Рабочая программа по внеурочной деятельности Кружок Акварель

1.Пояснительная записка
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих стремлениях призвана программа «Акварель», которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста.
Дополнительная образовательная программа «Акварель» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программы для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации.
2. Общая характеристика кружка
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
3. Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся в неделю по 1 часу. По учебному плану в 1 классе – 33ч, во 2-4 классах по 34 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
Развивающая:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Учебная:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательная:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
-2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Задачи 1 года реализации программы:
формировать художественные умения и навыки
приобщать к миру искусства через практическую деятельность
развивать воображение и навыки сотрудничества.
Ожидаемые результаты:
личностные
предметные
метапредметные

развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
умение организовать рабочее место.
бережное отношение к инструментам, материалам.
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
ознакомление с художественными терминами и понятиями.
овладение основами художественной грамоты
знание цветов и рисовальных материалов
умение передавать форму, величину изображения.
приобретение навыка работы в паре, группе


Задачи 2 года реализации программы:
совершенствовать полученные умения и навыки
организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума
обогащать нравственный опыт детей
Ожидаемые результаты:
личностные
предметные
метапредметные

Ориентирование в социальных ролях
Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
Развитие наблюдательности зрительной памяти.
Активное использование в речи терминов.
Соблюдение последовательности выполнения работы.
Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.
Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
Участие в коллективном обсуждении


Задачи 3 года реализации программы:
учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
способствовать проявлению творческой индивидуальности
раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.
Ожидаемые результаты :
личностные
предметные
метапредметные

Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.
Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.
Развитие художественного вкуса.
Овладение художественными терминами.
Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.
Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.



Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях. Портфолио обучающихся.
6.Содержание программы
1 год обучения.
Тема № 1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению: обучение технике рисования простых форм листьев, веток деревьев, осенних цветов, эскиз игрушки по мотивам природных форм (машина-жук, самолёт-птица, кукла-бабочка), карнавал снежинок, рисование снеговика, кораблики на воде, изображение птиц, весенние цветы для мамы.
Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенний парк, иллюстрации к сказке «Репка», уборка урожая ,русские богатыри, снаряжение богатыря, новогодний салют, к 50-летию полета в Космос, космический корабль.
Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: узор в полосе и круге из растительных и геометрических форм, знакомство с элементами городецкой, хохломской росписи, украшение предметов быта, роспись кухонной доски.
Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация, моделирование: лепка фруктов и овощей, аппликация из осенних листьев (фигурки животных),сделать образ из кляксы, музыкальное оформление рисунка, слушаем музыку и рисуем, коллективный эскиз креативной елки. Поисковые работы (коллекции новогодних открыток)
Тема № 5 Вернисаж.
Организация выставок работ в конце полугодия и года. Персональные выставки. Создание творческого портфолио. Участие в конкурсах.
2 год обучения
Тема №1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры по памяти, представлению: грибное лукошко, земляничная поляна, натюрморт из овощей и фруктов, ваза для цветов различной формы (розы, гладиолуса, фиалки),рыбки в аквариуме ,морозные узоры на стекле, веселые снеговики (несколько вариантов формы и украшения),гнездо птицы, разные формы гнезд, эскизы скворечников.
Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенний пейзаж, отлет перелетных птиц, деревянные постройки Руси, эскиз русского костюма, русские воины А. Невский, Д. Донской, рисуем космическое пространство, весенний луг.
Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: хохломские ложки, знакомство с элементами Гжели, роспись чашки, составление сложного узора в прямоугольнике, треугольнике из стилизованных форм растительного и животного мира, роспись деревянной игрушки-свистульки.
Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация ,моделирование :освоение техники в стиле квиллинга (бумагокручение) ,создание коллективного панно «Гроздья рябины»(квиллинг). Знакомство с цифровой фотокамерой, создание фоторабот. Поисковые работы (репродукции картин русских художников-портретистов). Заполнение индивидуального портфолио.
Тема № 5 Вернисаж
Выставка фоторабот.Тематическое деление «Пейзаж», «Портрет», «Животные», «Мои друзья», «Мой город», «Моя школа»
3 год обучения
Тема №1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры ,по памяти, представлению: фитодизайн , составление композиций из сухоцветов, натюрморт из цветов и фруктов, рисование с натуры фигуры человека ,чучел птиц и животных, изображение моря в разных состояниях, цветущая сирень.
Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенние работы в поле, дождливый день, спортивное соревнование, изображение фигуры лыжника, фигуриста, военная техника на параде, карнавальные костюмы и маски, праздничный салют.
Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: эскизы декораций ,украшение домика сказочного героя, составление узора для фартука из элементов гжельской росписи, роспись матрешки, знакомство с дымковской игрушкой, дизайн платья дымковской барыни.
Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация ,моделирование:осенние портреты( портрет сказочного героя, а прическа из осенних листьев березы, клена, дуба, соответствует его характеру).Поисковые работы (презентации о творчестве знаменитых русских художников)
Знакомство с простыми приемами рисования на компьютере, создание компьютерных рисунков( индивидуально ,в группе).
Тема № 5 Вернисаж
Выставка работ, компьютерные презентации, фотоработы. Представление портфолио.
7.Примерное тематическое планирование

