Творческий проект «Русская тряпичная кукла»


Творческий проект
ученицы 6 Б класса МБОУ СОШ №23
Трусовой Валерии на тему:
«Русская тряпичная кукла».
Руководитель: Клещева Е. В. –
учитель технологии

2016 год
Цель проекта:
1. Оценить свои возможности в проектной деятельности;
2. Изучить историю возникновения тряпичной куклы;
3. Разработать и выполнить проект;
4. Изготовить по проекту тряпичную куклу;
5. Оценить проделанную работу.
Последовательность выполнения проекта:
1. Обосновать возникшую проблему и потребность.
2. Изучить историю возникновения тряпичной куклы.
3. Набор первоначальных идей.
4. Проработка одной лучшей идеи:
- Требования к изделию;
- Описать ее внешний вид;
- Выбор материалов;
- Выбор инструментов и приспособлений.
5. Изготовление изделия:
        -  Составить технологическую последовательность изготовления изделия и выполнить его;
      -  Экологическое обоснование;
      - Экономическое обоснование;
6. Заключение:
    - Самооценка изделия, соответствует ли оно критериям;
    - Оценка своей деятельности во время проектирования.
7. Защита проекта.
8. Библиографический список.
1.    Определение потребности и обоснование выбора темы
   
 Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом.
       На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими куклами.  
    В последнее время увеличился интерес к народной тряпичной игрушке. Мне тоже стало очень интересно узнать историю возникновения куклы и как ее можно изготовить. Ведь сколько радости близким и знакомым может принести кукла, выполненная своими руками.
     В школе объявлен конкурс на изготовление предметов ДПИ, в тематике которого и была тряпичная русская кукла. Эта тема привлекла мое внимание еще и потому, что знаний по ней у меня нет. Восполню пробел и научусь делать кукол.
     Мне предстоит сделать деревенскую тряпичную куклу своими руками.                               
2. История возникновения тряпичной куклы
       
Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок.
Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом.        
 С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.  Народная тряпичная кукла  несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. В каждой семье её делали по-своему. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
          Большинство кукол на Руси были оберегами. Они выполнялись из природных материалов, которые приносили из леса: дерево, лоза, трава, солома.  Куклы, сделанные на основе берёзового полешка  являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являлись оберегами дома, отгоняли от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. По старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.                                                  
 Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия. Часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
          Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
          В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
 В игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).  Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.  Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.  Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими куклами. В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые куклы. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие
сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда
обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно
хороши, и она делала их на заказ. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Куклы-обереги в народной традиции были безликими, что указывало на их неодушевленность и недоступность для вселения в неё злых сил. Они выполняли роль амулетов, защитников домашнего очага и членов семьи и были в каждом доме. Каждая из кукол-оберегов имеет свое предназначение: от порчи и сглаза, от лихорадки, от тоски и др. Чаще всего они оберегали детей и женщин.
Кукла – берегиня охраняла от темных сил, ссор и болезней. Кукла – берегиня с младенцем является символом продолжения рода.
Кукла – барыня символизирует женскую судьбу. Чем краше кукла, тем счастливее женская доля.
Кукла «Параскева» - покровительница женских ремесел, так как женщина в русских селениях умела ткать, прясть, вышивать и шить. Поэтому она изображалась многорукой.
Обрядовая кукла (ритуальная) - те, которые использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки.Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.
Кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. Эта кукла выполнялась дочерью для матери во время сенокоса. Руки куклы обматывались  нитями, чтобы защитить руки матери от повреждений. Эту куклу закладывали под стог при метании сена. Зимой, когда разбирали стог, тот, кто первым находил куклу – был счастливым.
       Более подробно я хочу остановиться на истории возникновении куклы Зернушка (Крупеничка). Простая на внешний вид куколка - Зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.
      На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит, значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.
      В России 26 июня на Акулину Гречишницу сеяли гречиху. Сев её сопровождался обрядом. Первые горсти гречихи брали из мешочка, сшитого в виде куклы, которую называли Зернушка. После сбора урожая куклу вновь наполняли зерном нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу рядом с иконами.
Игровые куклы Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Куклы имитировали взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.
Кукла – мамка подобно матрешке, была многодетной. Если развязать ее пояс, то в ваших руках окажутся сразу пять куколок-младенцев.
В последнее время  в России традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Она приобщает нас к народному культурному опыту.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие
сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда
обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно
хороши, и она делала их на заказ. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Куклы-обереги в народной традиции были безликими, что указывало на их неодушевленность и недоступность для вселения в неё злых сил. Они выполняли роль амулетов, защитников домашнего очага и членов семьи и были в каждом доме. Каждая из кукол-оберегов имеет свое предназначение: от порчи и сглаза, от лихорадки, от тоски и др. Чаще всего они оберегали детей и женщин.  Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
«Божье Око»- это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света.  "Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.
Кукла – берегиня охраняла от темных сил, ссор и болезней. Кукла – берегиня с младенцем является символом продолжения рода.
Кукла – барыня символизирует женскую судьбу. Чем краше кукла, тем счастливее женская доля.
Кукла «Параскева» - покровительница женских ремесел, так как женщина в русских селениях умела ткать, прясть, вышивать и шить. Поэтому она изображалась многорукой.
 «Куватка» Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл . В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение-оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.
«День-Ночь» Эти обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой – из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью – другого.
 «12 лихорадок» Ровно год был отпущен этому оберегу. Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.
« Кукла Бессонница»  Это магическая колыбельная кукла. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Такая кукла оставалась в доме навсегда.
«Желанница»  Такая подружка-кукла была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
 «Толстушка-Костромушка»  Эта куколка - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок, кукле говорили: "Детки появились - пошла играй". Кукла должна демонстрировать сытое, богатое жилье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело - толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивался очесами льна.
«Кубышка -Травница» Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница  до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов, болезней и добрая утешница.
«Подорожница»-верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5-6 сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы.  Еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко, чтобы путник был сыт.
 «Перекрестясь, благословясь,        
Зло подальше обойду,
Пойду из дома за ворота,                 А добро везде найду,
В ту сторону, куда охота.                Не споткнусь, не расшибусь,
С пути-дороги не собьюсь              В дом с удачею вернусь.»И с бедою не столкнусь.                
                                           Обрядовые куклы.
Обрядовая кукла (ритуальная) - те, которые использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки.Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.
Кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. Эта кукла выполнялась дочерью для матери во время сенокоса. Руки куклы обматывались  нитями, чтобы защитить руки матери от повреждений. Эту куклу закладывали под стог при метании сена. Зимой, когда разбирали стог, тот, кто первым находил куклу – был счастливым.
«Десятиручка»   Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, которые являлись обережными. На низ сарафана вкруговую привязывались обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Эту куколку дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.
« Крупеничка»  Для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку или крупеничка.  Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранные с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
«Кукла Московка»   Другое название куклы «Седьмая Я» (семья).Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество – новый ребёнок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Эта кукла – символ материнской заботы и любви.
        Простая на внешний вид куколка - Зернушка(Крупеничка), но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.
      На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит, значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.
      В России 26 июня на Акулину Гречишницу сеяли гречиху. Сев её сопровождался обрядом. Первые горсти гречихи брали из мешочка, сшитого в виде куклы, которую называли Зернушка. После сбора урожая куклу вновь наполняли зерном нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу рядом с иконами.
Игровые куклы Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Куклы имитировали взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.
Кукла – мамка подобно матрешке, была многодетной. Если развязать ее пояс, то в ваших руках окажутся сразу пять куколок-младенцев.
В последнее время  в России традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Она приобщает нас к народному культурному опыту.
                                           
3.Набор первоначальных идей
Основные требования к изготовлению кукол-оберегов:
 1.Куколки-берегини всегда делались с белым лицом – для того, чтобы через эту куколку нельзя было перенести злые мысли и поступки на её владельца или владелицу.
2. При изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается.Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать ( кукол так и называли-"рванки"). Даже волосы в голову не желательно пришивать.
3. И самое главное условие для народной тряпичной куклы-мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального.
4.При изготовлении куколок ни в коем случае не допускалось присутствие мужских энергий в помещении, где происходило таинство.
5.Самым важным при изготовлении куколок были образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, крутит  голову куколке мастерица, а про себя приговаривает: «светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле грудь и вкладывает в неё образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы. Поэтому такие куклы могли делать только тем, кого мастерица любила и от души кому добра хотела – себе, мужу, дочери, сыну, сестре и так далее.
Божье око Куватки
Берегиня Ангелочки
День и ночь Девка-баба 12 лихорадок
Колокольчик Бессонница
Желанница Параскева Симеон Столпник Толстушка Костромушка Полено Зайчик на пальчик
Куклы-закрутки, скатки
Вепская кукла (капустка, рванка)
Десятиручка Зерновушка, Крупеничка Покосница Купавка
Коляда Масленница Веснянка (Авдотья-весновка) Мартинички Рябинка Спиридон солнцеворот
Московка (Седьмая Я) Коза
Мировое дерево Неразлучники
Зольная кукла Кубышка-травница Похороны кукушки Крестец
4. Проработка одной лучшей идеи
1.Для подарка я выбрала куклу столбушку или скатку.
2. По моему мнению, этот вариант прост и оригинален в исполнении, лучше подходит  в качестве подарка для любого случая;
3.Наиболее интересна по своему исполнению и у нее интересная история;
4.Расход материалов минимальный;
5. Не представляет опасности для окружающих;
6.Экологически чистый материал.
7. Вызывает положительные эмоции.
Просмотрев различные картинки и схемы, я остановилась на своем решении.
   
