Урок Добро и зло в Притче о ласточке из поэмы Сар-Герел Д.Н. Кугультинова (6 класс)
Тема урока:
“Добро и зло в “Притче о ласточке” из поэмы “Сар-Герел” Д.Н. Кугультинова”
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18
имени Б.Б.Городовикова»
Лазарева Галина Петровна
Тема урока: “Добро и зло в “Притче о ласточке” из поэмы “Сар-Герел” Д.Н. Кугультинова”
Цель урока: на примере народный сказки “Почему комар жалобно поет” и “Притчи о ласточке” Д.Н. Кугультинова дать понятие о добре и зле, милосердии, самопожертвовании.
Оборудование: выставка книг Д.Н. Кугультинова, презентация о Д.Н. Кугультинове, рисунки учащихся по поэме “Сар-Герел”.
Ход работы.
На доске запись.
Давид Никитич Кугультинов.
Народный поэт Калмыкии
Лауреат Государственный премии РСФСР 1967 года имени М. Горького.
Лауреат Государственный премии СССР (1976 год).
Герой Социалистического Труда.
Вступительное слово учителя.
Давид Никитич Кугультинов – выдающийся калмыцкий поэт. Он Народный поэт Калмыкии, лауреат Государственной премии РСФСР 1967 года имени М. Горького, Государственной премии СССР (1976 г.)
Презентация : Биография и творчество Д.Н.Кугультинова.
Мы прочитаем и проанализируем “Притчу о ласточке” из поэмы “Сар-Герел”. Это вариант калмыцкой народной сказки “Почему комар жалобно поет.”3. Чтение калмыцкой народной сказки «Почему комар жалобно поёт».
Это было очень давно. Когда только что появились на земле звери. Был в то время у змей грозный хан. Хотелось знать хану: чьё мясо на свете слаще (задумал он полакомиться).
Вот однажды призвал он к себе комара. Комар предстал перед грозными очами змеиного хана. Говорит комару хан:
- Хочешь ли ты, чтобы змеи отныне питались комарами?
Испугался комар и стал просить, чтобы его отпустили. Тогда змеиный хан приказывает комару:
- Облети весь мир, попробуй кровь всех живых существ и доложи мне, чьё мясо слаще? – И с тем отпустил комара.
Долго летал комар. Облетел он весь мир. Кусал всех подряд. Настало время возвращаться. Летит комар к грозному повелителю. По пути ему встречается ласточка. Поздоровались. Сели и разговорились. Расспрашивает ласточка комара, откуда и куда он летит, что хорошего видел. Хвалится комар, что облетел весь мир и попробовал кровь всех живых существ.
- Скажи-ка, чья кровь слаще? – спрашивает ласточка.
- Самая сладкая кровь на свете, - отвечает комар, - человечья.
Об этом я хочу доложить змеиному хану, он тогда будет питаться человечиной и оставит нас в покое.
- У многих людей ты пил кровь?
- Да, почти у всех.
- Ну-ка, покажи язык, - говорит ласточка.
Комар высунул язык. Тогда ласточка быстро нагнулась, вырвала у комара язык и съела.
Прилетел комар к змеиному хану. Встретил его сам грозный хан. Спрашивает он у комара, а комар – без языка, ничего не может сказать, только жалобно пищит. Удивился змеиный хан, что комар лишился языка. Как ни старался он понять комара, ничего не вышло.
Слушал, слушал хан, о чём пищит комар, и наконец решил, что комар пищит:
- Лягушки, лягушки!..
И с того времени змеи стали питаться лягушками, а у комаров вместо языка выросло жало, потому они и пищат так жалобно.
4. Чтение «Притчи о ласточке» из поэмы «Сар-Герел».
Сегодня мы поговорим о добре и зле, как различает эти понятия калмыцкий народ и один из лучших его представителей – Д.Н. Кугультинов.
5. Запись на доске темы урока
Учитель: Эти произведения похожие, но одновременно они очень разные.
6. Беседа с классом.
В чём сходство этих произведений?
В чём различие?
Кто в поэме рассказывает эту притчу? (Цецен)
Почему поэт дал этому человеку такое имя?
Физкультминутка.
Какой ещё вариант этой притчи мы узнаём сразу в этой поэме, и кто об этом говорит? (Старый- престарый пастух)
8. Чтение отрывка.
Вот ведь, Цецен, какие дела:
Ласточка эта совсем не птица.
Прежде чем птицей оборотиться,
Девушкой она была.
Так—то красива, так-то мудра,
Все языки превзошла человечьи,
Да и змеиное знала наречье,
Да и пищание комара.
Речи звериные разумея,
Всех поняла – комара и змея.
Вот и решилась на колдовство:
Ради спасения рода людского
Ласточкой стала круглоголовой.
Только не ведала одного,
Лишь одного и не знала слова –
Как человеком сделаться снова.
Птицей она навсегда осталась,
А ведь с каким женихом рассталась!
Мёртвой нашли её на пути,
Было ей горько, было ей тяжко…
Не пожалела жизни бедняжка,
Чтобы других от смерти спасти!
Подумайте, почему сказка называется «Почему комар жалобно поёт», а Д.Н.Кугультинов назвал свой вариант «Притча о ласточке»?
9. Слово учителя.
Сказка – один из жанров устного народного творчества. Сказка – это художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Герои сказок о животных наделяются человеческими чертами: змей – жестокий, комар – подлый, ласточка – самоотверженная.
В этих сказках калмыцкий народ пытался объяснить мир. Поэтому многие сказки имеют в названиях вопросительное слово: «Почему». Например, «Почему летучая мышь летает только ночью?», «Почему у совы нет ноздрей?» «Почему комар жалобно поёт?» и другие.
Притча – это небольшой рассказ, который содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. «Притча о ласточке» учит нас милосердию, состраданию, самопожертвованию.
10. Объяснение значений слова – лексическая работа.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем.
Самопожертвование – пожертвование своими личными интересами ради других.
11. Беседа с классом.
Тема нашего урока – добро и зло. Это вечные понятия. Пока вы ещё малы и учитесь различать добро и зло на примерах сказок. Так кто же и в сказке, и в притче творит добро, а кто совершает зло? ( добро – ласточка; зло – змей, комар). А в поэме «Сар-Герел» кто творит добро во имя людей? (Сар-Герел)
Прочитаем эпилог поэмы.
…И те, что ради счастья всех людей
Способны жизнью рисковать своей,
Стяжая славу, не подвластны смерти!
…И тем, кто мудр и беззаветно смел,
Готова подарить свою улыбку
Луна-Герел, иначе – Сар-Герел.
12. Заключение.
Я верю, что в своей жизни вы всегда сможете различить добро и зло, будете вершить только добрые дела, проявляя такие превосходные человеческие качества, как милосердие, сострадание, самопожертвование.
13. Домашнее задание.
составить предложения со словами : сострадание, самопожертвование, милосердие
составить текст « Как ты прекрасна, степь моя!»
14. Слово поэту. Аудиозапись. Д.Н.Кугультинов читает стихотворение.