Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме Любовь к родному краю через поэзию Земляка, 3 класс


Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме:
«Любовь к Родному краю через поэзию Земляка».
Учитель начальных классов
Бубликова Елена Валерьевна
Тема урока. Любовь к Родному краю через поэзию Земляка.
Тип урока. Обобщающий (ведущий метод – частично-поисковый, проектная деятельность учащихся).
Цель. Прививать любовь к Родине, родной природе через поэзию В. Липового,    развивать поэтический слух, наблюдать  над   звукоподражанием;  представлять себе картины природы, изображенные поэтом.
Определить место темы малой родины в творчестве поэта и раскрыть ее своеобразие, выявить изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть облик родного края, формировать умения выделять необходимую информацию.
Воспитание чувства патриотизма, гордости за своего Земляка.
Планируемый
Результат. Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Осмысливать цели и виды чтения художественного текста.
Строить осмысленные речевые высказывания.
Личностные:
- нравственно- эстетическое оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Метапредметные
Регулятивные:
- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя
ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие и сопоставлять с образцом
после его завершения на основе его оценки,
- высказывать свое предположение.
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации,
- осознанное построение речевого высказывания
- свободная ориентация и восприятие художественного текста
-смысловое чтение
-извлечение необходимой информации из прослушанных произведений
-преобразование художественного текста в знаковую модель
Коммуникативные:
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Основные понятия. Сравнение, олицетворение, багрянец.
Ресурсы:
-основные
-дополнительные Сборник стихотворений «Киселевск в моей судьбе», газеты с публикациями.
Мультимедийное сопровождение с презентацией к уроку; выставка произведений В. Липового
Организация
пространства. Работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
ХОД УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Обучающие и развивающие
задания каждого этапа Формируемые универсальные учебные действия
1. Мотивация к учебной деятельности. Задает вопрос о теме урока, формулирует учебную задачу.
(слайд 1 – Мой Родной Киселевск)
Читает стих наизусть.
(слайд 2 – пейзаж: осень, улетают журавли, стоит человек и смотрит им вдаль)
Так вот, ребята, вы все правильно сказали. И именно это стихотворение написал однажды наш с вами Земляк – Василий Алексеевич Липовой. Родился он не в нашем городе, а Беларуси, но в 1955 году приехал в Киселевск и остался здесь на всю жизнь.
(слайд 3 – портрет В.А. Липового)
Его произведения были напечатаны как в отдельных сборниках, так и опубликованы в других средствах массовой информации.
(слайды4, 5, 6, 7, 8, 9 – публикации поэта)
Сегодня постараемся увидеть, услышать, прочувствовать Родной край глазами Поэта-Земляка. Готовятся к
работе. Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения о названии стихотворения и теме урока.
Слушают вступительное стихотворение учителя.
Отвечают на вопросы.
-О чем говорит слово РОДИНА?
(…место на Земле, где родился человек…)
-Почему слово РОДИНА принято произносить гордо и писать с большой буквы?
(…Родина одна у человека, как и мама…)
-Как вы думаете, Родина есть у всех людей?
(…Родина есть у каждого человека, кем бы он ни был…)
-Где ваша Родина?
(…Россия - Сибирь - Кемеровская область - город Киселевск…) (другие варианты детей)
-Вспомните, где отражается информация о месте его рождения?
(…свидетельство о рождении, паспорт…)
-Как человек может выражать любовь к Родному краю?
(…словами, поступками, действиями...)
-Слова гордости и любви к Родной земле красиво, гармонично и выразительно звучат в каких, известных вам, произведениях?
(…в стихотворениях и других произведениях…)
«Распахнулась небесная синь,Будто кем-то раздёрнуты шторы.Грусть наводит багрянец осинИ полей опустевших просторы.Надо мною трубят журавли,Растянувшись большим караваном...Покидая гнездовья свои –Улетают в далёкие страны. Мог бы с ними и я улететьЗа леса, за моря, и за реки,Если б эту осеннюю медьМог бы взять я с собою навеки;Если б знал, что найдутся края,Где не тянет к родному гнездовью....– Возвращайтесь скорее, друзья! – Я шепчу им с тоской, и любовью».
-Как вы думаете, кто из людей может больше всех любить Киселевск? Способен ли с гордостью говорить о нашем городе приезжий с другой страны человек?
