Конспект урока по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение (9 класс)


Ильметова Валентина Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ №2 г. Отрадный
Самарской области
Тема: Бессоюзное сложное предложение.
Цели урока: обобщить знания о бессоюзном сложном предложении.
Задачи:
образовательные:
уметь выявлять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
закрепить навык постановки различных знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, обосновывать их выбор;
выразительно читать бессоюзные сложные предложения, конструировать их, составлять схемы.
развивающие: активизировать познавательный интерес к предмету.
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
воспитательные: воспитывать любовь к чтению.
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
активизирование познавательной деятельности учащихся;
обеспечивание благоприятной психологической обстановки.
Оборудование:
1. Мультимедийная установка. На уроке используется презентация «Бессоюзное сложное предложение»:
при повторении теоретического материала на экране высвечиваются повторяемые таблицы, схемы, иллюстрирующие основные понятия по теме;
при самопроверке самостоятельной работы на экране появляются эталонные ответы на соответствующие задания.
2. Интерактивная доска.
3. Карточки для творческой работы.
4. Диск «Уроки русского языка в 9 классе».

Тип урока: повторительно - обобщающий.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Эпиграф к уроку: «Бессоюзие… В древней народной и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзие предложений там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов» (А.М. Пешковский).
Ход урока.
I. Целеполагание. слайд 1.
Учитель: Сегодня мы с вами подводим итоги по теме «Бессоюзное сложное предложение», над которой работали на протяжении нескольких уроков. Поэтому будем частично повторять теорию, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать, и делать выводы.
Прочитаем формулировку темы урока, найдём в ней ключевые слова и определим содержание терминов: бессоюзное предложение, сложное предложение, отличие бессоюзного сложного предложения от союзного, пунктуация.
Бессоюзные сложные предложения часто встречаются в нашей современной речи и имеют глубокие корни, что подтверждает известный лингвист А.М. Пешковский (читается эпиграф).
Для бессоюзных сложных предложений очень важно правильно расставлять знаки препинания. А так ли важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их употреблять? ведь есть же в литературе примеры, когда без них обходились всемирно известные писатели, такие как, например, французский писатель Уильям Фолкнер, написавший свой роман «Шум и ярость» без единой запятой.
Ученики доказывают, что знаки препинания необходимы в речи (приводят пример): Казнить нельзя помиловать, где запятая может решать судьбу человека. Шутку про кисель из резины, где отсутствие запятых находит пример абсурдного истолкования:
Кисель там варят из резины
Калоши делают из глины
Кувшины лепят пирожки…
Ученики: Знаки препинания помогают писателю ярче выразить свои мысли.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение учащимися предложений на употребление различных знаков препинания в бессоюзном сложном предложении из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», глава «Тамань», упр. 241.
Ответ:
Велев ему выложить чемодан и отпустить извозчика, я стал звать хозяина – молчат; стучу – молчат.
Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье…
Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.
Вдруг что – то шумно упало в воду: я хвать за пояс – пистолета нет.
К которой избе ни подъедем – занято.
Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей; прислушайся – ка: это не вода плещет, меня не обманешь, - это его длинные вёсла.
III. Фронтальный опрос.
Повторение теории (ответы на вопросы § 17, стр. 108 учебника).
Какие сложные предложения называются бессоюзными?
В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставятся точка, точка с запятой, двоеточие, тире?
Что же является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?
Какую стилистическую роль имеют БСП и какова их сфера употребления? ( Ответ на данный вопрос продумывают в паре 2 ученика).
IV. Графический диктант.
Индивидуальная работа. К доске вызываются 3 ученика для составления обобщающих схем о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях:
1 ученик – условие постановки точки, точки запятой в БСП;
2 ученик – условие постановки двоеточия в БСП;
3 ученик - условие постановки тире в БСП.
Одновременно с индивидуальной работой с остальными учащимися класса проводится графический диктант.
Графический диктант.
Учитель читает примеры. Учащиеся, записывая порядковый номер предложения, составляют его схему.
… Вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной. (А.С. Пушкин)
2. Ехали сюда – рожь только начинала желтеть. (М. Пришвин).
3. Хочу к нему – вы тащите с собой… (А.С. Грибоедов)
4. Вчерашний вечер помню живо:
Синели глубью небеса,
Лист трепетал, красноречиво
Глядели звёзды нам в глаза. (А. Фет).
5. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперёд с трудом. (И.С. Тургенев).
6. Я верю: мы во чтобы то ни стало в конце концов увидимся. (К. Симонов).
3) Проверка индивидуального задания.
Ученики у доски комментируют составленные ими схемы, дают теоретическое обоснования постановки знаков препинания. Остальные учащиеся оценивают правильность выполнения, задают дополнительные вопросы и выставляют им оценки.
4) Проверка графического диктанта.
На слайде 2 презентации высвечиваются ответы к графическому диктанту, учащиеся класса сверяют их со своими схемами.
а) [ ], [ ]. 3) а) [ ] - [ ]. перечисление противопоставление
б) [ ]; [ ]. б) [ время или условие]- [ ].
перечисление
а) [ ]: [ причина ]. в) [ ] - [вывод или следствие].
б) [ ]: [ пояснение ].
в) [ ]: [ изъяснение ].
V. Практическое задание.Один ученик работает за компьютером, выполняет тренажёр по теме «Бессоюзное сложное предложение».
Выполнение упражнения №236 (1 – 6 предложения) с комментированием у доски.
Задание. Замените сложные предложения бессоюзными, расставьте соответствующие знаки препинания.
1) Когда будете в Ярославле, навестите меня . (Когда…), [ ].
(Будете в Ярославле – навестите меня). [ время ] - [ ]. 2) Было очень темно, и мы уже с трудом различали дорогу. [ ], и [ ].
( Было очень темно, мы уже с трудом различали дорогу) [ ] , [ ]. 3) День меркнет ночью, а человек печалью. [ ], а [ ].
(День меркнет ночью - человек печалью). [ ] - [ ] 4) Бежать ему было трудно, так как у него сильно болела нога. [ ], (так как…).
(Бежать ему было трудно: у него сильно болела нога). [ ] : [ причина ].
5) Я выглянул в окно и увидел, что небо затянуло тучами. [ ], (что…).
(Я выглянул в окно и увидел: что небо затянуло тучами). [ ] : [изъяснение].
6) Если будешь плохо заниматься, не сдашь экзамены. (Если …), [ ]. (Будешь плохо заниматься - не сдашь экзамены). [ условие ] - [ ].VI. Работа над интонационными особенностями бессоюзного сложного предложения.
Учитель: Итак, на схемах мы видим 3 типа знаков препинания. В БСП велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определённых знаков препинания.
Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания?
Укажите стрелками повышение и понижение голоса, вертикальными линиями – пауза.
Предложения заранее написаны на интерактивной доске.

