Конспект урока русского языка по теме Наклонение глагола. Изъявительное наклонение


Тема: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
Цели:
дать понятие о категории наклонения глагола;
показать особенности изъявительного наклонения;
формировать умение различать наклонения, правильно употреблять в речи;
развивать внимание учащихся, устную и письменную связную речь.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний
«Корзина идей»
Дети называют факты по теме «Глагол», учитель фиксирует всё на доске.
Охарактеризуйте глаголы в данных словосочетаниях по признаку: переходные\непереходные.
Читать книгу, расширить рукав, стоять в очереди, шёл домой, смотрю фильм, сшить костюм.
III. Самоопределение к деятельности
Прочтите предложения, в чём разница между действиями в каждом из них:
Я слушаю музыку.
Я помогал маме.
Сегодня я пойду гулять.
Я послушал бы музыку.
Я помогал бы маме.
Сегодня я пошёл бы гул
Попробуйте объяснить, в чём разница между этими предложениями. (В первой группе говориться о реальном действии, а во второй о желаемом.)
А что указывает на это? (Форма глаголов.) Глагол обладает ещё одной категорией, которая носит интересное название — наклонение.
Наклонение — это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности.
Работа с теоретическим материалом, стр. 201, § 83.
- Сколько наклонений выделяют у глаголов? (Три)
- Назовите их (Изъявительное, условное, повелительное)
- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (Обозначают действие, которое происходит, происходило или будет происходить, то есть реально совершаемое действие)
VI. Постановка темы и целей урока.
V. Закрепление изученного.
Работа с текстом
Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около нее сидели несколько воробьев. Птичек пять-шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались там. Потом выходили из нее и подставляли свои перышки солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из-за этого кусочка. Такой шум подняли!
- О каком событии реальном или фантастическом идёт речь в тексте?
- Как вы определили, что действие реально совершалось?
Задание: выписать глаголы в изъявительном наклонении, указать время и вид.
Выполнение упражнения №482
VI. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, что ещё мы добавим в нашу корзину сегодня?
Опрос учеников. Запись на доске.
VII. Домашнее задание.
§83, упражнение 483