Внеурочная деятельность рабочая программа кружка «Акварель«для 1 классов


Согласовано :Заместитель директора по
ВР___________Р.А.ЗакироваУтверждаю:
Директор школы
________ И.М. Шигабутдинов
Приказ № 205 от «31» августа 2013 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(изобразительного искусства «Радуга»)
воспитателя группы продленного дня
Галиевой Васили Габдулфартовны

Обсуждено на заседании
педагогического совета
от 15 августа 2013г.

2013 -2014 учебный год
Пояснительная записка
 Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является  необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
       Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально   существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
      Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе не повторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям  в этих  стремлениях призвана программа  «Акварель»,  которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста.
 Дополнительная образовательная программа «Акварель» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программы для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации.
Особенность программы заключается во  взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Ра бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно  сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Цель:    раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.
Задачи: 
Развивающая: 
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Учебная:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательная: 
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелатель ное отношение друг к другу.
Программа предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы с использованием следующих методов: 
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ           технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)  
-2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
Содержание программы
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов.  Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся  в неделю по 1 часу.
       Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. В эту группу входят учащиеся 1-х классов. На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Здесь основными задачами являются:
познакомить учащихся с изобразительными материалами и приемами их использования;
изучение основных форм предметов и умение изобразить их на листе бумаги или вылепить;
сочетание цветов (холодные, теплые…)
Планируемые результаты.
Практическая работа: рисование животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование, краски радуги, орнамент в полосе.
В мире много интересного        
Виды деятельности: аппликация , лепка, рисование.
Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Животное в скафандре (игровой прием). Творческий подход, фантазия, композиция.
Практическая работа:  лепка животных, коллективная работа (плакат). Рисование наскального рисунка, подводного царства..Красота в умелых руках        
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция, строение головы. Строение человека. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе.
Практическая работа:  поздравительная открытка. Рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей. Лепка, человека, сказочного сюжета. Декоративное рисование вазочек, платка, матрешки.
Весна – Красна                              
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников. Творческая работа.
Практическая работа: рисование весеннего пейзажа, попугая. Творческая работа на свободную тему.
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
Федерального Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования.
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татартарстан.
Планирование основных разделов
№ п/п Тема Количество часов
1 Рисование с натуры (рисунок, живопись) 12
2 Рисование на темы (композиция) 7
3 Декоративная работа 7
4 Лепка 2
5 Аппликация 2
6 Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас 3
итого 33часов
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Дата проведения
1. Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж». 04.09.13
2. Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде». 13.09.13
3-4. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. 20.09.13
27.09.13
5-6. Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко». 04.10.13
11.10.13
7. Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование  с натуры коробки. 18.10.13
8. Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование  с натуры шара. 25.10.13
9. Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». 01.11.13
10-11. Рисование с натуры и по представлению фигуры человека. 15.11.13
22.11.13
12. Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта. 29.11.13
13. Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака) 06.12.13
14. Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка) 13.12.13
15-16. Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски 20.12.13
15.01.14
17. Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 22.01.14
18-19. Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». 29.01.14
5.02.14
20 Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества 12.02.14
21. Рисование с натуры или по памяти современных машин. 26.02.14
22. Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». 5.03.14
23-24. Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. 12.03.14
25. Рисование с натуры и по представлению животных и птиц. 19.03.14
26-27. Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица» 02.04.14
09.04.14
28-29. Тематическое рисование «Закат солнца». 16.04.14
23.04.14
30. Люди труда в изобразительном искусстве. 30.04.14
31. Составление мозаичного панно «Слава труду». 07.05.14
32. Аппликация «Орнаменты народов мира». 13.05.14
33. Итоги года. Выставка рисунков. 20.05.14

Планируемые результаты.
Учащиеся должны
Знать:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.
Сочетание холодных, теплых тонов.
Об узорах, орнаменте в полосе.
О сюжетной композиции.
О конструктивном, скульптурном способах лепки.
Уметь:
Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.

Перечень учебно-методических средств обучения
1. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
2. Горяева Н.А. «Искусство вокруг нас» М., «Просвещение», 2004 г.
3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 333 с.
4. Журнал «Юный художник. Агеев И.Д. . Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2006. – 160с.
Анисимова И.И. Уникальные дома(от Райта до Гери): Учеб. пособие по спец. «Архитектура».-М.: Архитектура-С,2009;
Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой.-М.: Просвещение,2013.- 128 с.
Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина.– М.: Просвещение,2013.-128 с.- ( Работаем по новым стандартам).
Примерные программы основного общего образования. Искусство.-М.: Просвещение,2010.- 48 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд.1-5 кл.- М.: Просвещение, 2011г.- 6-е изд.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: проверочные и контрольные тесты/ авт.-сост. О.В.Свиридова.-Волгоград: Учитель,2008.- 93 с.
Сергеева Г.П. Искусство. 1-4классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение,2011.- 191 с.