(…человек, который родился в этом городе, вырос, жил или живет до сих пор в нем…чужестранец не способен испытывать чувства любви к нашему краю…)
-Какой можно сделать вывод о том, кто написал это стихотворение? Где жил поэт?
(…наш Земляк, который жил или живет в Киселевске…) Личностные:
самоопределение
роли ученика.
Коммуникативные: умение слушать и
слышать.
Регулятивные:
предположение темы урока.

ФИЗМИНУТКА
2. Актуализация
знаний и
выявление
индивидуальных затруднений Выявляет
уровень
знаний.
Анализирует
знания
учащихся.

На партах у вас лежит шаблон характеризующей карты стихотворения, которую вы должны будете заполнить к концу урока.
Для поэта Родина является самым дорогим местом на планете.
Каждый столбик (строфа) несет свои чувства, которые сливаются в единое переживание автора. Давайте попробуем в этом разобраться.
У вас получилось краткое содержание стихотворения. Отвечают на вопросы, систематизируют знания.
Выполняют задание.
Знакомятся с характеризующей картой.
Отвечают на вопросы, высказывают предположения.
Работают с картой.
Отвечают на вопросы, логически мыслят и рассуждают.
Выполняют задание.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание. Работают с картой. Вспоминают, какой литературный прием называют олицетворение, сравнение.
Отвечают на вопросы.
Работают с картой.
Отвечают на вопросы.
Работают с картой.
-Как вы считаете, о чем это стихотворение, о каких чувствах? Какова тематика этого стихотворения?
(…о Родине, Родном крае, о любви и чувстве гордости к Родной Земле…)
-Что значит любить Родину?
(…не изменять ей, не предавать ее, помогать, беречь, заботиться…)
-Кто выступает главными героями поэзии? Кого призывает автор быть преданными к Родному краю?
(…журавли…)
Прочтите самостоятельно еще раз это произведение, оно у вас на партах. Рядом лежит конверт с разрезанным стихотворением. Работая в парах, найдите в конверте слово, которым бы назвали это стихотворение.
(…журавли…)
-Что значит характеризующая карта стихотворения? Какую возможность она нам даст при знакомстве с авторским произведением?
(…охарактеризовать стихотворение, найти основные переживания автора…)
Вклейте это слово в верхнюю рамочку вашей схематической карты. Ниже на строчке придумайте и напишите красной ручкой слово или фразу, которым бы вы захотели назвать это стихотворение.
ЖУРАВЛИ
____Мой край____
(…Родина, родной край, любимый край, Родимый край, Родная Земля, мой Киселевск…)
- Как об этом он говорит в своих стихах?
Найдите строчки, которые подтверждают это.
(…Если б эту осеннюю медьМог бы взять я с собою навеки;Если б знал, что найдутся края,Где не тянет к родному гнездовью....– Возвращайтесь скорее, друзья!
–Я шепчу им с тоской, и любовью.)-Какие чувства вызывает у вас это произведение? Чувства радости, тоски, печали, грусти, тревоги?
(…грусть, тоску…)
-Какие чувства испытывает поэт?
Найдите подтверждающие строки.
(…Грусть наводит багрянец осинИ полей опустевших просторы.. Я шепчу им с тоской, и любовью.)
-Сколько строф в этом стихотворении?
(…4 строфы)
-О чем первая строфа стихотворения?
(…о синеве, багрянце осин, просторах полей…)
-О чем вторая строфа стихотворения?
(…о журавлях…)
-О чем третья строфа стихотворения?
(…об осени…)
-О чем четвертая строфа в стихотворении?
(…о Родном крае…)
-Какие известные вам приемы использует автор в этом произведении?
(…олицетворение, сравнение…)
Найдите слова СИНЬ, ЖУРАВЛИ, ОСЕНЬ, КРАЙ в конверте и вклейте ниже в 1-ую колонку вашей характеризующей карты.
СРАВНЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
СИНЬ ЖУРАВЛИ ОСЕННЮЮ КРАЯ -С чем сравнивает автор синь?
(…со шторами…)
-С чем сравнивает поэт журавлей?
(…с караваном…)
-С чем сравнивает поэт Родной край?
(…с гнездовьем…)
Вклейте предметы сравнения в соответствующие строчки второй колонки карты.
СРАВНЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
СИНЬ ШТОРЫ ЖУРАВЛИ КАРАВАНОМ ОСЕННЮЮ МЕДЬ КРАЯ ГНЕЗДОВЬЮ -Как олицетворяет автор синеву и журавлей? Какие слова использует для этого?
(…синь распахнулась, журавли трубят…)
Найдите эти сравнения в конверте и вклейте их в третью колонку таблицы.
СРАВНЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
СИНЬ ШТОРЫ РАСПАХНУЛАСЬ
ЖУРАВЛИ КАРАВАНОМ ТРУБЯТ
ОСЕННЮЮ МЕДЬ КРАЯ ГНЕЗДОВЬЮ Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Регулятивные:
прогнозирование, внесение коррективов в действия.
Познавательные:
применение полученных знаний в обобщенном виде, преобразование текста в знаковую модель.
Личностные:
используют полученные знания, оценивают свои знания, вносят коррективы.
ФИЗМИНУТКА
3.
Постановка
учебной задачи.
4. Создание проблемной ситуации.
5. Совместный поиск путей решения проблемы.
6. Обобщение.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание. Выявляет уровень знаний, эмоциональное воздействие строчек из стихотворения Липового.
Представьте себя на месте автора в момент происходящих событий.
Если вы внимательно разобрали стих, то, наверное, заметили, что он наполнен определенными красками.
Создает
проблемную
ситуацию. Фиксирует затруднения.
Организует работу по словарю.
Организует групповую работу по анализу полученных и обобщенных знаний с наглядным использованием характеризующей карты по стихотворению. Организует выразительное чтение произведения вслух учениками.
Просит оценить урок и себя.
Объясняет сущность домашнего задания.
«Литературное слово в красках» - проиллюстрировать стихотворение В. Липового «Журавли». Анализируют свои чувства, высказываются.
Слушают, анализируют.
Вычитывают.
Ищут пути выхода из затруднений.
Принимают задачу и строят свои высказывания.
Выполняют поиск слова в словаре, зачитывают значение его.
Читают выразительно произведение.
Высказывают своё отношение к произведению.
Слушают друг друга. Оценивают себя.
Записывают в дневник.
-Какие чувства охватывают вас? Что хочется сказать?
(…Боже! Как красиво! Какая прелесть!...)Вчитайтесь еще раз в них и определите их цветовую гамму.
(…синий, багряный, желтый, медный…)
-Что значит слово БАГРЯНЕЦ? От какого прилагательного образовалось это существительное?
(…красный, прилагательное – багряный…)
Давайте попробуем найти это слово в толковом словаре.
(… багровый – красный густого, тёмного оттенка…)
- Что вам дало изучение поэзии вашего Земляка?
(…усилились чувства любви, гордости, уважения к Родному краю…)
- Что вы узнали на уроке?
(…познакомились с поэтом-Земляком, узнали о его произведениях, публикациях…прочувствовали любовь к Родной земле через авторское слово…)
- За что вы похвалили бы себя?
(…создание характеризующей карты, устные размышления, защита проекта…)
- Что у вас особенно получилось?
(…работа в парах- схематической карты…)
Если вам все понравилось и все понятно - багряный листок, что-то понравилось, а что-то нет, что-то понятно, а что-то нет – желтый листок, ничего не понравилось, ничего не понятно – синий листок. Коммуникативные:
- формулируют и аргументируют свое мнение и адекватно воспринимают мнение товарищей;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
- учатся выделять учебные ориентиры и планировать свою деятельность;
- осуществляют самоанализ успешности в учебном процессе;
- сопоставляют выполнение работы с образцом;
- участвуют в обсуждении проблемных вопросов;
- оценивают уровень качества усвоенного материала.
Личностные:
- анализируют текст, используя свой эмоциональный потенциал, опыт, знания, оценивают свои чувства;
- развивают речь, кругозор;
- определяют позиции эмоционального состояния, участвуют в выражении своих мыслей, чувств.
Познавательные:
- усваивают понятия «олицетворение», «сравнение»;
- используют речевые средства в соответствии с целями общения;
- отделяют знания от незнания;
- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Регулятивные:
принимают учебную задачу.
Учитель: «Благодарю всех за хорошую работу!»