«Бессоюзное сложное предложение»


9 класс
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА МЕТОДОМ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЫВОДОВ
Тема: «Бессоюзное сложное предложение». («Жалғаулықсыз құрмалас сөйлем». )Лексическая тема:«Держать язык за зубами – признак культуры человека»
Цель и задачи:с опорой на знания, умения, навыки, полученные из курса грамматики казахского языка, методом исследований и выводов рассмотреть новый материал в структурной системе его главных теоретических положений;
Составить синтетическую таблицу;
Показать учащимся выразительно – изобразительные возможности бессоюзных сложных предложений;
Материалы по лексической теме использовать в воспитании культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться
Методы, приемы, технология урока:метод исследований как основной, метод блочного изучения как вспомогательный; индукция, дедукция, прием сворачивания информации в опорную таблицу; коллективная, групповая, индивидуальная формы учебной деятельности, работа с раздаточным материалом и ТСО
Оборудование: учебник «Русский язык» для 9 класса казахской школы авторов Н.Н. Шманова, Н.Ж. Шаймерденова, (Алматы «Мектеп» 2012), художественный текст, опорная таблица, составленная в итоге исследований, раздаточный материал, словарь урока, карточки – консультации, интерактивная доска.
Ход урока
І. Организационный этап.
Поэтическая минута- ученики выразительно читают стихи,в это время демонстрируется слайды о временах года под музыку Свиридова»Времена года»
Уж небо осенью дышало , Уж реже солнышко блистало, Короче становился день , Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась , Ложился на поля туман , Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора ; Стоял ноябрь уж у двора
А. С. Пушкин

Горные вершины, Спят во тьме ночной. Тихие долины Полны свежей мглой. Не пылит дорога, Не дрожат листы Подожди немного, Отдохнешь и ты.
М.Ю. Лермонтов
ІІ. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.
Слово учителя: знакомство учащихся с темой и комплексными задачами урока.Учитель подчеркивает, что самое главное – это блочное изучение теоретических сведений о бессоюзном сложном предложении, сворачивание полученной информации в опорную таблицу, выполнение тренировочно – закрепительных упражнений и творческих заданий. Сообщает о лексической теме с фразеологизмом , предусматривающим размышления;
Ученики записывают число, грамматическую и лексическую темы урока.(слайд 1)
Проверка домашнего задания. (Надо было повторить и восстановить опорные знания по теме «Бессоюзное союзное предложение, знаки препинания в нем,» по учебнику казахского языка для 9 класса. Выписать по одному предложению на постановку запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП).
ІІІ.Организация блочного изучения новой темы методом исследований и выводов;система закрепительно-тренировочных упражнений и творческих заданий.
1.Рассмотрение схемы,разворачивание ее в связное переложение на грамматическую тему. (слайд 2)

