Рабочая программа творческой студии «Акварель» 12 – 13 лет
Муниципальный орган управления образованием
управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9»
Принято на педагогическом совете,
протокол №1 от 30 сентября 2016 года
Утверждаю:
директор МБОУ СШ 9
приказ № 243 - ОД от 30.09.2016 г.
__________________________/ С.З. Шандыбин
(подпись руководителя образовательной организации)
Рабочая программа
творческой студии «Акварель»
12 – 13 лет
(срок реализации 1 год)
Составитель: Неверовская М.А.
учитель технологии
ГО Красноуфимск
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственнымобразовательным стандартом основного общего образования, Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В ходе реализации программы дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых подделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. С изучением лучших произведений искусства, художественноетворчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Цели и задачи программыЦели: обучение учащихся основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка, приобщение к достижениям мировой художественной культуры.Задачи программы:Обучающие:- знакомство с жанрами изобразительного искусства;- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;- овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.Развивающие:- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;- развитие колористического видения;
Условия реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год - 68 часов. Занятия учебных групп проводятся два раза в неделю, по 45 минут.
Формы аттестации. Творческая работа 1 раз в год.
Основные принципыПринцип творчества (программа заключает в себе возможности для развития творческих способностей детей);Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);Принцип динамичности (от самого простого до сложного);Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);Принцип сотрудничества.
Требования к знаниям и умениямЗнать:- основные и дополнительные цвета;- цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);- понятие симметрии;- контрасты форм;- свойства красок и графических материалов;- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);- основные приемы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);Уметь:- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;- работать самостоятельно и в коллективе;- уметь организовывать и содержать в порядке свое рабочее место.
Тематическое планирование
№
Тема Кол-во часов
1 Вводные занятия 2
2 Живопись 14
3 Рисунок 13
4 Декоративное рисование 13
5 Конструирование из бумаги 8
6 Выразительные средства графических материалов 11
7 Итоговые занятия 7
Итого: 68
№ Тема урока Кол-во часов
1 Вводные занятия
1.1 Знакомство с программой.Правила техники безопасности в изостудии1.2 Знакомство с художественными материалами иоборудованием. 2
2 Живопись2.1 Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.2.2 .-2.3 Свойства красок. Особенности гуаши. Свободный рисунок.
2.4-2.5 Свойства красок. Особенности акварели.2.6 -2.7 Королева Кисточка и волшебные превращениякрасок.2.8-2.9 Праздник теплых и холодных цветов.2.10-2.11 Серо-черный мир красок.2.12-2.13 Красочное настроение.2.14 Рисунок на свободную тему. 14
3 Рисунок3.1-3.2 Рисунок как непосредственный вид искусства.3.3-3.4 Волшебная линия. Линии-начало всех начал.3.5-3.6 Точка. Точка-«подружка» линии.3.7-3.8 Пятно. Пятно как украшение рисунка.3.9-3.10Форма. Применение формы предмета.3.11-3.12 Контраст форм.2.13 Рисунок на свободную тему. 13
4 Декоративное рисование4.1Декоративное рисование и его роль в искусстве и развитии.4.2-4.3 Симметрия4.4-4.5 Стилизация4.6-4.7 Декоративные узоры в полосе.4.8-4.9 Орнамент. В круге, квадрате.4.10.- 4.11. Сказочная композиция4.12 -4.13 Рисунок на свободную тему 13
5 Конструирование из бумаги5.1 Конструирование из бумаги и его художественныевозможности5.2-5.3 Работа с рваной бумагой5.4-5.5 Работа с мятой бумагой5.6-5.8 Смешанная техника (скручивание, склеивание,резание) 8
6 Выразительные средства графических материалов6.1- Разнообразие выразительных средств графическихматериалов.6.2-6.3 Цветные карандаши. Техника работы.6.4-6.5 Гелевые ручки, тушь.6.6-6.7 Восковые мелки, фломастеры.6.8-6.9 Пастель, уголь6.10-6.11 Рисунок на сводную тему с применение различныхграфических материалов изученных в данном разделе 11
7 Итоговые занятия7.1 Тестирование, проверка теоретических знаний.7.2-7.4 Тестирование проверка практических знаний. 7
Итого 68
Календарно - тематическое планирование
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.Правила техники безопасности в изостудии. Техника безопасности в изостудии.Организация рабочего места.Знакомство с художественными материалами и оборудованием.Тестовый рисунок. ГрафикаТестовый рисунок. ЦветТема 2. Живопись. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена. Свойства красок. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.Свободный рисунок.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок»,«Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Королева Кисточка и волшебные превращения красок. Знакомство с историейвозникновения кисти. Различные типы кистей: жѐсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звѐздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жѐлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».
