Методическая разработка учебного занятия по МДК01.03


Министерство Образования и науки Самарской области
ГАПОУ СО «Тольяттинский машиностроительный колледж»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
«Электрическая схема управления малым краном (тельфером)»

по МДК 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование
для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)



Разработала:
Клюнд Светлана Витальевна
преподаватель высшей категории
специальных дисциплин электротехнического профиля
Тольяттинского машиностроительного колледжа




2015 год
Аннотация:
Данное учебное занятие разработано для студентов 3 курса специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). На занятии студенты повторяют материал, связанный с электрооборудованием грузоподъемных механизмов: типы и устройство кранов, режимы работы и требования к электроприводу кранов. В качестве нового материала студенты изучают работу электрической схемы тельфера.
Целью данного занятия является демонстрация возможностей преподавания МДК01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование методом обучения в сотрудничестве и демонстрация элементов исследовательской деятельности студентов на учебном занятии. В процессе занятия создаются проблемные ситуации, которые решаются студентами с использованием интегрированных знаний по электрическим аппаратам, электрическим машинам, чтению электрических схем.
В процессе групповой работы у студентов развиваются коммуникативные умения. В ходе занятия у студентов развивается познавательный интерес, логическое мышление, умение сопоставлять данные из разных областей науки, анализировать их, выдвигать гипотезу, проверять ее, делать выводы. Данное учебное занятие формирует умение самостоятельно анализировать электрические схемы, строить речевое высказывание, вести дискуссию.
ВВЕДЕНИЕ

Открытое занятие МДК.01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование проводится согласно рабочей программе ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Данное занятие формирует знания и умения, необходимые для специалиста в производственной сфере. Приобретённые знания и умения используются студентами при выполнении курсового проекта по МДК.01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование.
В результате проводимого занятия студент должен
иметь представления:
– о прикладном характере МДК в рамках специальности;
– о принципах действия грузоподъемных механизмов;
знать:
– основные термины и определения;
– назначение электрооборудования кранов;
– работу электрической схемы тельфера;
уметь:
– определять оптимальные варианты использования электрооборудования;
– анализировать возможные неисправности в работе электрической схемы тельфера;
– работать в малых группах.
план-конспект учебного занятия
по МДК01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование

Тема: Электрооборудование крановых механизмов.
Тема занятия: Электрическая схема управления малым краном (тельфером).
Цели занятия:
Обучающая – обеспечить формирование знаний об электрооборудовании кранов;
– обеспечить формирование знаний о работе электрической схемы тельфера.
Развивающая – развивать умение анализировать нестандартные ситуации и делать выводы;
– развивать умения устанавливать межпредметные связи;
– развивать умения работать в малых группах;
– развивать умения представлять и отстаивать свое мнение;
– развивать умения оценивать свою и чужую работу.
Воспитательная – воспитывать умение преодолевать трудности;
– воспитывать культуру общения;
– практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: урок изучения нового материала, контрольно-обобщающий.
Метод: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации студентов: индивидуальный опрос, групповая работа, контролирующая деятельность.
Формы организации преподавателя: организация опроса, ведение дискуссии, консультирование.
Оборудование занятия: магнитная доска, экран, проектор. Ноутбук, действующая модель тельфера, персональные компьютеры – 5 шт. Плакат принципиальной электрической схемы тельфера, плакат электрической схемы тельфера с ошибками. Раздаточный материал для студентов, карточки-баллы, лист самооценки (по количеству команд), критерии самооценки (по количеству студентов).
Внутрипредметные связи: основы электропривода, классификация грузоподъемных механизмов, типы и устройство кранов.
Межпредметные связи: электрические аппараты, электрические машины, чтение электрических схем, компьютерная графика, производственное обучение.
Используемая литература: Соколова Е.М. Электрическое и электромеханическое оборудование. Общепромышленные механизмы и бытовая техника. М.: Мастерство, 2001г. Зимин Е.Н., Преображенский В.И., Чувашов И.И. Электрооборудование промышленных предприятий и установок. М.: Энергоиздат, 1981г.
Предварительная работа: разбить группу по психологической совместимости на команды по 67 человек с разным уровнем знаний. Расставить столы в кабинете таким образом, чтобы обеспечить возможность работы студентов в малой группе. На доске установить экран для демонстрации слайдов 15 (Приложение А). На столах у команд имеются: раздаточный материал по составлению конспекта занятия (Приложение Б), вариант электрической схемы с ошибками (Приложение В), лист самооценки команды и критерии самооценки студента (Приложение Д).
План занятия:
1. Организационный момент
1 мин

2. Постановка целей и задач
1 мин

3. Мотивация деятельности
2 мин

4. Актуализация опорных знаний
10 мин

5. Изучение нового материала
45 мин

6. Закрепление нового материала
25 мин

7. Итог занятия
3 мин

8. Домашнее задание
3 мин


Ход занятия:
Организационный момент: отметить отсутствующих, объявить тему занятия.

