Методическая разработка урока по русскому языку. Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами (4 класс)
Методическая разработка
урока русского языка в 4 классе на тему
«Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами»
Учитель начальных классов МОУ СОШ №6
Плохих Людмила Юрьевна
Методическое обоснование темы
Изучение постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях
ставит перед учителем ряд острых и важных проблем, связанных с пунктуационной
грамотностью учащихся. У каждого учителя знакомство с синтаксисом простого и
сложного предложения в начальной школе проходит по- своему.
На изучение темы «Сложное предложение» отводится 6 часов.
Этот урок является третьим из темы « Сложное предложение». Дети знакомы с
понятиями «сложное предложение», «простое предложение», « предложение с
однородными членами».
Целью данного урока является знакомство с отличительными признаками сложного
предложения и предложения с однородными членами.
Задачами урока являются :
1 ) познакомить с отличительными признаками сложных предложений и предложений
с однородными членами;
2 ) воспитывать коммуникативные качества личности;
3 )формировать умения правильно оформлять на письме сложные предложения и
предложения с однородными членами.
Тема программы: Сложное предложение.
Тема урока: «Сложные предложения и простые предложения с однородными членами»
Тип урока теоретического обучения: изучение нового материала.
Тип урока практического обучения: урок по первоначальному формированию умений и навыков.
Вид урока: смешанный.
Цель методическая: создание условий для формирования знаний, умений и навыков.
Цель образования:
- познакомить с отличительными признаками сложных предложений и предложений с однородными членами;
-воспитывать коммуникативные качества личности (умение работать в паре, группе);
-учить правильно оформлять предложения на письме.
Материально- техническое обеспечение урока :
1.Учебник «Русский язык» 4 кл. А.В.Полякова, М.: «Просвещение»,2014
2.Карточки с заданиями для работы в паре.
3.Карточки для словарной работы.
4. «Толковый словарь» Ожегова С.И. для словарной работы
5.Интерактивная доска.
6.ИКТ.
7.Красный, зеленый, желтый кружок у каждого ученика.
Метапредметные и внутрипредметные связи: связь с искусством, литературой и естествознанием.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
Слово учителя:
Начинаем наш урок.
Как хорошо, что все ученики в классе.
С каким настроением вы пришли сегодня в школу? (дети показывают свое настроение кружком определенного цвета)
Я рада, что у вас отличное настроение, значит урок пройдет увлекательно и интересно.
Пожелаем друг другу удачи и добра.
Я желаю вам добра,
Если будет трудно, я всегда помогу.
2.Формулировка темы и цели урока.
Слово учителя:
-О чем будем говорить, догадайтесь сами.
На интерактивной доске:
Август варит, сентябрь к столу подает.
В августе солнце греет, а вода холодеет.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Предположительные ответы
детей:
- Мы будем говорить о сложных предложениях.
-Я думаю, что будем говорить о простых предложениях.
-А я думаю, что мы будем сравнивать разные предложения.
Учитель:
- А все ли эти предложения сложные? Мы узнаем позже.
3. Подготовка к активной учебной деятельности.
А)Чистописание.
На доске слова:
БЕРЕЗОВАЯ, ПОЯС, ЯСНЫЙ.
Фронтальная работа.
- Какое слово лишнее?
- ПОЯС. Это имя существительное, остальные слова имена прилагательные. БЕРЕЗОВАЯ. В этом слове пять слогов, а в других по два слога.
-Если догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву, которую будем писать на минутке чистописания.
-Во всех словах буква Я обозначает два звука-[й,а]
-Что еще можете сказать об этой букве?
-Если буква Я стоит после согласной, то она обозначает мягкость согласного звука.
-Запишите букву в соединении с теми согласными, которые встречаются в данных словах. ( Дети пишут ая, оя, яс)
С доски списывают:
бя ря зя яг
Красна ягодка, да на вкус горька.
-Когда так говорят?
-Запишите транскрипцию слова ЯГОДКА (дети работают в паре) и сверьте с доской
[Й, АГАТКА]
Б) Словарно- орфографическая работа.
-Расшифруйте слово АЛЕРЕЯГ (ГАЛЕРЕЯ )
- Что можете сказать об этом слове?
- Существительное, ж.р.,ед.ч.
-Объясните значение слова. (Выслушиваются все варианты ответов).
Изображение галереи с помощью ИКТ
-Найдите значение этого слова в «Толковом словаре» Ожегова С.И. (работа в парах) и Интернете (индивидуально).
-Зачитайте ваши ответы, сравните их.
-Составьте предложение с данным словом. Разберите его по членам предложений и частям речи.
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища.
4. Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
5. Объяснение нового материала.
-Ребята, давайте вернемся к началу урока.
-Все ли предложения здесь сложные? Как это определили?
1) Упражнение на распознавание сложных предложений и предложений с однородными членами.
На доске:
Труд кормит, а лень портит.
Солнце светит, но не греет.
- Запишите предложения. Подчеркните основы в предложениях.
-Что можете сказать о данных предложениях?
- Первое предложение сложное, оно состоит из двух простых предложений, которые соединяются союзом а. В нем две основы. Второе предложение простое, в нем есть однородные сказуемые, которые соединятся союзом но.
-Составьте схемы предложений в тетради. Два ученика у доски.
Сверьте схемы с доской.
___ _______ , а _______ ___________ .
_______ ___________
________ ________ , но __________ .
________ __________
- По каким признакам вы смогли отличить эти предложения?
Обобщение учителем.