Праздник тѐплых и холодных цветов. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тѐплые и холодные. Особенности тѐплых цветов (ощущение тепла, согревания).
Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тѐплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Серо-чѐрный мир красок. Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чѐрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».
Красочное настроение. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приѐмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чѐрной краски. Блеклые красочные сочетания.
Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лѐгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чѐрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».Рисунок на свободную тему.Тема 3. Рисунок.Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углѐм, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Свободный рисунок с применение любых графческих материалов.
Волшебная линия. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весѐлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Точка. Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лѐгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель,цветные фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».
Пятно. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».
Форма. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге.
Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».
Контраст форм. Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различныхконтрастных форм. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».
Рисунок на свободную темуТема 4. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста.
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребѐнка.
Симметрия. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм.
Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии: - одновременное рисование двумя руками сразу; - использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».Стилизация. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования.
Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».
Декоративные узоры. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчѐски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пѐстрая черепашка».
Орнамент. Орнамент – повторение рисунка через определѐнный интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весѐлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Сказочная композиция. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо- богатыри», «Добрая сказка».
Рисунок на свободную тему
Конструирование из бумаги.
Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Работа с рваной бумагой. Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».
Работа с мятой бумагой. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги.
Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги.
Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».
Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги). Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной.
Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приѐмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски».
Тема 6. Выразительные средства графических материалов.
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весѐлые и грустные, простые и загадочные.
Цветные карандаши. Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ѐжики».
Гелевые ручки, тушь. Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жѐстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами).
Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».Восковые мелки, фломастеры. Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами.
Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой).
Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью.
Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными имонохромными). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весѐлые и грустные клоуны», «Карусель».
Пастель, уголь. Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы:растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь ).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».Рисунок на сводную тему с применение различных графических материалов изученных в данном разделе.Тема 7. Итоговое занятия.
Тестирование для проверки теоретических знаний учащихся.
Тестирование проверка практических знаний.
Подготовка работ к выставке.
Выставка. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Планируемые результаты
Развитие практических умений и навыков учащихся по изобразительномуискусству.
Дети будут знать:- отличительные черты рисунка, живописи, особенности техники их выполнения;- свойства гуашевых и акварельных красок, смешение;- предмет, отличительные особенности;- изобразительные средства;- конструктивное построение;- знание понятий: точка, линия, форма, объём и т.д.
Дети будут уметь:- пользоваться художественными принадлежностями;- рисовать по восприятию (с натуры);- рисовать по представлению (по памяти);- видеть конструктивное построение;- строить объёмный предмет;- конструировать из бумаги;- выполнять декоративные работы;Участие учащихся в выставках и конкурсах рисунков, оформлении школы к праздникам, родительским собраниям и др.
Информационно-методическое обеспечение
1.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник/В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина-15-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа,20132.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/В.С.Кузин -11-е изд., Стереотип. - М.: Дрофа, 2010Интернет-ресурсы:http://www.lookmi.ru/ «Учимся рисовать поэтапно».http://www.mogut-vse.ru/k1.htm Курс №1 "Учимся видеть и рисовать, как Художник!"Материально- техническое обеспечение- компьютер;- мультимедийный блок;- альбомы для рисования, листы формат А3, цветная бумага, папки для бумаги.
Данные о разработчике
Ф.И.О. Неверовская Маргарита Альбертовна
Квалификационная категория: I
Общий стаж работы: молодой специалист.
Педагогический стаж работы: молодой специалист.
Образование: среднее профессиональное «Учитель ИЗО и черчения»
Аннотация
Программа по дополнительному образованию творческой студии «Акварель» предназначена для воспитанников школы возраста 12-13 лет. В ходе реализации программы дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости .