Внеклассное занятие о здоровом образе жизни Быть здоровым — это здорово (4 класс)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
гимназия №2 г. Асино Томской области
« Быть здоровым – это здорово!»
Внеклассное занятие о здоровом образе жизни.
4 класс
Выполнила Авдеева Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации, но весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию. Мы, учителя начальных классов, поставили для себя задачу: формировать здоровый жизненный стиль и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика. Данные занятия помогают создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. В основе лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, наблюдения, переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов. Работа по здоровьесбережению включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Через игровую деятельность, работу в группах, театрализацию, участие в конкурсах, просмотры соответствующих фильмов, у детей формируется собственная точка зрения, свой взгляд на проблему. Это одна из ступенек к здоровому образу жизни и неотъемлемая часть всего воспитательного процесса в классе.
Цель: создание условий для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Ожидаемые результаты:
положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
валеологическая просвещенность учащихся;
увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
повышение приоритета здорового образа жизни.
Тема: «Быть здоровым – это здорово!»
Цели: формирование у школьников представления о здоровом образе жизни; воспитание ответственного отношения к своему здоровью; развитие важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Оборудование: толковый словарь С. И. Ожегова, листы бумаги (А-3), карточка с заданием «Найди соответствия» для работы в группах, реквизит для сценок, памятки оздоровительной минутки «Упражнения животных», трех уроков «Восточной мудрости», музыкальное оформление, компьютер, проектор, экран (презентация)
Ход занятия
Введение в тему.
Сценка «На приеме у врача»
На сцену, держась за поясницу, выходит сгорбленная старушка и садится на стул у кабинета врача.
Бабушка. Ходила на базар, купила картошки, морковки, лучку. Ох, как я устала!
Выходит другая бабушка. Она плохо видит, на ощупь находит стул. Садится. Первая обращается ко второй.
Бабушка. Ходила на базар, купила картошки, морковки, лучку. Ох, как я устала! Давление поднялось, сердечко пошаливает
Из кабинета врача выходит весь перебинтованный мальчик, бабушки испуганно смотрят ему вслед. Из кабинета доносится голос : «Следующий»
Бабушки вначале замирают, затем вскакивают и поспешно уходят.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии?
- Что такое, по-вашему, здоровье?
(рассуждения детей)
Вывод (по словарю): 1. Правильная, нормальная деятельность организма.
2. То или иное состояние организма. (Слайд №1)
II. Работа по теме.
Учитель: Можете ли вы отличить больного человека от здорового?
Работа в группах: (Слайд №2, слайд №3)
1 – Написать признаки здорового человека
2 – Написать признаки больного человека
3 – Найти соответствия
Рыба, мясо, творог, молоко, яйца. сыр, орехи витамины
Самые твердые части нашего организма белки
Что образует сердце и кровеносные сосуды? жир
Нежирные сорта печенья, органы
галеты, крекеры, пряники кровообращения
Предохраняет кожу от высыхания,
делает ее мягкой и эластичной закаливание
Самочувствие человека кости
Воздух, солнце и вода
углеводы
4 – Напишите, что вредит здоровью человека?
III . Выступления представителей групп.
IV. Оздоровительная минутка «Упражнения животных»
«Жираф» -голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.
«Осьминог» - круговые движения плечами назад, вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди)
«Птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад, вперед.
«Обезьяна» - наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево.
«Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
«Аист» - подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).
«Кошка» - потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.
Учитель: - В ваших выступлениях прозвучало, что на здоровье человека влияет настроение.
- Назовите причины плохого настроения.
(рассуждения детей)
-Как справиться с плохим настроением?
(Обмен мнениями)
Вывод (на экране слайд №4): -Необдуманное поведение детей ухудшает не только наше настроение, но и здоровье. Если вначале думать, а потом действовать, многих опасных ситуаций можно избежать.
Запомни! Каждое дело надо начинать с вопросов «ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?» (слайд №5)
V. Работа в группах (слайд№6)
Игра «Назовите возможные последствия событий»
1 – На реке тает лед.
2 – Вася любит стоять в компании старшеклассников, когда они курят.
3 – Таня спешит к автобусу, двери которого закрываются
4 – Вам поручено с трехлетней сестрой подняться на второй этаж
VI. Выступления групп
VII. Тест «Твое здоровье»
- А сейчас каждый из вас узнает о состоянии своего здоровья, ответив на вопросы теста. Если вы согласны, ставите «+», если не согласны, ставите «-».
1. У меня часто болит голова.
2. У меня часто бывает насморк.
3. У меня больные зубы.
4. У меня часто болит горло.
5. Иногда меня тошнит.
6. Некоторые продукты вызывают у меня аллергию.
7. Иногда у меня болят уши.
8. Ко мне легко «прилипают» всякие болезни.
- Подсчитайте плюсы и минусы и сделайте соответствующий вывод.