Постановка целей и задач: а) студенты должны изучить работу электрической цепи тельфера; б) студенты должны научиться анализировать неисправности в работе схемы; в) студенты должны научиться находить и исправлять возможные ошибки в схеме (Слайд №1).

Мотивация деятельности: Внутренняя – в цехах и на ремонтных участках современного производства очень широко используется грузоподъемные механизмы с электроприводом. Каждый квалифицированный специалист–электрик должен знать назначение, конструкцию, работу электрической схемы кранов, чтобы обеспечить их рациональную эксплуатацию и техническое обслуживание. Внешняя – на всех этапах занятия студент или команда в целом за каждое правильное действие получает карточку-балл (Приложение Ж), от количества набранных баллов зависит оценка, полученная на уроке (критерии оценки приведены в Приложении Е).

Актуализация опорных знаний: студентам предлагается ответить на вопросы по материалу предыдущих тем (Слайд №2). Члены других команд могут исправлять или дополнять ответы, преподаватель при необходимости уточняет ответы. За правильный ответ студент (команда) получает 1 балл + 1 балл за каждое дополнение (исправление) ответов других команд.

1. В каком режиме работает электрооборудование кранов?
– Электрооборудование кранов работает в повторно-кратковременном режиме – время работы и время остановки двигателей чередуются.
2. К какому типу кранов относится тельфер?
– Тельфер относится к малым кранам, т.к. его грузоподъемность не более 10 тонн. Тельфер относится к кранам легкого режима, т.к. продолжительность включения не превышает 25%, а число включений не более 40..60 в час.
3. Какие требования предъявляются к электроприводу малых кранов?
– Электроприводы малых кранов должны иметь жесткую механическую характеристику, осуществлять обязательное реверсирование, обеспечивать притормаживание при опускании грузов.
4. Какие виды движений должны обеспечить двигатели тельферов?
– Двигатели тельферов должны обеспечить горизонтальное перемещение груза «вперед-назад» и вертикальное перемещение груза «вверх-вниз».
5. Какие электрические двигатели рекомендуется использовать в электроприводах малых кранов?
– В электроприводах малых кранов рекомендуется использовать асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором из-за простоты конструкции и обслуживания.

Изучение нового материала: изучение нового материала проводится на нескольких этапах, позволяющих менять и разнообразить деятельность студентов на уроке. На каждом этапе команды получают баллы за работу на уроке. Команды, первыми выполнившие задание, получают дополнительные (бонусные) баллы.
а) Изучение работы тельфера:
Деятельность преподавателя
Деятельность студента

1. Объяснить условия работы электрической схемы тельфера: «Тельфер получает питание от цеховой электросети напряжением 380 В, в
цепи управления напряжение 110 В. Электропривод должен обеспечить перемещение груза «Вперед-назад» и «Вверх-вниз». В качестве грузозахватывающего приспособления используется электромагнит.
Включение и работа тельфера осуществляется от кнопочной станции без блокировки, т.е. тельфер работает до тех пор, пока нажата кнопка. Во избежание аварийных ситуаций схема должна предусматривать электромагнитную блокировку и ограничение движения груза в точках крайнего положения.
Электрическая схема защищена от коротких замыканий в силовых цепях и цепях управления и от перегрузок двигателей».
Записать в тетрадь условия работы электрической схемы тельфера (Слайд №3 или Приложение В).

2. Используя действующую модель, продемонстрировать студентам правильную работу тельфера.
Просмотреть демонстрацию работы тельфера


3. Дать задание студентам, на основании требований к электроприводу и условий работы электрической схемы тельфера, перечислить необходимое электрооборудование.
Записать в тетрадь электрооборудование, составляющее схему тельфера.
(1 балл за правильно перечисленное оборудование + 1 бонусный балл)

4. Консультирование и коррекция ошибок.
Сверить запись в тетради с перечнем необходимого электрооборудования (Слайд№4) и исправить найденные ошибки.

