Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий «Бессоюзное сложное предложение»
Бессоюзное сложное предложение
Цели:
Образовательные:
углубить знания о СП;
изучить признаки БСП, его интонацию, познакомить со смысловыми отношениями между частями БСП
научить употреблять в речи БСП
Развивающие:
развивать навыки синтаксического разбора и составления схем;
развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
воспитание сознательного отношения к здоровью
Тип урока : комбинированный
Формы и методы :
Оборудование : интерактивная доска , опорные конспекты , зрительный тренажер (плакат-схема зрительно – двигательных траекторий) , сенсорный круг с заданиями , цветные карточки , ароматерапия ( пихтовое масло)
Х О Д У Р О К А
І.Организационный момент : звучит музыка
- приветствие , опрос самочувствия ; эмоциональная , психологическая подготовка обучающихся к усвоению материала (библиотерапия)
- у каждого человека есть свой дракон : кто-то переживает из-за отсутствия друзей , кого-то смущает маленький рост , кто-то не может найти общего языка с родными . Подойдите к доске и подпишите голову вашего дракона ( учащиеся подходят к рисунку и делают записи) . Многие люди , как и вы ребята, в жизни сталкиваются с жизненными проблемами, стрессовыми ситуациями, которые могут понизить самооценку, развивать комплексы и сделать людей нерешительными. Теперь возьмите сборник пословиц и поговорок и посмотрите , что нам советует народная мудрость, как она помогает человеку решать проблемы, пересматривать свое отношение к ним
Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. (о самообладании)
Злой человек - как уголь: если не жжет, то чернит. (о злости)
Добрые умирают, да дела их живут. (о доброте)
Плох тот, кто есть ретив, а работать ленив. (о лени)
Хорошо там, где нас нет. (о зависти)
Не рой яму другому, сам в нее попадешь. (о зле)
Смелость города берет. (о смелости)
Ум хорошо, а два лучше. (об уме)
Умные речи приятно и слушать. (об уме)
Хвастливое слово гнило. (о хвастовстве)
ІІ. Объявление темы и цели урока
III. Проверка домашнего задания : коммуникативно-ситуативные упражнения
( элементы ортобиоза – формирования мотивации на здоровье)
- Компетентное отношение к собственному здоровью
1 вариант
Ваши друзья собираются провести спортивный турнир. Обсудите на собрании , какие виды спорта будут представлены на этом турнире . Почему вы отдали предпочтение именно этим, а не другим? В своем ответе используйте СПП.(выступления учащихся )
2 вариант
Представьте , что в Вашем классе состоялся разговор о ценности здоровья. Поделитесь своимы мыслями по этому поводу. В своем ответе используйте СПП изъяснительные.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1.Беседа
-На какие группы делятся СП?
-Какие предложения называют сложносочиненными?
-Какие предложения называют сложноподчиненными?
-Какие группы СПП вы знаете?
-Какие типы связи существуют в предложениях с несколькими придаточными?
2. Графический диктант
1)Спорт играет очень важную роль в жизни человека.2) Спорт приносит большую пользу каждому человеку, который находит для него время.3) Спорт делает нашу жизнь здоровой, потому что закаляет наше тело и нервную систему. 4)Спорт развивает важные и полезные черты характера, которые делают жизнь человека легче.5) К таким чертам характера относятся выдержка, терпение, мужество, уравновешенность, настойчивость, целеустремленность, ответственность и так далее.
1) [ ].
2) [ ] , (который).
3) [ ] , (потому что).
4) [ ] , (которые).
5) [ ].
Физминутка
Встаньте парами между партами. Сегодня физминутку нам помогут провести жители разных стран, которые, как и вы любят ее делать. Упражнения повторяйте за мной.
В Тунисе, здороваясь на улице, принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу. «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя» таков смысл этого приветствия.
Жители страны Тонга, расположенной на островах Тихого океана, при встрече со знакомыми останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощёлкивают пальцами.
Японцы при встрече кланяются.
Эскимосы, приветствуя знакомого, слегка ударяют его кулаком и по плечам.
Считается, что рукопожатия появились ещё в первобытные времена. Тогда, протягивая друг другу руки, люди показывали, что у них нет оружия, что они пришли с миром.
А как вы здороваетесь друг с другом? Пожмите руки друг другу.
Спасибо, садитесь, пожалуйста. Продолжим урок.
ІУ. Восприятие и усвоение материала
1. Лингвистическое наблюдение
- Сравните СП. Определите тип СП.Составьте схемы.
- Определите смысловые отношения между частями СП
Дождь шуршал по крыше , а ветка стучала в окно. [ ], a [ ]. - противопоставление
Когда дождь шуршал по крыше , ветка стучала в окно.(Когда),[ ].- придаточная часть указывает на время событый
Дождь шуршал по крыше , ветка стучала в окно.[ ], [ ]. –перечисление
2. Чтение материала учебника , стр.160 ,А.Н.Рудяков «РЯ»,9 кл.
3. Опорный конспект ( интерактивная доска )
Упражнения для глаз (плакат-схема зрительно – двигательных траекторий)
4. Выполнение заданий , которые учащиеся снимают из сенсорного круга
-цветотерапия (предложения написаны на карточках зеленого цвета)
Замените союзные предложения БСП, обратите внимание на интонацию :
-Воздух чист , и птицы весело щебечут.
-Осень припасает , а зима проедает.
-Недаром говорится, что дело мастера боится.
У. Закрепление знаний, умений , навыков
1. Творческий диктант : диктант по картине Ван Эйка "Портрет четы Арнольфини"
Текст диктанта
«Портрет четы Арнольфини» картина Яна ван Эйка. Портрет был создан в Брюгге в 1434 году и с 1843 года находится в Лондонской национальной галерее. На нём изображены Джованни ди Николао Арнольфини и его жена, предположительно в их доме в Брюгге. Портрет является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.Супружеская пара, изображённая на полотне ван Эйка, богата. Это особенно заметно по одежде . Женщина бережно кладёт свою правую руку в левую руку мужчины .
Соединение рук и слова клятвы были во времена ван Эйка явным свидетельством происходящей брачной церемонии. В зеркале, изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату.
Повседневное выгнутое зеркало свидетельствует о непорочности Богородицы и девственной чистоте невесты .
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа свидетеля брачного союза. Расположение фигур предполагает предопределённые роли в супружестве женщина стоит около постели, в глубине комнаты, символизируя тем самым роль хранительницы очага, в то время как мужчина стоит около открытого окна, символизируя принадлежность к внешнему миру.
Задание :
Художник вложил в объекты , находящиеся в комнате, множество скрытых смыслов, создавая теологический и моральный комментарий на имевшее место событие. Найдите на картине символы , которые можно соотнести со здоровьем человека. Выразите свои мысли посредством БСП.
2.Беседа :
- Какие сложные предложения называются бессоюзными?
- От чего зависят смысловые отношения между частями?
- Как выражаются отношения в устной речи? На письме?
- Какие знаки могут быть в бессоюзном предложении?
УІ . Итоги урока. Рефлексия.
- что мы узнали на уроке?
- в чем вы испытали затруднения?
- что вам помогло их преодолеть?
- оцените свою работу на уроке.
Д/З Выписать из учебника литературы 7 БСП с разными значениями .
15