Презентация по русскому языку Бессоюзное сложное предложение (9 класс)
Бессоюзные сложные предложения Русский язык -9класс 2009г Учитель Рыжова В.А.МОУ СОШ №25 им. Крупскойг.Ульяновска Цели: Урок 1. Понятие о бессоюзном сложном предложении Познакомиться с особенностями БСПФормировать умение устанавливать смысловые отношения между частями СПИспользовать различные синонимические конструкцииПравильно расставлять знаки препинания в БСП Лингвистическая разминка А. Найти глаголы 2 спряжения:ЗадержатьсяСпатьОтвечатьРасстилатьРешитьБ. Найдите глагольные формы совершенного вида:ВозразитьСкрыватьсяЗадумавшисьКупленный Решить 1,2,5 1,3,4,5 Синтаксический разбор предложения Многим покажется странным, что еще каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин не было что 3 если 4 где , , , . Повествовательное, невосклицательное, сложное, СПП, состоит из 4 простых, с последовательным (1-2, 2-3, 3-4) подчинением, где 1 главное , 2 –придаточное изъяснительное, 3- условия, 4- определительное. 1 2 что? Какого? Задача: прочитай, соблюдая правильную интонацию Бабушка сердилась, внучка не слушаласьБабушка сердилась: внучка не слушаласьБабушка сердилась - внучка не слушалась И (перечисление) потому что (причина) А (противопоставление) В здоровом теле –здоровый дух! Знаки в БСП: точка, точка с запятой Луна сияла, ночь была тиха Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их поднимал И Знаки в БСП: двоеточие Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.(потому что)Утро было чудесным: умытый лес улыбался, птицы щебетали.(а именно)Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.(что) причина пояснение дополнение Знаки в БСП: тире Лето припасает – зима поедает. (а)Кончил дело - гуляй смело.(когда)Посеешь ветер – пожнешь бурю. (если)Дети стали большими – им надо учиться. (так что)Раздался выстрел – зверь упал.Слово молвит – соловей поет. (словно) противопоставление условие время вывод Быстрая смена событий сравнение Домашнее задание Из сборника изложений выписать по одному примеру на каждый случай, обосновать Урок 2. Точка и точка с запятой в БСП План.Индивидуальные задания-тесты (определить вид придаточного) Лингвистическая разминка.Проверка домашнего задания.Синтаксический разбор предложения с несколькими придаточными.Новый материал: наблюдения, выводы.ЗакреплениеДомашнее задание. Лингвистическая разминка Найти слова, в которых пишется «Е»оч…рованьепораж…нныйкомпл…ментжест…нойфлаг ре..т2. Составь схему, определи вид придаточногоа ) О, знал бы я, что так бываетб ) Нос парохода так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня3. Определи значение слова «нос»: зарубить на носу, остаться с носом, совать нос не в свое дело. очарованьепораженныйкомплиментжестянойфлаг реет ИзъяснительноеСтепени Синтаксический разбор предложения Когда бричка выехала со двора, Чичиков оглянулся назад и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце и приглядывался, желая узнать, куда едет гость , , , . Когда что куда Когда? Что? Что? Повеств., невосклиц., сложное, союзное, СПП с параллельным (2-1 и 2-3 )и последовательнм подчинением (2-3, 3-4)2- главное,1- придаточное времени, 3 -4 -изъяснительные В здоровом теле –здоровый дух! Знаки в БСП: точка, точка с запятой Луна сияла, ночь была тиха Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их поднимал И Наблюдение: Прочти и установи границы:Теплоход шел бесшумно разрезая волны развлекая пассажиров над палубой летали чайки Теплоход шел, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки Театр уж полон; ложи блещут;Партер и кресла, все кипит. Работа с учебником Выводы: параграф 15Упражнение 2171 ряд – выписать простое предложение2 ряд – выписать БСП с запятыми между частями3 ряд- выписать БСП с точкой с запятой между частями Домашнее задание Параграф 15Упражнение 218 Урок №3. Двоеточие в БСП Контрольный срез (синтаксический разбор предложения)Словарно-орфографическая работаЛингвистическая разминка.Новый материал.Закрепление.Домашнее задание Контрольный срез: синтаксический разбор предложения 1вариантКогда я сказал что розы будут цвести все лето если их правильно срезать дети были в восторге.2 вариантЯ зачитался до того что когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто звонит Словарно- орфографическая работа Амфитеатр – амфи «вокруг, около, с обеих сторон» театрон « место для зрителей»(греч.)Внизу пестреет чистенький городок, а дальше амфитеатром громоздятся горы, начинаясь Казбеком и оканчиваясь Эльбрусом.Палисадник – палисад –забор, изгородь, частокол (собст.рус)Когда я открыл окно, комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Лингвистическая разминка Найдите предложения, где надо поставить двоеточие.По горизонту лежал сероватый туман __ предвестник суховея.Приезжий поежился __ «Холодновато у вас!»В человеке все должно быть прекрасно __ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.Приглашаем учиться по следующим специальностям __ правоведение, правоохранительная деятельность.