Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Формальные, смысловые и интонационные характеристики сложных предложений. Основные виды сложных предложений, средства связи в них. Интонация, сочинительные и подчинительные союзы в сложном предложении.


Дата Предмет русский язык Класс 9 Урок 3
Название занятия Формальные, смысловые и интонационные характеристики сложных предложений. Основные виды сложных предложений, средства связи в них. Интонация, сочинительные и подчинительные союзы в сложном предложении.
Общие цели Активизировать знания о смысловых, формальных и интонационных характеристик сложных предложений. Продолжить формирование знаний о сложных предложений, познакомить учащихся с основными видами сложных предложений, научить определять смысловые отношения между частями сложных предложений, совершенствовать навыки постановки знаков препинаний, научить строить сложные предложения по заданным схемам. Развивать внимание, память, мысленные операции синтез-анализ, сравнение, обобщение, умения аргументировать; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Прививать уважительное отношение к русскому языку, к проблеме жизненного выбора через методику критического мышления.
Результат обучения - Коммуникативные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать устную и письменную речь, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
- Познавательные: выдвигать аргументы, , строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
- Регулятивные: выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
Ключевые идеи На данном уроке учащиеся приобретут знания о разных видах сложного предложения. Отработают навык постановки знаков препинания в сложных предложениях через использование стратегии критического мышления, которая способствует результативности обучения.
Источники -Учебник по русскому языку 9 класс
-Методическое руководство по русскому языку 9 класс
-Дидактический материал по русскому языку 9 класс
Материалы и оборудование раздаточный материал, опорные схемы, таблицы, презентация и видео
" Сложные предложения"
Ход занятия
Этапы проведения занятия Время –
Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг. Момент 2 минуты -Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.
Эпиграф к уроку:
« Хороший русский язык помогает »
Актуализация знаний учащихся Подготовка к новой теме урока. 8 минут Использование коллективного метода обучения.
Учитель предлагает учащимся просмотреть видео " Сложные предложения " и поработать с материалами презентации к уроку.
(Презентация и видео к уроку ) после просмотренного учитель подводит итоги о формальных, смысловых и интонационных характеристик сложных предложений закрепляют какие предложения относятся к сложным и какие средства связи в них. Закрепляют также знания об интонация, сочинительных и подчинительных союзах в сложном предложении. Учащиеся внимательно слушают информацию из видео о сложном предлдожении.
Работа по усвоению новых знаний о сложном предложении
Актуализация знаний учащихся о предложениях с прямой речью. Восприятие и осмысление новых знаний о способах передачи чужой речи.
10 минут После проделанной работе о сложном предложении учитель переходит к составлению кластера " Сложное предложение ".
Работу по составлению кластеров учитель проводит коллективным методом обучения.
Учащиеся в кластере применяют знания о сложном предложении услышанные во время просмотра видео и закрепления учителя и составляют кластер (коллективно)
Кластер
Сложное предложение

Затем они защищают свой проект
Физминутка 5 минут Поднимает настроение, улучшает работоспособность в продолжение всего урока
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Работа в парах.
Этап обобщения и комплексного применения знаний о прямой речи и знаках препинания при ней. 10 минут Учитель организует деятельность учащихся по применению изученных знаний о сложных предложениях
Выполнение упражнений.
Задание 1.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения (парная работа)59. Выписать предложения в следующем порядке: 1) простые с однородными членами; 2) простые с обособленными членами; 3) простые с однородными и обособленными членами; 4) сложные.
1. Белое облако медленно плывет на север, задевая за отроверхие крыши Кунерсдорфа.
2. Внезапно туча закрыла солнце, и длинная ветвистая молния расколола небо. 3. В тот день они были в степи - сено сгребали. Все побежали к шалашу, устроенному под одиноким деревом, и не сразу заметили, что Кузьма остался посреди луга. 5. Он запрокинул голову и поставил грудь ударам ливня, молний грома. 6. Илья побежал к дяде, чтоб быть с ним рядом. 7. Ему бы улыбнуться девушке, а он хмурит брови. 8. Феня не замечала сотен глаз, обращенных к ней, не слышала дыхания зрительного зала, наплывающего на неё подобно теплой волне. (ДМ. Снегин)
Задание 2.