5. Объяснить порядок работы на уроке: а) проанализировать работу схемы; б) найти и исправить (на компьютере) ошибки; в) представить результаты работы команды.
Распределить обязанности между членами команды.

6. В качестве примера, используя плакат схемы с ошибками (Приложение В), объяснить студентам одну из ошибок: «По условию работы тельфер должен быть защищен от аварийных режимов работы силовой цепи автоматическим выключателем. На схеме тельфер подключен к цеховой сети электроснабжения рубильником. Рубильник не является защитным аппаратом, следовательно, условие защиты не может быть выполнено».
6. Посмотреть анализ и приобрести первичные навыки обоснования и исправления ошибок.



б) Анализ работы схемы: проводится методом обучения в сотрудничестве. Каждой команде выдается задание изучить электрическую схему тельфера. В электрическую схему, выданную каждой команде, заранее внесены ошибки (Приложение В). В процессе занятия студенты должны проанализировать работу схемы и найти ошибки.
За каждую найденную ошибку команда получает 1 балл, дополнительный 1 балл получает команда, первой выполнившая задание.
Деятельность преподавателя
Деятельность студента

1. Консультирование.
1. Прочитать схему.
2. Найти в схеме ошибки.
3. Проанализировать последствия ошибок.


в) Исправление ошибок в электрической схеме: после нахождения всех ошибок в схеме, один представитель команды должен исправить эти ошибки на компьютере и сохранить исправленный вариант для дальнейшего анализа. За каждую исправленную ошибку команда получает 1 балл, дополнительный 1 балл получает команда, первой выполнившая задание.
Деятельность преподавателя
Деятельность студента

1. Консультирование.
1. Загрузить программный пакет «Компас», найти в памяти компьютера свой вариант схемы. Исправить ошибки в схеме и сохранить исправленный вариант.

2. Объяснить критерии самооценки и предложить студентам заполнить бланк самооценки.
2. Заполнить бланк самооценки студента (Приложение Д).


Закрепление нового материала: Представители каждой команды поочередно представляют свой вариант исправленной схемы, анализируют одну из ошибок и объясняют ее последствия. Команды-соперники сверяют схемы с эталоном (Приложение Г) и при обнаружении несоответствия указывают и обосновывают их. За правильность обоснования ошибки команды получают 1 балл. Студент (команда), дополнившие ответ или нашедшие несоответствие эталону, получают дополнительные баллы.
Деятельность преподавателя
Деятельность студента

1. Определить последовательности ответов команд. Организация дискуссии.
1. Проанализировать одну из ошибок (по собственному выбору) и объяснить ее последствия. Исправить ошибку на плакате.

2. Предложить студентам просчитать свой коэффициент участия.
2. Заполнить последние критерии самооценки студента (Приложение Д) и просчитать свой коэффициент участия.


Итог занятия: подсчет баллов, выставление и объявление оценок (выполняют студенты самостоятельно). Вывод о проведенном уроке.

Домашнее задание: 1. Самостоятельно начертить в тетрадь схему тельфера. 2. Объяснить, почему в схемах управления тельферами разрешается использовать тепловые реле (Слайд №5).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Информация, выносимая на экран

Слайд №1
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Раздаточный материал по составлению конспекта занятия

Условия работы электрической схемы тельфера:

1. Система электроснабжения: силовая цепь – напряжение 380 В; цепь управления – напряжение 110 В.
2. Виды движений: перемещение груза «Вперед-назад»; перемещение груза «Вверх-вниз».
3. Грузозахватывающее приспособление: электромагнит.
4. Управление: от кнопочной станции без кнопочной блокировки.
5. Блокировки: электромагнитная и ограничение движения в точках крайнего положения.
6. Защиты: от коротких замыканий в силовых цепях и цепях управления; от перегрузок двигателей.

Основное электрооборудование и его назначение:
1. ___________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________________________
7. ___________________________________________________________________________________
8. ___________________________________________________________________________________
9. ___________________________________________________________________________________













ПРИЛОЖЕНИЕ В
Электрическая схема тельфера с ошибками
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Эталон электрической схемы тельфера

ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Бланк самооценки команды

1 подгруппа
Количество набранных баллов ________________

Оценка подгруппы
________________

Фамилия студента
Коэффициент участия студента
Оценка студента

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.