Если в предложении более одной основы, то это предложение сложное. Если в предложении есть одинаковые члены предложения - это предложение с однородными членами.
-Давайте вернемся к началу урока. (Работаем с интерактивной доской).
-Все ли эти предложения сложные? Докажите.
- Первое, второе предложения сложные. У них по две основы. Третье предложение простое с однородными членами предложений – однородными сказуемыми.
-Запишите предложения, разберите их по членам предложений (Дети работают в паре)
-Сверьте с доской (На интерактивной доске появляется разбор предложений по членам предложений)
6.Закрепление изученного материала.
а) работа с правилом
-Все ли правильно мы с вами сказали о сложных предложениях и предложениях с однородными членами, прочитайте в правиле на странице 10.
б) работа с учебником
Упражнение 10.
- Прочитайте задание.
Кому нужна помощь? Кто хочет помочь? (Дети меняются местами и садятся с теми, кому нужна помощь. Остальные ребята работают самостоятельно. Два ученика работают у доски. Свои работы ученики сверяют с работой у доски.)
в) самостоятельная работа по группам.
Класс разделен на пять групп. В каждой группе есть консультант.
1 группа
Списать. Расставить знаки препинаний. Выделить основы предложений.
Пролетают паутинки
С пауками в серединке
И высоко от земли
Пролетели журавли.
2 группа
Списать, разделив текст на предложения. Где нужно, расставить знаки препинаний. Составить схемы предложений.
Ночью пришел первый заморозок он засыпал зернистым инеем крыши захрустел под ногами.
3 группа
Составить из слов предложения. Расставить знаки препинания.
в, яблоня, саду, росла
яблоко, с, осенью, упало, нее
склевали, яблоко, птицы, и, в, зернышко, спряталось, только ,землю
весна наступила
веточка , маленькая , из , выросла ,зернышка
4 группа
Написать сочинение- миниатюру (4-5 предложений).
На лесной поляне.
Утренний час, золотой наряд, осенние листья, русские березы. могучий великан.
5 группа
Выписать сложные предложения. Подчеркнуть основу предложения.
Ясным утром в последних числах мая мы с другом бродили по лесу, радовались яркому солнечному свету и изумрудной зелени. Впереди показалась полянка, по ней рассыпались золотые одуванчики. За полянкой на опушке леса мы любовались молодыми побегами на соснах. Мой друг бережно пригнул ветку с маленькими свечками, и они засверкали каплями росы в солнечном луче.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Чему научились на уроке?
- Как различить сложные предложения и предложения с однородными членами?
- Домашнее задание: на выбор упр. 11, 12. (Консультация учителем).
Оцените свою работу. На интерактивной доске появляются незаконченные фразы
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось
- Спасибо за сотрудничество. До свидания.
Список литературы для учащихся
1. Учебник «Русский язык. 4 класс» авт. Полякова А.В. - М.: Просвещение,2009
2 «Толковый словарь» Ожегов С.И. – М., 1998г.
Список литературы для учителя
1. Учебник «Русский язык. 4 класс» авт. Полякова А.В. - М.: Просвещение,2009
2.Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту А.В.Поляковой: 4
класс. ( В помощь школьному учителю)- М.: ВАКО, 2008.-240с.
3. «Толковый словарь» Ожегов С.И. – М., 1998г.
4.
Технологическая карта проведения урока
Этап урока
Время
Цель
Методы и приемы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Средства обучения
Организационный момент
1мин.
Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу
Приветствие обучающихся, настрой их на работу
Приветствие учителя, друг друга, проверка готовности к уроку
Постановка темы и цели урока
3мин.
Подведение детей к формулировке темы и постановке задач урока
Наблюдение, проблемная ситуация
Организует подводящий диалог с обучающимися, в ходе которого формулируются тема и задачи урока
Сравнивают предложенные предложения, объясняют , какие это предложения, формулируют тему и задачи урока
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
10мин.
Развитие каллиграфической и языковой грамотности
Наблюдение, построение логических цепочек, сравнение, анализ и обобщение, исследование с применением словаря и ИКТ
Организует фронтальную работу с детьми, подводит к обобщению материала, ставит учебные задачи
Наблюдают, анализируют и обобщают, проводят исследования, решают учебные задачи
Интерактивная доска, «Толковый словарь» Ожегова С.И., карточки с необходимыми словами (березовая. пояс, ясный;галерея)
Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1мин
Освоение нового материала
15мин
Выявить различение сложных предложений и простых с союзами и, а, но; формировать умения отличать эти предложения. Подведение детей к самостоятельному выводу о различении простых и сложных предложений с союзами и, а, но.
Наблюдение, сравнение,
доказательства
Указывает объект наблюдения, организует исследовательскую деятельность, дает образец короткого доказательства.
Наблюдают, исследуют, записывают предложения, составляют их схемы и формулируют правила постановки знаков препинания
Интерактивная доска
Физминутка для глаз
1мин
Первичное закрепление нового материала
5мин
Освоение способа проверки
Работа с книгой
Проводит инструктаж по правилу; контролирует выполнение задания
Обобщают, делают вывод; выполняют тренировочные упражнения
Учебник. доска
Самостоятельная работа по группам
7мин
Осознание каждым обучающимся степени овладения изученным правилом
Самостоятельная работа в группах
Контроль выполнения задания
Выполняют задания в группах
Карточки
Итог урока. Рефлексия.
2мин.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом
Метод незаконченного предложения
Задает вопросы о задачах урока, выявляет уровень усвоения знаний
Отвечает на вопросы, оценивает сам себя.
ИКТ
15