Причастия и деепричастия __ формы глагола. В здоровом теле –здоровый дух! Знаки в БСП: двоеточие Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. (потому что)Утро было чудесным: умытый лес улыбался, птицы щебетали. (а именно)Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (что)Он поднял глаза: над садом сияло небо. и увидел, что причина пояснение дополнение Анализ предложений: объясни знаки Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.Я понимал: выручить нас может случайность.Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался.Мне было совестно: я не мог закончить начатой речи.Печален я: со мною друга нет.Я оглянулся: то был мой старинный приятель. Закрепление Упражнение 227Упражнение 226 1в. – 1,4 2в – 2,5 3 в -3,6 Домашнее задание Параграф 16Упражнение 224 Урок №4 Тире с БСП Ход урока Проверка домашнего заданияЗанимательная лингвистика.Подготовка к восприятию новой темы. Повторение.Новый материал.Закрепление.Домашнее задание Проверка домашнего задания Рассказать о постановке запятой и точки с запятой в БСП.Рассказать о постановке двоеточия в БСП.Домашнее упражнение: какого стиля текст, обоснуйте. Схема 3 предложения Занимательная лингвистика Палиндромы – перевёртыши, слова, которые читаются одинаково справа налево и слева направо.А роза упала на лапу Азора.Ишаку казак сено нес – казаку каши.(объясни тире)Придумайте палиндромы.О каких словах идет речь в этой истории? (см.Егорова, стр. 88-89) Диктант. Объясни постановку тире Тигр - животное красивое, но крайне опасное.Дважды два – четыре.Без дела сидеть – стареть.Для настоящего музыканта закон – играть по пять-шесть часов в день.Картины на стенах, черный рояль, старинные часы- все было интересно для меня.Я выстрелил, -сказал граф,- и, слава Богу, дал промах.Я смотрел на него, он – на меня. В здоровом теле –здоровый дух! Лето припасает – зима поедает. (а)Кончил дело - гуляй смело.(когда)Посеешь ветер – пожнешь бурю. (если)Дети стали большими – им надо учиться. (так что)Раздался выстрел – зверь упал.Слово молвит – соловей поет. (словно) противопоставление условие время вывод Быстрая смена событий сравнение Познакомьтесь с материалом параграфа 17. Расскажите о постановке тире в БСП. Тире в БСП Анализ предложений Шестнадцать лет служу - такого со мной не было.Посмотрит- рублем подарит.Джельсомино запел – в соседних домах повылетали стекла.Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как -нибудь; Откажут – мигом утешался, Изменят – рад был отдохнуть. Работа с учебником Упражнение 232Выпишите номера предложений, где нужно поставить ТиреДвоеточиеЗапятую и точку с запятойДвоеточие и тиреВыпишите БСП, сделайте синтаксический разбор ---- 1,2. 3,5,6,
----- 4,5
------ 7
----- 8 Упражнение 238. Свободное изложение с творческим заданием: описанием портрета Кочубей. Урок 5. Закрепление и обобщение темы «БСП»
Цели урока:Повторить и закрепить понятие об особенностях БСП Формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями СП Использовать различные синонимические конструкции Правильно расставлять знаки препинания в БСП5 Давать характеристику БСП Ход урока.Словарно-орфографическая работа.Повторение (работа в группах, индивидуальные задания)Объяснительный диктантТренировочные упражнения.Домашнее задание. Словарно-орфографическая работа Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения.Фельетон-н-ыйФельетон-истФельетон –ист-к-а Составить ССП и БСП.Журналист пишет интересные статьи. Фельетоны у него не получаются. Упражнение 233Рассказать О постановке запятой и точки с запятой (1ряд, 1 предложение)Тире (2ряд, 2 предложение)Двоеточия (3 ряд, 3предложение) Индивидуальное задание: расставить знаки, составить схему, определить виды связи между частями предложения Книга это могучее орудие без нее я был бы немым или косноязычным я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того что ему надо сказать и что я говорю. Объяснительный диктант Он засмеется – все хохочут, нахмурит брови – все молчатОн поднял глаза: маленькое облачко неприметно неслось по небу.Я говорил тебе: ни счастия, ни славы мне не найти.После обеда подали чай с каким-то оригинальным запахом; гляжу: на дне гвоздичная головка.Стало светать- можно рассмотреть отдельные предметыУ зайцев шерсть побелела- зима близко. (4)(Повеств., невоскл, сложное, бессоюзное, состоит из 2 частей: второе имеет значение следствия.) Тренировочные упражнения Допишите, образуя БСП:Все устремились на платформу …(причина)Он любил книги … (противопоставление)В комнате было душно… (следствие)Из данных предложений составь три сложных, используя с различные средства связи:Пришла настоящая весна. После долгой зимы она казалась особенно ласковой. Все вокруг засияло и зазеленело.Упражнение 238 самостоятельно.Расставить знаки, определить и доказать стилевую принадлежность, определить, какую роль играют бессоюзные предложения. Домашнее заданиеПараграфы – 15,16, 17Упражнение 235 и 237Готовиться к контрольной работе.