VIII. Оздоровительная минутка. Упражнения для глаз.
Учитель: С давних времен в восточных странах (Китае, Индии и др.) считалось, что каждый человек себе врач. Конечно, прописать себе лекарство, сделать операцию ты не можешь, но вести здоровый образ жизни человек может и должен.
Сегодня мы познакомимся с тремя уроками восточной мудрости.
Они помогут тебе сохранить бодрость и хорошее настроение на целый день.
Урок первый – о настроении. (слайд №7)
Ты проснулся. Подумай о чем-нибудь хорошем, приятном. Скажи себе: «Мне предстоит трудный день, но я справлюсь, я спокоен и уверен».
Сядь в постели. Опусти ноги на пол. Прикладывай ладонь к лицу, передавай тепло твоих рук лицу.
Разотри ладони, руки до плеч, разомни с усилием каждый палец, потянись всем телом.
Сделай утреннюю гимнастику.
Урок второй – о воде. (слайд №8)
Целебное влияние воды на организм огромно. Приучи себя умываться и обливаться холодной водой. Если ты себя преодолеешь, ты никогда не пожалеешь об этом. Вода сделает твой организм закаленным и выносливым.
Урок третий учит расслабляться. (слайд№9)
Ты пришел из школы, пообедал, погулял. Пора садиться за уроки. Подготовь свой организм к этой работе.
Сядь в кресло или приляг на диван. Включи тихую, приятную музыку. Положи руки на колени ладонями вверх. Закрой глаза и представь, что ты птица и летишь в небе. Тебе хорошо. Ты счастлив. Уже через 10 минут ты бодр и готов снова успешно работать.
Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Подумай об этом. (слайд№10)
Учитель: - Ребята, вы уже поняли, что о здоровье необходимо думать с детства. Соблюдения режима дня – это тоже залог хорошего здоровья.
Как вы понимаете, что такое «режим дня»?
(обмен мнениями)
Вывод: Режим дня – это правильное сочетание и чередование труда, занятий и отдыха. (слайд№11)
- Посмотрите сценку «Режим дня ученика» в исполнении ваших товарищей и выскажите свое мнение.
Сценка «Режим дня ученика»
Режим дня. Вова, ты знаешь, что такое режим?
Вова. Конечно. Режим режим – куда хочу, туда скачу.
Режим дня. Режим – это распорядок дня! Ты выполняешь его?
Вова. Даже перевыполняю.
Режим дня. Как у тебя это получается?
Вова. По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю - четыре.
Режим дня. Нет, ты не перевыполняешь режим, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
Вова. Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Приготовление уроков. Прогулка. Обед. И в школу.
Режим дня. Хорошо!
Вова. А можно еще лучше!
Режим дня. Как?
Вова. Вот так! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Ужин. Прогулка. Сон.
Режим дня. Ну нет. При таком режиме получится из тебя лентяй и неуч!
Вова. Не получится.
Режим дня. Почему?
Вова. Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим.
Режим дня. Как это - с бабушкой?
Вова. А так. Половину выполняю я, половину – бабушка. Вместе мы выполняем весь режим.
Режим дня. Не понимаю.
Вова. Очень просто. Подъем выполняю я. Зарядку выполняет бабушка. Умывание – бабушка. Уборка постели – бабушка. Завтрак – я. Прогулка – я. Приготовление уроков – мы с бабушкой. Прогулка – я. Обед – я.
Режим дня. И тебе не стыдно?
Вова. Нет, не стыдно!
(Уходит.)
(Обмен мнениями)
Учитель: - А сейчас проверим, умеете ли вы готовить уроки?
(Согласны –«+», не согласны – «-»)
В комнате должно быть душно.
Комната должна быть проветрена.
Чтобы не было скучно, надо включить телевизор или магнитофон.
В комнате должно быть тихо.
Сначала надо выполнить трудные задания.
Сначала надо выполнить легкие задания.
После выполнения заданий надо отдохнуть 10 -15 минут (подмести пол, вытереть пыль,).
После выполнения заданий надо отдохнуть 10 – 15 минут (посмотреть телевизор, поиграть в компьютер, почитать книгу,)
Итог.
Учитель: - Как мы называем людей, которые долго живут?
(долгожители)
- Какие секреты здоровья они знают? (слайд №12)
Закаливание, гигиена.
Движение и ежедневный физический труд.
Правильное питание и ежедневный режим дня.
Отсутствие вредных привычек.
Умение видеть прекрасное, доброта.
Хорошее настроение.
(слайд №13)
Литература:
Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».
М. М. Безруких. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог – социальный институт, 2004.
И. С. Артюхов. Настольная книга для классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
А. К. Лаптев. Тайны пирамиды здоровья. Учебное пособие по валеологии для начальной школы. Спб., 1998г.
Н. Ф. Виноградова. Окружающий мир: 3 класс. М., 1999г.
15