А) Работа по карточкам
( коллективная работа)
Задание. Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Обоснуйте их постановку. Начертите схемы сложных предложений различных типов.
1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце. 2) Все было бы спасено если бы у моего коня хватило сил ещё на десять минут. 3) Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли. 4) Каково деревце таковы и яблочки. 5) Морозный воздух обжигал и трудно было дышать. 6) Рано утром разбудил меня барабан и я пошёл на сборное место. 7) На другой день весть о пожаре разнеслась по всей округе и все толковали о нём с различными догадками и предложениями. 8) Он знак подаст и все хохочут. 9) Предвижу все вас оскорбит печальной тайны объясненье. 10) Вдруг дверь кабинета скрипнула и незнакомая голова показалась.
Задание 3.
Б) Карточка № 2. (индивидуальная)
Задание составить из простых предложений сложные., подчеркнуть грамматические основы предложений, составить схемы предложений(по образцу)
Образец: Наступила осень. - Наступила осень, птицы готовятся к отлету в теплые края. - сложное, бессоюзное
( ), ( -.-.-.)

Первая часть Примерные союзы Найти вторую часть
1. Месяц светил в окно.
Потому что, а, но, и, Устало и потно дымились серые стены домов.
2. Днем капало с крыш.
Наступила золотая осень.
3.Вот и закончилось лето.
В них он нашел уединенье и тишину, ночное сверканье звезд и луну.
4. Он рощи полюбил.
Луч его играл на земляном полу.
5. август ожидается теплым Солнце стояло высоко.
6. Было светло и жарко, как днем. Весь июль стояла отличная погода.
Примечание: схемы составлять согласно характеристике сложного предложения
Задание 4.
В) Работа с текстом
« Пастушья свирель »
(Индивидуальная работа учащихся)
Задание: записать текст под диктовку. объяснить орфограммы и пунктограммы. Во всех предложениях подчеркнуть грамматические основы. У сложных предложений указать их тип. Какой тип сложного предложения в тексте не встретился? Выписать по одному словосочетанию с разными типами подчинительной связи.
Пастушья свирель
Дни переходят в очень жаркие, но росы еще прохладные. Скотину стали выгонять рано и в полдень пригонять, спасая от слепней. Пастушья свирель имеет способность проникать в каждый дом, чтобы достигнуть каждой спящей души.
Сегодня мелодия проникла в меня, и я допустил для себя возможность удовлетворяться совершенно простой жизнью. В ней настоящее добро появляется без всяких усилий. Моё общение с человеком происходит потому, что хочется с человеком поговорить и хочется обласкать детей. Никаких подходов, потому что человек ждет всегда внимания, а не денег.
По М.Пришвину
Задание 5.
Д) Индивидуальная работа учащихся по вариантам. Из записанных на доске предложений выписать в тетрадь " четвертое лишнее ". Сделайте его полный синтаксический разбор. Запятые в предложениях не расставлены.
1 вариант
1) Он знает лесные дорожки гарцует верхом не боится воды.
2) Дохнул мороз и рады мы проказам матушки-зимы.
3) Мы ехали берегом реки а зима догоняла нас с севера.
4) Изредка в близкой реке внезапно плеснёт бойкая рыба и прибрежный тростник слабо затрещит от набежавшего тростника.
2 вариант
1) Хутор стоял на припёке и нигде кругом не видно было ни воды ни деревьев.
2) Ровный мягкий свет струился по опавшей листве и яблони стояли у окна странные и золотые.
3) Когда Аню провожали домой уже светало.
4) Тут же теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплели жгуты своих стволов.
Задание 6
Коллективная работа
Задание из записанных предложений на доске предложений (материал распечатан) выписать в тетрадь " четвертое лишнее ". Сделать его полный синтаксический разбор.
1) Мне грустно и хочется куда-то уехать.
2) Я подставил руку и лист запросто нарядной бабочкой опустился на мою ладонь.
3) Дымов и Кирюша быстро разделись и попадали в воду с громким криком.
4) Кое-где видны песчаные бугры поросшие сосняком. Учащиеся применяют полученные знания на практике, отрабатывая навыки анализа структуры сложного предложения. Работа по составленным кластерам – обобщение теоретических знаний при выполнении тренировочных упражнений.
