 1761 г. романа в письмах литератора и философа Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Мысль автора, вложенная в уста главной героини романа, не потеряла своего значения и сегодня. Юлия, оценивая систему воспитания своего первенца, говорит: «Он привык бегать и в жару и в холод с непокрытой головой, носиться, пока не запыхается, обливаться потом, и он закален... ему не страшна простуда... Я боюсь губительной трусости родителей, ибо своими хлопотами и заботами они расслабляют, изнеживают ребенка... сковывают множеством ненужных предосторожностей и, наконец, достигают того, что на всю жизнь обрекают его неминуемым опасностям, от коих они желали уберечь его на короткий срок; своими стараниями спасти ребенка в детстве от безобидного насморка они заранее накликают на него воспаление легких, плевриты, солнечные удары и безвременную кончину». Основополагающим фактором, влияющим на развитие и здоровье детей, у мордвы считается обеспечение их сытным и разнообразным питанием (хотя в реальной жизни в большинстве семей это было трудно выполнить ...). В этом видели источник силы и здоровья. Этот народный взгляд ярко выражен в пословицах : «Мезе каят пекозт — ся ляды векозт» («Что съешь (буквально : вольешь в живот), то останется на всю жизнь»); «Кода ярхцай — стане касы, стаж ули» («Как ест — так растет, таким будет», «Кто сытно ест, тот не мерзнет», «Как ест, так и работает»). Традиции народной медицины. Замечательным достижением древних и средневековых медицинских знаний народов Азии является традиционная система индо-тибетской медицины, которая на протяжении долгих веков формировалась на основе лучших традиций народной медицины многих стран этого региона. (Собственно тибетская медицина складывалась на протяжении веков на основе древней индийской медицины и сохранила многие ее черты до последнего времени. Основное сочинение тибетской медицины «Чжуд-Ши» является переводом древней санскритской медицинской книги, ныне не сохранившейся. И потому вполне правомерно говорить не о чистой тибетской медицине, а об индо-тибетской традиционной системе.) Тибетская медицина В Древнем Китае профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. «Мудрый, - говорилось в «Трактате о внутреннем», - лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?». Поэтому в древнекитайской медицине большое внимание уделялось мероприятиям, способствовавшим укреплению здоровья. Важнейшими средствами для этого считались физические упражнения, водные процедуры, солнечное облучение, массаж, лечебная гимнастика, диета. Одним из важнейших направлений в медицине Древней Индии было предупреждение заболеваний, использование различных упражнений, например йоги, направленных на поддержание и укрепление здоровья, достижение нравственного и психологического равновесия. Древние индусы определяли здоровье как результат правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума. Поэтому усилия врачей направлялись на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей и элементов В России в старину лечением людей, страдающих разного рода недугами, занимались знахари. Раны, увечья, ушибы и вывихи исправляли и залечивали костоправы, родами ведали повитухи, у которых имелся определённый опыт, накопленный за многие столетия и передававшийся друг другу поколениями народных лекарей О самых простых способах лечения, практиковавшихся в России, свидетельствует и Адам Олеарий : "В России вообще народ здоровый и долговечный. Недомогает он редко, и если приходится кому слечь в постель, то среди простого народа лучшими лекарствами, даже в случае лихорадки с жаром, являются водка и чеснок, баня." Даже в XIX веке регулярное медицинское обслуживание населения отсутствовало. Некоторые представления о положении дел в этой области дает следующая запись П. И. Мельникова : «Во всякой мордовской деревне можно встретить множество взрослых, а еще больше детей с больными глазами; оспа также ещё свирепствует между ними». Живя в условиях постоянных эпидемий и высокого уровня смертности, люди были вынуждены искать помощи у высших сил, поэтому обращали свои взоры к милости Божьей. Так, неожиданное прекращение свирепствовавшей в 1830 г. в Пензе холеры связывали с чудотворной иконой Владимирской Богоматери, хранившейся во Вьясской пустыни в 40 верстах от Саранска.И вырабатывали и другие способы защиты от природы, от бедствий, от болезней. Одним из таких средств, основанным на непонимании истинных причин возникающих проблем (в том числе и со здоровьем) и на суевериях, были заговоры. Заговоры — это заклинания, произносимые с целью влияния на «божество», на «нечистую силу» или на силы природы. По тематике и объектам воздействия мордовские заговоры охватывают почти все области быта и семейно-бытовой жизни (заговоры для остановки кровотечения, от зубной боли, глазных болезней, пожара, нечистой силы, вора, врага и т. д.). Соответственно с этим, по функции воздействия, мордовские заговоры получили следующие названия : кор(т)хта(в)фтомат (наговоры), сюдомат (проклятия), шятнемат или эждемат (приворо-ты), кельм(евте)офтомат (отвороты), уфамат, кувамат (обдувание), озолмат (мольбы) и др. Заговор:Прогоню в пустой лес,Прогоню в пустое поле,На каменное место,Где люди не разговаривают,Где петухи не поют,Где мужики не пашут,Где лягушки не квакают. У каждого народа в течение многих веков также сформировались свои специфические приёмы и методы народной медицины. Ещё П. С. Паллас, изучавший в 1766 г. мордву-эрзю по реке Пьяне и мордву-мокшу д. Шадым Пензенской губернии, отмечал, что мордва в лекарство употребляет травы. Е. Зябловский в «Землеописании Российской империи» (1810) писал : «Мордва немало знают годных трав в лекарство и для крашения, и у всякого из них висит в сенях то та, то другая трава». ДУШИЦА ОБЫКНОВЕННАЯ. Широко применяется душица обыкновенная. Цветущую часть травы заваривают и пьют вместо ароматного чая в качестве мочегонного, потогонного, аппетитного, противовоспалительного, успокаивающего средства, улучшающего работу кишечника. Об одном из способов употребления мордвой душицы писал П. С. Паллас: «... душицу трут в порошок и присыпают к болячкам у детей». КРАПИВА. Крапиву двудомную используют как лекарственное средство при ревматизме сердца : запаривают корни крапивы, процеживают и пьют 4 раза в день. При внутренних кровотечениях пьют отвар крапивы. Для лечения ревматизма также применяли майскую крапиву : кипятили воду и в кадушке запаривали крапиву. Заболевшего погружали в эту массу на 20-30 минут. Нередко заваривали крапиву жгучую и лопух. Траву закладывали в равных количествах (по полведра) в большую ёмкость, кипятили 10 минут, настаивали, выливали в ванну, разбавляли тёплой водой и погружались на 15-20 минут. Необходимо не менее 10 процедур, которые лучше проводить в бане. СОСНА, СОСНОВЫЕ ПОЧКИ. В наборе средств народной медицины мордвы нашла свое место сосна обыкновенная — при бронхите, бронхиальной астме, воспалении легких и туберкулезе. Рецепт изготовления снадобья из нее известен издавна. Чугун наполняют доверху сосновыми почками, собранными в апреле-мае. Затем его заливают крепко подслащённой водой, кипятят на огне не менее 4-5 часов и ставят в горячую печь для настаивания. После процеживания оставляют на сутки. Полученную желеобразную массу пьют с горячим чаем. СОСНОВАЯ СМОЛА. Загустевшую смолу жуют для устранения запаха изо рта, кладут на больной зуб. Эффективным при кашле считается отвар из сосновых почек : горсть почек засыпают в чайник, кипятят 10 минут, дают 30 минут настояться; пьют в горячем виде 4-5 раз по полстакана в день, иногда вместе с медом. ПОЧКИ БЕРЁЗЫ, БЕРЁЗОВЫЙ СОК, БЕРЁЗОВЫЕ ЛИСТЬЯ.. Отвар листьев употребляли внутрь при простуде, кашле, парили ноги в березовых листьях.. Березовый деготь применялся как дезинфицирующее средство при лечении кожных заболеваний (повсеместно). Настой из берёзовых листьев пили также при заболевании печени. ПРОДУКТЫ ПЧЕЛОВОДСТВА. При лечении простудных заболеваний очень широко использовались продукты пчеловодства. На больной участок сажали пчёл, укусы которых помогали излечиваться от ломоты суставов, ревматизма, радикулита. ЛЕСНЫЕ МУРАВЬИ. Широкое распространение в народной медицине нашли лечебные средства, приготовленные из лесных муравьев. При простуде и ревматизме принимали муравьиные ванны : в бочке или чугуне заваривали принесенный муравейник, иногда с пихтовыми ветками, и сидели в этом отваре 20-30 минут. Нередко больные конечности засовывали