Исследовательский проект по музыке Старинный русский инструмент -Гусли
МОУ Каменниковская средняя общеобразовательная школа
Рыбинского муниципального района Ярославской области
XI школьная научная конференция
«Маленькие открытия»
Исследовательская работа на тему:
«Старинный музыкальный инструмент - гусли»
Выполнили:
Петрова Ангелина
Класс: 3
Руководитель:
Сорокина Наталья Викторовна
Учитель музыки
2016-2017 г
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………...3-4
2. Гусли – старинный русский музыкальный инструмент ………………………5
3. Строение гуслей …………………………………………………………………6
4. Процесс изготовления гуслей ………………………………………………...7-9
6. Гусли в музыкальных и литературных произведениях ……………………...10
7. Гусляры………………….……………………………………………………….11
9.Заключение ……………………………………………………………………...12
Список литературы ……………………………………………………… ..….13
Введение.
Россию без песни представить нельзя -
Кто эти красоты восславит?
Зальется баян, и подхватит рожок,
Балалайка струной заиграет.
А знаете ль вы, кто был главным всему?
Чьи струны князей восхваляли?
Брал гусли Баян -
И все молкло вокруг,
Баллады о храбрых звучали.
Сейчас, к сожалению, нам не дано
Услышать напев тот старинный,
Но, всё же, я гусли прославить хочу -
В них слышу мелодию нашего гимна.
Музыку любят все. Знаю, у каждого из нас свои музыкальные привязанности и то, что нравится одному, не очень нравится другому. Но все вместе мы любим всю музыку — симфоническую, народную, камерную, джазовую, вокально-инструментальную, танцевальную. Иногда спорят о том, какой вид музыки лучше, а какой хуже. Наверняка такие споры вспыхивали и среди вас. Уверена, они ни к чему не приводили. Это неблагодарное занятие — спорить о жанрах, тут очень легко ошибиться.
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, пение птиц .Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и животных. Но звуки сами по себе – еще не музыка. В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов. Первые инструменты появились еще за 13 тыс. лет до нашей эры. (Слайд с музыкальными инструментами)
Инструменты музыкальные, Я скажу вам - уникальныеИх огромное количество,Увлекает ученичество.
Собирались музыканты на зеленый на лужок,Приносили музыканты – кто сопелку, кто рожок.Разгоняя облака, вышло солнце из рожка.Заиграл, запел рожок:«В небе солнце я зажег».Выходили гуси, выносили гусли.Раз по струнам провели – все деревья зацвели.
Заиграли – в тот же час все в лесу пустились в пляс.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современному человеку все меньше интересна старина, и все то, что с ней связано. Это произошло и с гуслями. Постепенно такой прекрасный инструмент как гусли был вытеснен современными: гитара, фортепиано и т.д. Но как можно было забыть гусли! Ведь звучание гуслей придает неповторимый колорит древних времен.
Цель моей работы: исследование гуслей- как старинного русского музыкального инструмента, увидеть его практическое применение в современное время.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Cформировать представление о разнообразии музыкальных инструментов.
Узнать историю возникновения русских гуслей.
Исследовать процесс изготовления гуслей.
Изучение литературных и музыкальных произведений, где упоминается такой инструмент как гусли.
Воспитание музыкального и эстетического вкуса.
Формирование чувства патриотизма и гордости за свой народ и свою Родину.
Предмет исследования: старинный музыкальный инструмент гусли.
Методы исследования: изучение литературы, интернет ресурсов.
Гусли – старинный русский музыкальный инструмент
Гусли – старинный русский музыкальный инструмент. История возникновения инструмента скрывается во мгле веков. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст, и место их рождения.. Он, подобно арфе, родился на свет из натянутой струны лука.
Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Звук "гу" в русских диалектах означает «звучание».
Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни гука – ни звука. Но кроме этого звук «гу» имеет еще значение «идти, двигаться
Гусляры исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы и двигаемся, и «звучим».
Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Как они «дожили» до наших дней? — У этого инструмента действительно бывали тяжелые времена. Гусли были гонимы. Их отбирали, ломали. Целыми телегами, как сказано в исторических источниках, грузили их, везли за Москву-реку и жгли. Даже считалось грехом слушание гуслей. Гусляры высмеивали пороки власти и церкви, а это не всем нравилось.
В разных странах и у разных народов появлялись музыкальные инструменты ,похожие на гусли, но назывались они по –разному:
У Финов-КАНТЕЛЕ, у немецких народов-ЦИТРА,
В Японии-КОТО, в Эстонии –КАНКЛЕС,
На Украине –БАНДУРА, а в Армении –КАНУН.
Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины.
Строение гуслей
Археологи до сих пор находят старинные русские гусли, которые датируются 11-13 вв. Инструменты были найдены в Польше и России. Все гусли имеют общие детали: струны, колковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Но форма и расположение могут быть разными.
Славяне назвали свой инструмент гуслями, потому что для их изготовления первоначально использовалась тетива, которую натягивали на лук. Это тетива тогда называлась «гусла». Отсюда и название инструмента – гусли. По другой версии название гуслей произошло от старославянского глагола «густи», который буквально означал «гудеть на струнах». Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность.