1) Бабушка сердилась, внучка не слушалась.

2) Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

3) Бабушка сердилась - внучка не слушалась.
Ученики: (выразительно читают предложения, вычерчивают «партитуру» интонации). В первом предложении интонация перечислительная. Во втором – двоеточию соответствует предупредительная интонация с некотором понижением голоса. При чтении третьего предложения интонация легко повышается в первом предложении и понижается во втором.
Отвечают один из двух учеников, работающих в паре:
- Смысловые отношения в БСП, в отличие от союзных, выражаются менее определённо и чётко. В связи с этим следует отметить, что бессоюзные предложения реже всего употребляются в научной речи, которой свойственна подчёркнутая логичность, точность и чёткость. Зато они более характерны для разговорно – бытового стиля, так как при устном общении интонация является ярким средством выражения смысловых отношений между частями сложного предложения. Эти конструкции обычно экспрессивны и выразительны, поэтому к ним часто прибегают писатели и публицисты, особенно в текстах с разговорной окраской.
Учитель: Примером экспрессивности, выразительности являются и русские народные пословицы.
VII. Задание – шутка.
Запишите пословицы, части которых здесь соединены неверно, заново расставьте знаки препинания и обоснуйте свои действия. Объясните правописание мягкого знака. (Задание записано на слайде презентации, выполнение с комментированием на доске).
1 Ремесло не коромысло не научишься
2 Хорош садовник соберёшь хлеба на грош
3 Не помучишься, не посеешь не взойдут
4 Не удобришь рожь плечо не оттянет
5 Бобы не грибы хорош и крыжовник.
Ответ: Ремесло не коромысло – плечо не оттянет. [ ] - [ вывод ].
Хорош садовник - хорош и крыжовник. [ условие ] - [ ]. Не помучишься, не посеешь - не научишься. [ ] - [ вывод ].
Не удобришь рожь - соберёшь хлеба на грош. [ условие ] - [ ]. Бобы не грибы - не взойдут. [ ] - [ вывод ].
VIII. Физкультминутка.
IX. Синтаксический разбор предложения.
Настанет вечер – загорятся на небе звёзды.
Ответ: [ Настанет вечер ] – [ загорятся на небе звёзды ]. (Повеств., невоскл., сложное, состоит из 2 – х простых предложений, связанных при помощи интонации).
X. Диктант «Проверь себя».«Сильные» ученики класса выполняют творческое задание.
Продолжите данные предложения. Составьте бессоюзные сложные предложения.
Мы хорошо отдохнули… (вывод или результат).
Я взглянул на небо… (следствие).
Здесь нельзя проехать… (причина).
Я давно написал другу письмо… (противопоставление).
Раздался удар грома… (быстрая смена событий).
Решение в такой ситуации могло быть только одно (пояснение).
2) Остальные ученики класса пишут диктант.
Фонарей на этой улице не было. Павел шагал наудачу; раз он больно ударился коленкой о столбик и брезгливо поморщился: боль мешала думать. Кругом находились сады, и поэтому хорошо пахло, как пахнет во время дождя в лесу: сыростью, берёзовым листом и какими – то цветами, которые только и пахнут в сырую погоду.
Было так темно, что, казалось, темнее не может быть. Когда же Павел вышел на берег реки и уже не было видно силуэтов домов и огоньков в окнах, тьма стала глубже и тяжелее и так близко надвигалась сверху и с боков, точно хотела задушить. И грязь стала глубже, и лужи чаще, и уже не пахло садами – пахло невидимой водой и тучами.
Проверка производится фронтально: учащиеся читают по цепочке предложения, объясняют знаки препинания.
XI. Итог урока.
XII. Домашнее задание.
Контрольные вопросы и задание на стр. 108, упр. 243, подготовка к контрольному диктанту по теме: «Бессоюзные сложные предложения».