Рабочая программа дополнительного образования Акварель
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Обуховская основная общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
РАССМОТРЕНА
на заседании методического
совета
Протокол от 29. 08.2016 года № 1
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР_________Негода Н.Н.
ПРИНЯТА
на заседании педагогического
совета
Протокол от 30.08. 2016 г., № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказ
от 01.09. 2016 г., № 28/2
Директор школы
____________Т.И. Новикова
Рабочая программа
дополнительного образования детей
Кружок «Акварель»
________________________________________________________
(наименование кружка, секции, объединения)
7-10 лет
________________________________________________________
(возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа)
__________________________1 год____________________________
(срок реализации программы)
Составитель: _Учитель нач. классов
___Корниенко О.Н_____
( Ф.И.О.)
__________без категории____
(категория)
С. Обуховка
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа дополнительного образования детей «Акварель» имеет художественную направленность. Она создаёт условия для развития творческих способностей детей с учётом их возможностей и мотивации; и направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству.
Образовательный процесс строится на развитии творческого потенциала личности ребёнка.
Дополнительная общеразвивающая программа «АКВАРЕЛЬ» относится к образовательной области «Искусство» и дополняет школьную программу. При разработке данной программы использовалась типовая программа для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации, программа дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества», опубликованная в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Программа «АКВАРЕЛЬ» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Новизна программы заключается в использовании традиционных и нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, направленных не только на формирование нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры, но и на интеллектуальное развитие, а также коммуникативные навыки обучающихся в процессе рисования.
Программа мобильна – в зависимости от изменения интересов детей к различным видам творчества вводятся новые разделы. В процессе обучения учащиеся получают более глубокие знания и практические умения по различным видам изобразительного искусства: графике, живописи, дизайну, декору.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Многообразие приёмов в художественно – творческой деятельности выполняет «терапевтическую функцию», обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Разная техника изображения развивает различные части руки: предплечье, кисть, пальцы.
Актуальность программы дополнительного образования детей обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель образовательной программы:
Раскрытие и развитие творческой индивидуальности и художественного потенциала личности средствами изобразительного искусства.
Поставленная цель раскрывается в единстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции);
социально – педагогической – создание для ребёнка «социальной ситуации развития», среды общения, поля деятельности; создание комфортной социально – образовательной среды для разностороннего творческого развития личности;
оздоровительной – обеспечение физического здоровья, эмоционального благополучия, создание психологической атмосферы комфорта, эмоциональной поддержки ребенка.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Отличительная особенность программы - заключается в совместном творчестве педагога с обучающимися. Педагог должен не столько передать определенную совокупность знаний, сколько помочь детям сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя ею, педагог своими вопросами подводит обучающегося к рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установления однозначных оценок «правильно» и «неправильно», эталонов и идеальных ответов. Обучающиеся могут обсуждать друг с другом разные варианты ответов, деятельности и оценивать их.
Для достижения цели программы активно используются нетрадиционные техники:
тычок жесткой кистью;
тычок мятой бумагой;
оттиск поролоном;
восковые мелки и акварель;
свеча и акварель;
отпечатки листьев;
печать по трафарету
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 7-10 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю
Ожидаемые результаты:
Обучаемые первого года обучения
Должны знать:
названия основных и составных цветов;
понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
изобразительные основы декоративных элементов;
материалы и технические приёмы оформления;
названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
пользоваться материалами.
Обучаемые второго – третьего года обучения
Должны знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
основы графики;
правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью, восковыми мелками;
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
проявлять творчество в создании работ.
Обучаемые четвёртого года обучения
Должны знать:
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
основы дизайна;
творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техничес
·ким рисунком.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
В образовательном процессе используются следующие виды контроля:
входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос, анкетирование).
текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание).
промежуточный – проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание).
итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся.
Педагог отслеживает личностные качества воспитанников: ценности, интересы, склонности, уровень его самоопределения, положение его в объединении. Для оценки освоения программного материала используем следующие методы диагностики: наблюдение, анкетирование. Выполнение отдельных заданий, тестирование, показ изделий, участие в выставках и конкурсах.
Учебно-тематический план
№
Название раздела
Кол-во часов
1
Знакомство с искусством
9
2
В мире много интересного
7
3
Красота в умелых руках
11
4
Весна – Красна
6
Итого
33
Содержание программы
Знакомство с искусством
Виды деятельности: рисование , декоративное рисование.
Основные понятия: приемы, холодные, теплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, узоры, сюжетная композиция. Конструктивный способ лепки.
Практическая работа: рисование животных, грибов, птиц, декоративное рисование, краски радуги, орнамент в полосе.
В мире много интересного
Виды деятельности: аппликация, рисование.
Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник.
Творческий подход, фантазия, композиция.
Практическая работа: рисование животных, птиц, деревьев, подводного царства, коллективная работа (парад снеговиков). Рисование наскального рисунка.
Красота в умелых руках
Виды деятельности: рисование, декоративное рисование.
Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция, строение головы. Строение человека. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе.
Практическая работа: Рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей, сказочного сюжета. Декоративное рисование вазочек, платка, матрешки.
Весна – Красна
Виды деятельности: рисование.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников. Творческая работа.
Практическая работа: рисование весеннего пейзажа, попугая. Творческая работа на свободную тему.
Методическое обеспечение программы
Оборудование для занятий в кабинете: стол учительский, столы ученические, стулья, шкафы, тумбочки для хранения инструментов, компьютер, стенды для выставки рисунков, полки для выставки поделок, школьная доска, пособия и таблицы, объяснительно-иллюстративный материал, изделия народных промыслов и современного декора, репродукции картин, натюрмортный фонд.
Художественные материалы: краски разнообразных составов (акварель, гуашь, акриловые, масляные), восковые карандаши, кисти и др.
Список литературы
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. – М: ООО «Дрофа», 2008.
Кардаччи, Д. Уроки рисования для начинающих. Пер. с англ. Л. Степановой. – Москва: АСТ, 2014. – 128 с.
Интернет – ресурсы:
http:www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http:www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
“
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
план
факт
Знакомство с искусством
9
1
Вводное занятие.
1
2
Краски радуги, акварель. Приемы.
1
3
Холодные и теплые краски. Рисуем солнышко.
1
4
Насекомые. Рисуем бабочек.
1
5
Домашние животные. Рисуем птиц. Цыпленок.
1
6
Овощи и фрукты на нашем столе
1
7
Грибы.
1
8
Краски осени. Осенние листья. Отпечатки листьев.
9
Краски осени. Осеннее дерево.
1
В мире много интересного
7
10
Домашние животные. Кошка.
11
Домашние животные. Собака.
1
12
Подводное царство. Рыбки.
1
13
Зимующие птицы. Снегирь.
1
14
Дикие животные. Заяц.
1
15
Хвойные деревья. Ёлка и сосна.
1
16
Парад Снеговиков. Творческое задание.
1
Красота в умелых руках
11
17
Зимний пейзаж (Свеча и акварель).
1
18
Веселые человечки.
1
19
Портрет папы .
1
20
Портрет мамы .
1
21
Роспись посуды. Вазочка.
1
22
Расписной платок, акварель, фломастер.
1
23
Матрешка, акварель, фломастер
1
24
Красивые птицы. Павлин.
1
25
Морской пейзаж. (Восковые мелки и акварель).
1
26
Рисуем закат (оттиск поролоном).
1
27
Рисуем машины.
1
Весна – красна
6
28
Как красиво весной (акварель).
29
Весенние цветы ( тычок жесткой кистью).
30
Перелетные птицы. Аист.
1
31
Моя любимая игрушка.
1
32
Попугай (акварель).
1
33
Свободная тема (творческая работа). Выставка работ
1
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
kђЗаголовок 1гђЗаголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715