Во многих былинах по разному называют гусли: яровчатые и звончатые. У меня возник вопрос ,а в чем же разница?
Оказывается все просто:
В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. ,выдалбливали ящик, в виде корыта и натягивали струны. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые».
Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. Сначало струны делали из жил животных. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн. Самое малое количество струн. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует ладу русской песни. Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». Звук получается с помощью бряцания правой рукой по всем струнам, ненужные звуки исполнитель заглушал, прижимая их пальцами левой руки к инструменту . «Возьму гусли звончатые, яровчатыеДа настрою гусли на старинный лад,
Заведу старину стародавнюю, бывальщинуО деяньях славно-русского богатыря Добрыни Никитича.
Синему морю- на тишину, а людям- на послушание»
- так начинается знаменитая былина о Добрыне Никитиче,
а пели- рассказывали ту былину под аккомпанемент гуслей звончатых.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГУСЛЕЙ
Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями.
Меня заинтересовало ,а можно гусли сделать самим и нашла инструкцию изготовления гуслей:
инструкция
Нам нужен набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага.
Изготавливаем корпус.
Берем бревно, отпиливаем его с двух концов и раскалываем пополам. Далее по заготовке рисуем контур гуслей, как нами задуман инструмент, и начинаем стамеской выбирать дерево, оставляя по 1 см с боков и по 2,5 см на концах.
2. Пружины делаются тоже из сухой ели и устанавливаются на расстоянии 5—6 см друг от друга.
3. На корпус и на пружины ложится дека.
Это верхняя часть инструмента, которая наклеивается на «корыто» сверху и влияет на громкость и тембр гуслей. Она делается из еловых дощечек толщиной до 3 мм, склеиваемых между собой по длине, бок о бок.
4. Резонатор - это круглое отверстие в деке диаметром около 3 см, от которого зависят качественные характеристики звука: матовость или прозрачность, сухость или влажность, глубина.
5. Струны - для профессиональных музыкантов более приемлемы струны металлические (лучше — стальные), обеспечивающие необходимую громкость звука.
6. Колки - это стержни, на которые натягиваются струны. Число их зависит от количества струн. Колки вворачиваются в колковую планку - угол наклона определяется диной первых и последних струн.
7. Утицы – это дощечки, в которых проделываются отверстия для крепления металлического стержня. К нему крепятся струны. Утицы испытывают огромную нагрузку, поэтому, чтобы их не оторвало струнами, утицы надо крепко приклеивать к деке и для прочности закреплять винтами-саморезами.
8. Узор. Наши предки не делали ничего лишнего. Можно вырезать на деке медведя, гусляра или что-то сказочное, ведь инструмент существует, пока есть среда, которая его питает, — сказка, легенда, былина.
Наши гусли готовы.
Я обязательно отдам папе эту инструкцию и мы сделаем гусли.
А пока я сделала макет гуслей!(показ)
4. Форма гуслей
По форме выделяли шлемовидные и крыловидные (звончатые) гусли.
Оказывается самыми древними были - Наколенные гусли ,маленькие гусельки-(Шлемовидные). Форма их действительно напоминала шлем .Нашли их в Новгородской области при раскопках. Такие гусельки носили за пазухой, под полой, как поется в русских народных песнях. Они были разными. Кто как хотел, тот так для себя и мастерил.
Размеры гуслей также были не постоянными: самые большие гусли имели длину до 85 см, а самые маленькие – 35,5 см. Гусляр играл на инструменте, защипывая струны обеими руками. Шлемовидные гусли были распространены у скоморохов
Но не долгим был путь шлемовидных гуслей, они у русского населения вышли из употребления совсем и редко встречаются только у народов Поволжья. На иконографических памятниках XIV—XVI веков мы видим в руках музыкантов-скоморохов именно эту разновидность инструмента, а не крыловидные, которые, по-видимому, были инструментом широкого слоя любителей музыки.
В дальнейшем форма плоской резонаторной коробки менялась. Появились гусли крыловидной формы. В них бывает от 4 до 14 струн Гусли звончатые похожи на крыло птицы или на геометрическую фигуру – трапецию. Мастера их расписывали яркими красками., придумывая причудливые орнаменты.
Гусли клали на колени, с наклоном в левую сторону. Струны защипывали пальцами только правой руки, а левая рука в этот момент ласково приглушала струны. Позже звук стал извлекаться плектром или медиатором (специальными пластинками), отчего звук стал ярче., он звенел
Крыловидные гусли - были почти в каждом крестьянском доме, под них пели колыбельные, рассказывали сказки, плясали. Родители делали своим детям игрушечные гусельки.
Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые-гусли столово-видные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.
В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях .Гусли в музыкальных и литературных произведениях
Гусли... Это необычный старинный струнный щипковый инструмент. Еще в древнейшие времена долгими вечерами при лучине звучал он в деревенских хатах. Сколько легенд, присказок сочинил народ об этом инструменте. «Гусли мысли мои, песня думка моя!»