 Выбор материала
В качестве материала для изготовления этой модели нам понадобится ткань х/б, атласная (белого, желтого цветов, цветная), льняная ткань, основа (утеплитель), тесьма, кружево, нитки.   
 Выбор оборудования, инструментов и приспособлений
1.Нитки и игла;
 2. Ножницы;
Нитки должны быть прочными.
Организация рабочего места
     
Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.
     Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
      Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость.
Соблюдать технику безопасности.
По окончании работы все инструменты следует убирать.
5.  Изготовление изделия.
Технологическая последовательность изготовления тряпичной куклы
1. Сделать столбик (скатку) из белой х/б ткани или основу из утеплителя;
2. Перевязать столбик, чтобы он сохранял форму столбика;
3. На верхней части столбика сформировать головку куклы при помощи ваты и покрыть белой тканью;
4. Перевязываем шею, формируем руки (перевязывая места перед ладошками);
5.Шьем сарафан или формируем юбку( привязываем лоскуток изнаночной стороной наружу по линии талии);
6. Выворачиваем на лицевую сторону;
7.Украшаем сарафан (юбку) кружевом, тесьмой;
8.Привязываем фартук так же как юбку;
9.Из ниток делаем косы и закрепляем на голове;
10. Повязываем на голову ленту из кружева;
11.Вырезаем платок треугольной формы и покрываем головы кукол.
Экологическое обоснование
     
Судьба Природы – наша судьба, потому что организм человека находится во взаимодействии с окружающей средой. Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение приведут к гибели Природы.
     Изготовление изделий с применением ткани и ниток, тесьмы и кружев– экологически чистое производство:
практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих веществ в, почву, водоемы;
при работе с тканью, нитками и др. материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;
   Значит, выполняя данный проект окружающей среде, природе не нанесен какой-либо ущерб. Выполняя проект, необходимо учитывать, чтобы изделие было экологически чистым, не приносило вреда здоровью себе и окружающим.
Вторым условием является, не засорять нашу природу отходами производства.
Экономический расчет
Подарок получился недорогим. Его стоимость 150 руб.
№ Материалы Кол-во Цена
1. Ткань х/б белого цвета 200 х 200 мм 20 руб2. Ткань льняная 100 х 100 мм 20 руб3. Нитки шерстяные клубок 50 руб3. Утеплитель 300 х 300 мм Из домашних запасов
4. Ткань атласная 300 x 200 мм 25 руб5. Нитки х/б 1шт 10 руб.
6. Тесьма,кружеваПо 300 мм 25 руб.
Итого 150 руб.
Затраты: 150 рублей
     Затраченное время: 6 часов
6. Заключение.
Оценка проделанной работы
     
 Я записала положительные и отрицательные моменты выполнения творческого проекта в виде таблицы. Для этого я ответила на следующие вопросы:
1. Насколько трудно мне было работать  над проектом, что мешало мне в работе и что помогало?
2. Качественно ли изготовлено изделие, то есть, правильно ли выполнены все элементы тряпичной куклы.
3. Понравилось ли мне выполнять творческий проект и почему?
4. Хочется ли мне разработать и изготовить более сложную куклу?
Положительные оценки Отрицательные оценки
Легко работать над этим
проектом Узнала много нового о  тряпичных куклах Изделие изготовлено правильно, 
аккуратно Очень понравилось работать 
над проектом Хочется выполнить тряпичную куклу более сложную     
 Я считаю, что мое изделия полностью соответствует по всем разработанным критериям и очень легко в изготовлении.

Защита проекта
   
 Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, варианты, эскиз самого изделия и готовое изделие.

7. Библиографический список
1.Л.М. Широкова «Народные игрушки»,- М «Рассвет»,2004 г.
2. Г.Л. Дайн «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
3. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
4. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.
5. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, 2008 г.
6. Ю.Е. Каштанов, «Русский костюм», Белый город, 2009 г.
7. Интернет-ресурсы.