Выполнение упражнений.
Задание 1.
Работа с учебником
Выполнение упражнения 59.(парная работа) Выписать предложения в следующем порядке: 1) простые с однородными членами; 2) простые с обособленными членами; 3) простые с однородными и обособленными членами; 4) сложные.
1. Белое облако медленно плывет на север, задевая за отроверхие крыши Кунерсдорфа.
2. Внезапно туча закрыла солнце, и длинная ветвистая молния расколола небо. 3. В тот день они были в степи - сено сгребали. Все побежали к шалашу, устроенному под одиноким деревом, и не сразу заметили, что Кузьма остался посреди луга. 5. Он запрокинул голову и поставил грудь ударам ливня, молний грома. 6. Илья побежал к дяде, чтоб быть с ним рядом. 7. Ему бы улыбнуться девушке, а он хмурит брови. 8. Феня не замечала сотен глаз, обращенных к ней, не слышала дыхания зрительного зала, наплывающего на неё подобно теплой волне. (Дм. Снегин)
Задание 2.
А) Работа по карточкам
( коллективная работа)
Задание. Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Обоснуйте их постановку. Начертите схемы сложных предложений различных типов.
1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце. 2) Все было бы спасено если бы у моего коня хватило сил ещё на десять минут. 3) Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли. 4) Каково деревце таковы и яблочки. 5) Морозный воздух обжигал и трудно было дышать. 6) Рано утром разбудил меня барабан и я пошёл на сборное место. 7) На другой день весть о пожаре разнеслась по всей округе и все толковали о нём с различными догадками и предложениями. 8) Он знак подаст и все хохочут. 9) Предвижу все вас оскорбит печальной тайны объясненье. 10) Вдруг дверь кабинета скрипнула и незнакомая голова показалась.
Задание 3.
Б) Карточка № 2. (индивидуальная)
Задание составить из простых предложений сложные., подчеркнуть грамматические основы предложений, составить схемы предложений(по образцу)
Образец: Наступила осень. - Наступила осень, птицы готовятся к отлету в теплые края. - сложное, бессоюзное
( ), ( -.-.-.)

Первая часть Примерные союзы Найти вторую часть
1. Месяц светил в окно.
Потому что, а, но, и, Устало и потно дымились серые стены домов.
2. Днем капало с крыш.
Наступила золотая осень.
3.Вот и закончилось лето.
В них он нашел уединенье и тишину, ночное сверканье звезд и луну.
4. Он рощи полюбил.
Луч его играл на земляном полу.
5. август ожидается теплым Солнце стояло высоко.
6. Было светло и жарко, как днем. Весь июль стояла отличная погода.
Примечание: схемы составлять согласно характеристике сложного предложения
Задание 4.
Г) Работа с текстом
« Пастушья свирель »
Задание: записать текст под диктовку. объяснить орфограммы и пунктограммы. Во всех предложениях подчеркнуть грамматические основы. У сложных предложений указать их тип. Какой тип сложного предложения в тексте не встретился? Выписать по одному словосочетанию с разными типами подчинительной связи.
Пастушья свирель
Дни переходят в очень жаркие, но росы еще прохладные. Скотину стали выгонять рано и в полдень пригонять, спасая от слепней. Пастушья свирель имеет способность проникать в каждый дом, чтобы достигнуть каждой спящей души.
Сегодня мелодия проникла в меня, и я допустил для себя возможность удовлетворяться совершенно простой жизнью. В ней настоящее добро появляется без всяких усилий. Моё общение с человеком происходит потому, что хочется с человеком поговорить и хочется обласкать детей. Никаких подходов, потому что человек ждет всегда внимания, а не денег.
По М.Пришвину
Задание 5.
Д) Учащиеся проводят работу по заданию написанному на доске по вариантам
(индивидуальная работа), после выполнения проводится беседа по выполненным заданиям
6. Рефлексия
4 минуты “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
Ученики подводят итоги
Урока и собирают цветы в корзинку. и отвечают на вопросы учителя.
Последующее задание 1 минута Сообщение о домашнем задании.
& 8 правила выучить наизусть. выполнить упражнение 60