1 год обучения

Тема
Вид занятия
Кол-во часов
Теоретич. знания
Практич. знания

1
«Учимся у природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению
9 ч
2 ч
7 ч

2.
« Искусство вокруг нас»
Рисование на темы
7 ч
2 ч
5 ч

3.
« Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование

2 ч
7 ч

4.
Творческая мастерская
Лепка, аппликация
5 ч
1 ч
4 ч

5.
Вернисаж
Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях.
3 ч
-
3 ч



Всего
33ч

26ч


2 год обучения.

тема
Вид занятия
Кол-во часов
Теоретич. знания
Практич. знания

1
«Учимся у природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению
7 ч
2 ч
5 ч

2.
« Искусство вокруг нас»
Рисование на темы

2 ч


3.
« Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование
8 ч
2 ч
6 ч

4.
Творческая мастерская
Бумагопластика, цифровая фотокамера фотоработы
8 ч
3 ч
5 ч

5.
Вернисаж
Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях.
3 ч
-
3 ч



Всего
34ч

25ч


3 год обучения
№п/п
тема
Вид занятия
Кол-во часов
Теоретич. знания
Практич. знания

1
«Учимся у природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению

2 ч


2.
« Искусство вокруг нас»
Рисование на темы

2 ч


3.
« Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование
10ч
2 ч


4.
Творческая мастерская
Фитодизайн, квиллинг, приемы рисования на компьютере.
10ч
3 ч


5.
Вернисаж
Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях компьютерные презентации.
3 ч
-
3 ч



Всего
34ч

25ч


8.Перечень учебно – методических средств обучения
Методическое обеспечение программы.

Тема и вид занятия.
Форма
Приемы и методы
Дидактический материал, ТСО ИКТ

1.
«Учимся у природы» Рисование с натуры, по памяти, представлению
Экскурсия.
Коллективное рассматривание.
Практическая работа.
Ролевая игра.
Наглядные.
Словесные.
Репродуктивные.
Интегрированные (восприятие с музыкой)
Сбор осенних листьев.
Стихи об осени.
Репродукции картин русских художников.
Музыкальные произведения.
Дидактические таблицы по темам.

2
«Искусство вокруг нас» Рисование на темы.
Практическая работа.
Коллективно-групповая форма (панно)
Викторина.
Экскурсия
Интегрированные.( восприятие с музыкой и стихами)
Репродуктивные.
Частично-поисковый.
Фотографии, слайды, теневой театр, мультимедиа литературные произведения, классическая музыка.

3.

«Всяк мастер на свой лад» декоративное рисование
Активная беседа.
Технические упражнения.
Ярмарка-выставка.
Коллективно-групповые формы.
Словесные.
Наглядные.
Репродуктивные.
Творческие.
Исследовательский
Набор альбомов по декоративному рисованию.( Гжель, Хохлома, Городец,)
Наборы деревянных матрешек, посуды.
Музыкальные пьесы, литературные произведения.

4
Творческая мастерская
Инструктаж.
Технические упражнения.
Индивидуальная, коллективно-групповая формы.
Словесные наглядные
Проблемный
Поисковые работы
моделирование
Музыкальный центр, книга по технике квиллинга,
цифровая фотокамера, компьютер.

5
Вернисаж
Выставка. Презентация.
Демонстрация просмотр
Работы детей, фотоработы, мультимедиа.


Литература.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.



Заголовок 315