непосредственно в муравейник, где они подвергались укусам насекомых, или же брали бутылку водки и опускали туда муравьев, в темном месте настаивали несколько недель; другой способ : в пустую бутылку засыпали чайную ложку сахарного песка и ставили в муравейник. После заполнения ее муравьями содержимое высыпали в керамический горшок и ставили в горячую печь. Через 12 часов вынимали и, полученным таким образом муравьиным спиртом, натирали больные места. Баня у разных народов. Вот что отметил французский наёмник Жак Маржерет, проведший несколько лет в Московии в самом начале XVII века (1600-1610 гг.) : "Они не знают, что такое врач, разве только император и некоторые главные вельможи.. Но если простолюдины заболевают, они берут обычно водки на хороший глоток и засыпают туда заряд аркебузного пороха или же головку толчёного чеснока, размешивают это, выпивают и тотчас идут в парильню, столь жаркую, что почти невозможно вытерпеть, и остаются там, пока не попотеют час или два, и так поступают при всякой болезни." Для русского народа издревле посещение бани было не просто способом помыться. Это целый ритуал, который совершенствовался из столетия в столетие. Вполне естественно, что в народном творчестве этому уделено немало внимания. Поговорки и пословицы о бане занимают достойное место в фольклоре. Баня – мать вторая: кости распарит и дело поправит; Баня парит – здоровье дарит; Баня парит, баня правит; Банька - не нянька, а хоть кого ублажит; Вылечился Ваня - помогла ему баня; После доброй бани – что ангел в чистой рани; В тот день не старишься, который в бане паришься; В бане помылся – что заново родился; На пару да баньке сорок болезней выходит; Коли б не баня, все бы мы пропали; Баня любую болезнь из тела гонит. Пар и парение в банеХороший парок, сладок как медок; Душистый пар не только тело, но и душу лечит; В бане парок и ладит, и гладит; Жаркий пар любой недуг исцелит; Баня без пара, что щи без навара; Поддай парок да лезь на полок; Жар костей не ломит. Банный веник Банный веник - главный лекарь; Банный веник дороже денег; Банный веник душу тешит да тело нежит; Баня без веника - что стол без соли; Веник в бане - всем начальник, всему голова; Веник - банный командир, всех побил и царю не спустил; Веник мал, да удал - всем порку задал. Издревле известны целительные свойства водных процедур, бани, ванн, компрессов, растираний с различными настойками, отварами. У всех народов баня почиталась как лучшая лечебница, укрепительница здорового духа. В бане происходили роды, здесь правили мышцы, вывихи, лечили радикулиты, бодрили чахлых детей, излечивали разного рода дерматиты и т. д. При гриппе, сопутствующем ему кашле, а также при всех простудных заболеваниях, равно и при некоторых других инфекционных заболеваниях, баня занимает до сих пор одно из главных средств лечения. При гриппе, сопутствующем ему кашле, а также при всех простудных заболеваниях, равно и при некоторых других инфекционных заболеваниях, баня занимает до сих пор одно из главных средств лечения. Единственным противопоказанием для лечения в ней была высокая температура больного. Целебное действие тепла, массажа березовым веником подкреплялось применением компрессов, ванн, ингаляций, растираний из отваров лекарственных трав. При кашле, насморке на каменку лили настой мяты, пихтовой хвои, тимьяна ползучего и дышали поднимающимся паром. Лечение в бане было распространено повсеместно. Основу его составляли действия, направленные на «выпаривание» болезни; вместе с тем оно имело вид магического обряда, которому предшествовал процесс подготовки самой бани и необходимых для этого средств : воды, камней, веника. Вот как проводилось лечение детей : «Воду приносили из трех источников, веник готовился из трёх берез (для девочки), дубов (для мальчика), камни собирали из трёх бань. Прежде чем начать лечение, знахарка готовила воду для пара. Для этого в ёмкость с водой опускали принесенные камни, предварительно их накалив и прочитав над ними молитву. Затем она поднимала на полати ребенка и парила его, а мать поддавала пару. Всю эту процедуру повторяли три раза, меняя веники. После совершения обряда, баню тщательно закрывали, чтобы болезнь не вернулась к ребенку .  Спасибо за внимание!