Бланк самооценки студента

___________________________________________________
Фамилия студента

Критерии
Баллы
Самооценка

Ответы на вопросы
0,1


Знание назначения и работы электрооборудования
0,1


Перечисление электрооборудования
0,2


Умение читать схему
0,1


Анализ работы схемы
0,2


Умение находить ошибки в схеме
0,2


Умение исправлять ошибки
0,1


Соблюдение алгоритма выполнения задания
0,1


Учет собственных ошибок
- 0,1


Умение давать взвешенную оценку
0,1


Коммуникабельность
0,1


Интерес к уроку
0,1


Морально-психологический климат на уроке
0,1


Набранное количество баллов (коэффициент участия)
1,5




ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Критерии оценки
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Карточки-баллы для студентов





























Самоанализ учебного занятия
по МДК01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование
преподавателя Клюнд С.В.
ГАПОУ СО «Тольяттинский машиностроительный колледж»

МДК01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование является частью профессионального модуля ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования, без которой невозможно подготовить специалиста конкурентоспособного на региональном рынке труда. Тема «Электрическая схема управления малым краном» является последней, завершающей изучение раздела «Электрооборудование грузоподъемных механизмов». Тема развивает знания и умения, необходимые для будущего специалиста в производственной сфере. Приобретённые на занятии знания и умения используются студентами при выполнении и защите курсового проекта по дисциплине «Электрическое и электромеханическое оборудование». Занятие представляло собой урок по комплексному применению знаний, умений и навыков, поэтому цели занятия спланированы комплексно для построения целостной системы обучения.
Цели учебного занятия:
Обучающая – обеспечить формирование знаний: об электрооборудовании кранов; о работе электрической схемы тельфера.
Развивающая – развивать умения: анализировать нестандартные ситуации и делать выводы; устанавливать межпредметные связи; работать в малых группах; представлять и отстаивать свое мнение; оценивать свою и чужую работу.
Воспитательная – воспитывать: культуру общения; умение преодолевать трудности; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.
Для достижения поставленных целей использованы различные методы организации учебно-познавательной деятельности.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Словесный (сообщения студентов в ходе защиты своего варианта исправленной схемы, рассуждение, беседа);
Продуктивной деятельности (созданы творческая самостоятельная учебная деятельность студентов и организованное общение);
Частично-поисковый (знания не предлагались студентам в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, студенты самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания);
Стимулирование и мотивация интереса к учению (соревновательный дух занятия и самооценка студентов);
Наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).

