Урок – проект «Размещение и миграция населения». 10 класс


Урок – проект  «Размещение и миграция населения»
 Участники группы 1._____________________________ « » 2.____________________________ « »
3._____________________ « » 4.________________________ « » 5.________________________ « »
Цель____________________________________________________________________________________ Задачи __________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
План изучения темы:
1. Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей.
2. Влияние окружающей среды на размещение населения.
3. Влияние экономических факторов на размещение населения.
4. Плотность населения.
5. Миграции населения.
а) Виды миграций.
б) Причины миграций.
в) Международные миграции.
г) Вынужденные мигранты.
д) Трудовые миграции.
6. Практическая работа
7. Домашнее задание
1. Защита проекта
2. «Можете ли вы объяснить» вопрос № 3.
3. Для тех, кто испытывал трудности в усвоении материала на уроке - блок добывания знаний и умений № 9, 10.
Задания к практической работе.
1. Найдите на карте регионы с высокой плотностью населения. Проанализируйте карту плотности населения мира в атласе, результаты работы занесите в таблицу «Страны с различной плотностью и причины, влияющие на размещение населения».
Группы стран с различной плотностью населения Примеры стран Причины, объясняющие картину плотности населения
Страны с равномерно низкой плотностью населения Страны с равномерно высокой плотностью Страны, имеющие районы с высокой и низкой плотностью 2. Пользуясь данными таблицы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально- экономического развития той или иной страны.
1. Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей.Размещение населения — это пространственный рисунок распределения населения на определенной территории. Размещение населения по планете крайне неравномерно.
Задание: Обратите внимание на карту плотности населения мира. В каких районах Земли плотность населения выше, чем в прочих, а какие районы практически не заселены. Как вы думаете, какие факторы влияют на размещение населения?
2. Влияние окружающей среды на размещение населения.
На размещение населения влияют различные факторы, причем изначально главным фактором были природные условия. Подсчитано, что половина населения мира проживает на низменностях, а 1/3 — на прибрежных территориях. Большинство населения внутренних территорий материков селится вдоль берегов рек.
Историки выделяют несколько видов цивилизаций. Первыми были «речные цивилизации» — Египет (вдоль Нила), Китайская — вдоль Янцзы и Хуанхэ, Индийская — в бассейне рек Инд и Ганг, Междуречье — между реками Тигр и Евфрат. Эти цивилизации сменились «морскими» — империи Средиземноморья. Сейчас время «океанских» цивилизаций. Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Поэтому самые густонаселенные районы находятся в субтропическом и субэкваториальном климате, а также на юге умеренного.
3. Влияние экономических факторов на размещение населения.
Второй фактор, от которого зависит размещения населения — это экономический. Издавна люди стремились селиться в места, богатые каким-либо ресурсом: землей, лесом, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. Сосредоточение населения на низменностях, вдоль берегов объясняется именно этим фактором.
На расселение оказывает влияние и занятость населения. Так, трудоемкое расстояние в Юго-Восточной Азии является причиной распространения в данном регионе традиции многодетных семей. И в данном районе средняя плотность населения составляет 200 человек на км2. А в некоторых районах и вовсе достигает 2000 человек на км2.
В Европе и Северной Америке, в промышленных районах выше плотность населения, чем в сельскохозяйственных. Также наблюдается тяготение мест проживания людей к транспортным путям, в частности, к морским, речным, железнодорожным и автомобильным.4. Плотность населения.
Так исторически сложилась неравномерность размещения населения на Земле. Среднемировой показатель плотности населения — 40 человек на км2. Но этот показатель не дает представления о реальной плотности населения в различных районах мира, потому, что есть территории густо заселенные, есть практически не освоенные, такие как Гренландия, Антарктида, Высокогорья планеты, пустыни, тундры и арктические пустыни. Практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% мирового населения живет в Северном и Восточном полушариях.
5. Миграции населения.
Учащиеся вспоминают виды миграций, с которыми они ознакомились в курсе 9 класса. Они оформляют ответ на вопрос в тетради, а один из учеников работает у доски. Затем учащиеся сравнивают свои ответы и исправляют ошибки и недочеты.
 

 
Вопросы для беседы:
1) Выявите разницу между внутренними и внешними миграциями. Чем можно объяснить вспышку миграций в XV веке? Чем объяснить массовые миграции из стран Западной Европы в Северную Америку и Австралию в эпоху зарождения капитализма и промышленной революции?
2) Что такое трудовая миграция? Чем вызваны миграции из развивающихся стран в развитые?
3) Назовите и покажите на карте основные районы трудовой иммиграции и эмиграции. (Центры иммиграции: Западная Европа. ФРГ, Великобритания, Швейцария. Сюда приезжают в основном из Южной Европы, Восточной Европы, Турции.)4) Каков характер миграций в Северной Америке? (В США мигрируют из Латинской Америки, Азии, Европы, а нелегальная миграция в основном направлена из Латинской Америки.)
5) Каков характер миграций в нефтедобывающих странах? (Крупный район иммиграции — нефтедобывающие страны, сюда въезжают трудовые мигранты из Египта, Пакистана, Индии и близлежащих бедных стран.)