Сложное предложение

Союзное сложное Бессоюзное сложное предложение -БСП
предложение


Сложносочиненное Сложноподчиненное предложение – ССП предложение – СПП
Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения соединяются в сложное двумя основными способами: 1) при помощи интонации и союзов или союзных слов; 2 )при помощи интонации (без союзов и союзных слов).Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: 1) предложения сложносочиненные; 2) предложения сложноподчиненные.
В бессоюзном сложном предложении его части(простые предложения)соединяются только по смыслу и интонации,без помощи союзов и союзных слов.
Бессоюзное сложное предложение . Знаки препинания в нём
Знаки препинания Обоснование Схема Примеры Примечание
Запятая ( , )
Точка с запятой ( ; )
Двоеточие(:)
Тире(-) Предложения неболЬшие по объему, в них перечисляются какие – то факты
Предложения более распространены, не очень близки по содержанию
а)вторая часть указывает причину того,о чем говорится в первой части
б)вторая часть поясняет первую
в)вторая часть дополняет первую,распространяя обычно сказуемое
а)части противопоставлены по содержанию
б)первая часть указывает на время и условие того,о чем говорится во второй части
в) вторая часть заключает вывод,следствие из того,о чем говорится в первой части [ ],[ ],[ ].
[ , ] ; [, ]
[ ]: [ ]
[ ]: [ ]; [ ].
[ ] :[ ].
[ ]- [ ].
[ ]- [ ].
[ ]-[ ]. Уж небо осенью дышало , Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. (П.) Тихо в тёмном поле, сладко пахнет клевер, над землею брезжит слабый полусвет (Б)
Слабо шурша, падали шишки;
вздыхая, шумел лес. (А.ГР)
Любите книгу: она научит вас уважать человека.
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают,потом говорят;другие прежде говорят,а потом уже думают.(Л.Т.)
Важно только одно:любить народ и Родину,служить им сердцем и душою.(Н.)
Мелких чувств на свете не бывает-мелкими бывают только души. (М . Алигер )
Закончился отдых-закипела работа.Будешь книги читать-будешь все знать.
Солнце дымное встает-будет день горячий.Скажешь слово-добавят десять.
Стр.181
Стр.184
Стр.197
Стр.204
Разворачивание в связном тексте содержание таблицы.Отличившиеся ученики получили высокие оценки.
Работа с текстом «О трех золотых куклах» из индийского фольклора.
Толкование трудных слов:
Фольклор-халық ауыз әдебиеті
Властитель-әмірші.
Придворные-сарай маңындағылар
Ваше величество-патшам
Один властитель послал соседу-султану в подарок три золотые куклы.Куклы были совершенно одинаковые и с виду,и по размерам, и по весу.Однако властитель велел передать,что цены у них разные.Одна кукла дешевле,другая дороже,третья еще дороже.Он просил объяснить,почему это так.
Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой.Придворные осмотрели все три куклы-никакой разницы между ними не было.
И вот один бедный юноша попросил передать султану,что он может разгадать тайну кукол.Султан велел доставить юношу во дворец.
Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки.Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле:кончик стебелька вылез у нее изо рта.Потом сунул стебелек в ухо другой кукле:кончик стебелька высунулся у нее из другого уха.Наконец,он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее
Тогда юноша сказал:
-Ваше величество,эти куклы сходны с людьми.Первая кукла похожа на того,кто сейчас же расскажет всем и каждому о том,что слышал.Вторая кукла схожа с тем,у кого чужие слова в одно ухо влетают,в другое вылетают.А третья кукла походит на человека,который что ни услышит,то словно проглотит.Это человек,достойный доверия,-цена этой кукле самая высокая.
Выслушал его султан,обрадовался и приблизил к себе.
Чтение,беседа по содержанию и по поводу главной мысли сказки.После самостоятельного чтения проводим беседу по следующим вопросам:
1)Расскажите,какой подарок и с какой просьбой получил султан.
2)Прочитайте его наказ придворным.
3)Кто и как разгадал тайну подарка?
4)Прочитайте объяснение юноши.
5)Какие качества людей символизируют эти куклы?
6)Какое из качеств вы цените в человеке?
7)К какому стилю речи вы относите этот текст?
Диктант:работа в паре «учитель-ученик».Справочный материал-опорная таблица.
Учитель: диктует Учащиеся:пишут,комментируя знаки препинания,составляют схему БСП
1.Одна кукла дешевле,другая дороже,третья еще дороже. [ ],[ ],[ ].
2.Куклы внешне были совершенно одинаковые;тем не менее,всем на удивление,цена на них была разная. [ ];[ , , ].
3.Один бедный юноша попросил передать султану:он может разгадать тайну кукол [ ]:[ ].
4.Султан велел доставить юношу во дворец:заинтересовало его смелое предложение [ ]:[ ].
5.Юноша осмотрел кукол и заметил:у них в ушах просверлены дырочки. [ ]:[ ].
6.Ваше величество,эти куклы сходны с людьми-они символизируют человеческие качества. [ ]-[ ].
7.Третья кукла дороже:она умеет держать язык за зубами. [ ]:[ ].
8.Держать язык за зубами-очень жизненный фразеологизм. Тире между подлежащим и сказуемым[ _ - _]
Устные упражнения:трансформация записанных БСП в ССП и СПП.
Делаю предваряющее сообщение,что бессоюзные сложные предложения можно заменить :а)ССП с сочинительными союзами,б)СПП с подчинительными союзами.
БСП-[ ],сочинительные союзы и, а, но [ ].
БСП-[ ],подчинительные союзы так как,потому что,если,когда,поэтому,так что
Задание выполняют самостоятельно.
IV.Подведение итога урока в форме диалога с классом
-Какую тему рассмотрели сегодня?
-Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в нем.
-Назовите знаки препинания?
-Запятая,точка с запятой,двоеточие,тире.
-Чем можно заменить БСП ?Союзными сложными предложениями:ССП и СПП.
-Какова главная мысль лексического материала?
-Уметь держать язык за зубами-признак культуры человека.Этому надо учиться с юных лет.
Выставление оценок.
V.Задания на дом. Выписать из упражнений учебника по два предложения на каждый знак препинания в БСП или выписать из художественной литературы