Средства обучения:
Технические – рабочее место преподавателя, оснащённое ноутбуком и проектором; персональные компьютеры; действующая модель тельфера.
Информационные – плакат принципиальной электрической схемы тельфера, плакат электрической схемы тельфера с ошибками. Раздаточный материал для студентов, карточки-баллы, лист самооценки (по количеству команд), критерии самооценки (по количеству студентов).
При выборе метода учебной деятельности и планировании занятия были учтены следующие особенности студентов группы ТЭ28-1:
В группе 28 человек – все юноши. На уроке присутствовали 26 студентов.
В целом коллектив группы работоспособен и имеет средний уровень развития. Уровень обученности группы в целом (по итогам 5 семестра) достаточно высокий = 65%.
Уровень обученности по «Электрическому и электромеханическому оборудованию» (по итогам 5 семестра) = 68%, средняя оценка = 3,8.
Студенты осознают практическую значимость учебной дисциплины «Электрическое и электромеханическое оборудование», достаточно самостоятельны в учебной деятельности, в должной степени владеют специальными и общеучебными умениями.
Необходимо отметить, что студенты 3 курса находятся в подростковом возрасте. Это пора неадекватной самооценки - или чересчур заниженной или чересчур завышенной, что приводит к частым конфликтным ситуациям. В общении для подростка приоритетным является общение со сверстниками.
На основе комплексных целей, с учетом особенностей группы, содержания учебного материала, а так же имеющейся материально-технической базы была построена структура занятия методом «Обучение в сотрудничестве». Основной принцип «Обучения в сотрудничестве» – «изучение в деятельности». Метод «Обучение в сотрудничестве» способствовал выработке у студентов активной жизненной позиции, актуализировал их знания, умения и навыки не только по «Электрическому и электромеханическому оборудованию», но и по «Чтению электрических схем», «Электрическим аппаратам», «Электрическим машинам», «Компьютерной графике». Метод «Обучение в сотрудничестве» позволил вывести студентов-подростков на новый уровень общения как друг с другом, так и с преподавателем – уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества.
Как осуществлялась система моей работы на данном занятии? Четкая постановка цели в начале, логика в построении занятия, подведение итогов после выполнения заданий и в конце занятия. На занятии использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования студентов и для визуального восприятия информации. Свое занятие я построила в несколько этапов:
1. Мотивация деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление полученных знаний.
5. Итог занятия и домашнее задание.
Все этапы занятия были логично связаны между собой и вытекали один из другого.
На этапе мотивации деятельности мною показана значимость изучения темы (внутренняя мотивация), определены личные цели студентов (что ожидается от данного занятия) и задан характер соревновательной работы команд (внешняя мотивация). Мотивация осуществлялась на каждом этапе занятия через постановку задач, через активную деятельность студентов, через контроль и наблюдение за их работой.
На этапе актуализации опорных знаний студентам предлагалось ответить на вопросы по материалу предыдущих тем, который необходим при изучении новой темы.
На этапе изучения нового материала я использовала проблемное задание. При изучении нового материала использовался групповой метод работы. На этом этапе занятия студенты должны были:
1. Изучить работу тельфера и записать самостоятельно в тетрадь электрооборудование, составляющее его электрическую схему.
2. Проанализировать работу схемы и найти в схеме ошибки.
3. Исправить ошибки на компьютере, используя пакет прикладных программ для создания графических документов КОМПАС-3D.
В ходе занятия были использованы как познавательные методы обучения, так и продуктивная деятельность, которые направлены на исследование проблемных ситуаций. Мною была создана проблемная ситуация, а формулировка проблемы, поиск способов ее решения и непосредственное решение (нахождение и разбор ошибок в схеме) – это дело студентов. Поскольку студенты группы обладают практически одинаковыми знаниями, умениями и навыками, то задания, предлагаемые командам, были одинаковыми. Личностно ориентированный подход на данном занятии был реализован в том, что я как педагог выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения студентов на занятии были основаны на взаимоуважении.
На этапе закрепления полученных знаний представители каждой команды поочередно представляли свой вариант исправленной схемы, анализировали одну из ошибок и объясняли ее последствия. Команды-соперники сверяли схемы с эталоном и при обнаружении несоответствия указывали и обосновывали их. Таким образом, были использованы задания, побуждающие студентов к выявлению авторской позиции, высказыванию собственного мнения. Форма работы носила активный темп, что постоянно мотивировало ребят к поиску, исследованию, анализу. Этому способствовало хорошее владение студентами теоретическими знаниями и навыками по анализу работы схемы; соответствующее эмоциональное состояние.
При подведении итогов студентами на занятии осуществлялась самооценка. Оценка команды зависела от количества баллов, набранных командой в течение занятия, также студенты определяли собственный коэффициент участия за работу на каждом этапе занятия. Оценка каждого студента определялась в соответствии с оценкой команды и с учетом собственного коэффициента участия.
Рефлексия была направлена на выявление внутреннего состояния ребят. На этом этапе занятия были определены причины успеха и получен ответ на вопрос: «Что нового дал урок для умственного развития, памяти, умения анализировать, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и для достижения личной цели студента?». Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все студенты ушли с занятия удовлетворенные своей работой.
Домашнее задание составлено так, что при его выполнении необходимо проявить и показать те знания, которые ребята усвоили на занятии.
Данная форма работы оправдала себя. Студенты показали хорошие знания по данной теме. Работоспособность студентов в течение всего занятия была высокой. Ребята в группах чувствовали себя свободно, и смело высказывали свое мнение. Активно обсуждали вопросы, так как обладают хорошими навыками групповой работы. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Студенты чувствовали себя комфортно.
На основании вышеизложенного и достигнутых результатов, я считаю, что цели поставленные на занятии были выполнены, а задачи занятия полностью реализованы.



5 ошибка

4 ошибка

3 ошибка

2 ошибка

6 ошибка

1 ошибка



2 Эмблема(прозр фон)15