6. Трудовая миграция.
Во второй половине 90-х гг. за пределами своего государства трудятся 35 млн человек. Большинство из них — это люди, приехавшие из развивающихся стран в развитые на заработки. В основном они являются неквалифицированной трудовой силой («синие воротнички»), но в последнее время увеличился и поток высококвалифицированной силы, получившей название «утечка мозгов».
Главным образом странами-донорами являются азиатские страны, а в последнее время также страны Восточной Европы и страны СНГ.
Странам выгодно принимать ученых, это приносит большой экономический выигрыш. Например, принимая ученого гуманитария, экономия составляет 230 тыс. долларов, инженера — 255 тыс. долларов, врача - 650 тыс. долларов. Выгода для государства складывается за счет экономии средств на учебу в средних и в высших учреждениях образования, трудовой практики и т.д. Кроме того, странам выгодно принимать и неквалифицированных рабочих, так как они согласны выполнять свою работу за более низкую плату, на которую не соглашаются коренные жители. Также в странах, принимающих рабочих, наблюдается, как правило, первый тип воспроизводства населения и, следовательно, ощущается недостаток трудовых ресурсов.
Основными районами, принимающими трудовые ресурсы, являются развитые страны.
Во-первых, это Западная Европа (мигранты из Южной и Восточной Европы, Северной Африки, Турции). В этом регионе насчитывается 12- 13 млн. иностранных рабочих. На первом месте в Европе по этому показателю ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария.
Во-вторых, это США (доля мигрантов из Латинской Америки составляет 42%, Азии — 40%, Европы — 16%). В настоящее время сюда прибывает около 1 млн. иммигрантов в год.
В-третьих, Австралия, где 25% трудовых ресурсов составляют мигранты. А также ЮАР (мигранты из Лесото, Свазиленда, Мозамбика и других соседних стран) с ежегодным притоком в 250 тыс. человек.
В-четвертых, это нефтедобывающие страны (мигранты из Египта, стран Юго-Восточной и Восточной Азии). Этот регион отличается от предыдущих районов иммиграции тем, что он состоит из развивающихся стран. В среднем трудовые мигранты составляют здесь около 65% всею населения региона.
Вопрос: Что такое «утечка мозгов»? Что послужило развитию данного вида миграции? Какие последствия приносит она стране эмиграции?
7. Вынужденные мигранты.Задание: Перечислите районы и назовите причины вынужденных миграций в современном мире. Покажите на карте, страны, которые дают самое большое количество вынужденных мигрантов. Назовите причины вынужденных миграций в прошлом и в настоящее время.
Общее число беженцев в мире в середине 90-х гг. превысило 20 млн. человек. Среди них преобладают беженцы из районов региональных военных и межэтнических конфликтов в Афганистане, Ираке, Израиле, Ливане, Кипре, Анголе, Эритрее, Либерии, Судане, Сомали, Уганде, Руанде, ЮАР, Гондурасе, Никарагуа, бывшей. Югославии. Обычно беженцы находят убежище в соседних странах, но иногда они стремятся уехать далеко (в Европу, Северную Америку). С конца 90-х гг. одним из главных районов с большим количеством беженцев и перемещенных лиц является СНГ.
 III. Практическая работа
Задание 1. Найдите на карте регионы с высокой плотностью населения.
Проанализируйте карту плотности населения мира в атласе, результаты работы занесите в таблицу «Страны с различной плотностью и причины, влияющие на размещение населения».
 
Группы стран с различной плотностью населения Примеры стран Причины, объясняющие картину плотности населения
Страны с равномерно низкой плотностью населения Нигер, Австралия, Монголия Страны, находящиеся в аридном климате, кроме Австралии, не имеют выхода к морю и т. д.
Страны с равномерно высокой плотностью Индия, ФРГ, Италия, Греция Благоприятные условия проживания на всей территории стран
Страны, имеющие районы с высокой и низкой плотностью Канада, Россия, Бразилия, Китай Различные условия: природные, социальные, экономические сильно различаются в разных районах стран
 
Пользуясь данными таблицы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально- экономического развития той или иной страны.
Задание 2. Сравните две колонки таблицы. В чем причина такого распределения стран?
Страны-рекордсмены по показателям плотности населения на 1995 г. (чел./на км2).
 
Максимальные показатели Минимальные показатели
Мальта - 1200
Бангладеш - 920
Бахрейн - 840
Нидерланды - 460
Южная Корея - 450 Гренландия - 0,03
Западная Сахара - 1
Мавритания - 2
Монголия - 2
Намибия - 2
Французская Гвиана - 2
Австралия - 2
 IV. Закрепление знаний
Задание: 1) Нанесите на контурную карту основные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.
2) Дайте определение следующим понятиям:
Утечка мозгов; белые, синие, золотые воротнички; эмиграция, иммиграция, трудовые миграции.
 V. Домашнее задание
1. «Можете ли вы объяснить» вопрос № 3.
2. Для тех, кто испытывал трудности в усвоении материала на уроке - блок добывания знаний и умений № 9, 10.