Со времен Киевской Руси частые упоминания о гуслях их значении для народа встречаются в русских летописях, сказаниях, устном народном творчестве, , а также древние гуслярах, которых народ запечатлел в легендарных образах Добрыни Никитича, Садко.
Упоминания о гуслях часто встречаются в былинах и старинных русских сказках. В Древней Руси гусли - наиболее распространенный музыкальный инструмент. Когда-то давно на гуслях играли певцы и скоморохи, под мелодичные наигрыши гуслей пели. В произведениях устного эпического творчества (былинах, сказаниях) его бытование связано с образами гусляров – Садко, Добрыни Никитича, певца-сказителя Бояна.
В опере «Руслан и Людмила»по поэме А. С .Пушкина М.И. Глинка обращается к былинному певцу –сказителю Баяну:
И звонких гуслей беглый звук;Все смолкли, слушают Баяна:И славит сладостный певецЛюдмилу-прелесть, и Руслана,И Лелем свитый им венец
Ни один княжеский пир не обходился без гусляра. На гуслях играют Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович и новгородский гость Садко.
Н. А .Римский –Корсаков открывает свою оперу «Садко» былинным сказанием. Садко играл на гуслях, пел голосом дивным :»Заиграйте мои гусельки, заиграйте яровчатые…»
В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняли злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха.
.Я занялась поиском сказок о чудесных гусельках ,пословицах, где говорится об этом музыкальном инструменте. Надеюсь, свою коллекцию буду пополнять и дальше.
Гусляры.
Гусляр Егор Стрельников родился на Украине, в Запорожской области. С самых первых концертов проявил себя как яркий, самобытный гусляр-инструменталист, виртуоз-самородок! Стихия звучания живых струн гуслей, их волшебство и многотембровая глубина, жажда овладеть всеми тонкостями и приемами игры, привела его в класс знаменитого в России мастера — Дмитрия Локшина. Искусство инструменталиста обрело еще большую силу, когда он стал исполнителем духовных песнопений и былин Древней Руси. Яркая струнная имитация колокольных звонов привела его на звонницы православных храмов. И вот, он уже звонарь Свято-Данилова монастыря в Москве.
В концертной деятельности, происходит встреча с соратниками — Валерием Гараниным, Любовью Басурмановой, Максимом Гавриленко, Василием Жданкиным и гитаристом Иваном Смирновым. Принимает активное участие в фестивалях духовной и традиционной музыки. Его культурная миссия в Сербию в начале 2005 года оказалась очень важной для духовного единения русского и сербского народов, результатом которой стал концерт «Русские за детей Косово».
Певец-гусляр Андрей Байкалец. Пришел в Москву пешком из древнего города Иркутск, от священных вод озера Байкал. Гусляр-певец из глубинки, из самой народной гущи. Появление его неожиданное было радостным событием для многих. И облик его открытый, и гуслей звучание звонкое, и сам голос - все это гармонично сливаясь воедино, пробуждает живые картины старины. Духовные песни, былины, исполняемые им, тревожат, согревают душу, надолго остаются в памяти. Удивляет обилие его репертуара, зрелость христианского мировоззрения. Он знает, что нужно делать, куда идти и что ожидает нас впереди. В песнях его звучит тревога, призыв, и в то же время, в них надежда, вера и любовь к ближнему. Наиболее популярен его альбом «Раю мой Раю».
Валерий Николаевич Тихов (1924—1999) - выдающийся русский советский исполнитель на гуслях звончатых, создатель оригинального репертуара для этого инструмента, организатор и создатель класса гуслей при кафедре народных инструментов Ленинградской консерватории. Записи были уничтожены. Можно скачать часть уникальных записей, выложенных на http://www.darislav.com.
Ансамбль гусляров «Купина»
Заключение
В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Создаются ансамбли гусляров .На уроках музыки мы знакомимся с таким чудесным древним инструментом ,который меня заинтересовал и мне захотелось узнать о нем побольше. В заключении хочу сказать, я рада, что так много узнала об этом прекрасном народном инструменте. Этот инструмент от Бога. Гусли открыли для меня жанр сказаний, баллад и песен
В музее гусли отдыхали,
Их струны безмятежно спали.
Давно их молодость прошла,
Другая музыка пришла.
Король-рояль теперь повсюду,
Конечно, мастер он и чудо,
Но гуслей лад неповторим,
Псалмы, былины пелись с ним.
Под гуслей звонкие напевы
Влюблялись юноши и девы.
На свадьбах гусли запевали
И молодых благословляли.
Под перебор волшебных струн
Все веселились — стар и юн,
Гусляр персоной важной слыл,
Народа он душою был.
С тех пор так много изменилось,
Но песня гуслей не забылась.
Пусть гусли мирно отдыхают
И дни былые вспоминают.
Список литературы
С. Газарян. В мире музыкальных инструментов. М.:«Просвещение», 1989г.
Интернет.
Фаминцын А. С. «Гусли», исторический очерк.