Всю жизнь писал он о войне… (литературно-музыкальная композиция по творчеству К. М. Симонова)


Всю жизнь любил он рисовать войну…
Музыкально-литературная композиция по творчеству К.Симонова
На мой взгляд, поэзия всегда должна звать людей к мужеству, к решимости не отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами, ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело. 
К. Симонов
Цели:
углубление знаний о личности и творчестве К.М.Симонова;
формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;
сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.
Оборудование:
компьютер и видеопроектор;
проекционный экран;
презентация «К.М.Симонов»
Оформление аудитории  (небольшая аудитория (примерно на 50 человек); столики; на каждом столике цветок в вазочке и свеча; несколько плакатов с высказываниями).
Информационный стенд к 100 со дня рождения К.Симонова с фотографиями, фактами биографии, цитатами поэта, стихами;
Книжная выставка произведений К. Симонова.
Участники и зрители мероприятия - учащихся 5-11 классов.
Участники: 2 ведущих, полевой корреспондент (читает отрывки из собственного сочинения), чтецы.
Сценарий
(Звучит стихотворение «Всю жизнь любил он рисовать войну...»)
Полевой корреспондент:
- Всю жизнь свою писал он о войне... Человек, видевший мало мирного и спокойного. Он один из тех, кто в трудные годы Великой Отечественной войны проникал в души народа, даровал веру в лучшее будущее, становился в это мятежное время искрой надежды, несущей человечность… Имя его - Константин Михайлович Симонов. В 2015 году этому человеку, писателю, поэту, киносценаристу и общественному деятелю исполнилось бы 100 лет.
(На слайде появляется портрет К. Симонова)
- Родился Константин Михайлович в Петрограде. Настоящая фамилия поэта – Кирилл Оболенский! Мать поэта, Александра Леонидовна Иванишева (в девичестве Оболенская), была из древнего княжеского рода и с самого детства привила сыну любовь к литературе. Она много читала ему, так что произведения известных писателей и поэтов с детства были мальчику хорошо знакомы. Отца своего, погибшего в Первую мировую войну, Симонов не помнил. С четырех лет его воспитывал отчим, преподаватель военной тактики, а позже командир Красной Армии, поэтому детство будущего поэта проходило в военных городках и общежитиях Рязани и Саратова. Позже в поэме «Отец» Симонов с благодарностью воссоздаёт его образ:
Все сердце у меня болит,
Что вдруг ты стал прихварывать …
Я раньше, слишком зелен был,
Себе недотолковывал,
Как смолоду бы жизнь прожил,
Не будь тебя, такого вот.
Такого вот, сурового,
С "ноль-ноль", с солдатской выправкой,
Всегда идти готовогоПо жизни с полной выкладкой! …
1 ведущий:
- Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено стать судьбой его поколения.
2 ведущий:
- Война стала для Симонова временем возмужания, временем формирования характера и мировоззрения, испытанием всех его душевных и нравственных качеств. Война была темой, делом, школой, судьбой.
Полевой корреспондент:
- В 1931 году семья Симонова переехала в Москву, где, отучившись на токаря, Константин Михайлович идет работать на завод. И этот труд тоже закаляет его характер. Тогда же он начинает писать. В 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» появляются его первые стихи.
В 1938 году К.Симонов закончил Литературный институт, поступил в аспирантуру, но в 1939 году, отучившись на специальных курсах, был направлен военным корреспондентом в Монголию на Халкин – Гол. Там и началась военная поэзия Симонова. Уже там поэт услышал и первые раскаты будущей Второй мировой войны. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям. К началу войны Симонов уже был военным писателем.
(Звучит аудиозапись стихотворения «Если дорог тебе твой дом…» в исполнении гр. «Птицами»)
1 ведущий:
- Симонов знал войну глубже многих. Позже, уже в послевоенную пору, он пополнял свои и без того универсальные знания со свойственным ему упорством и трудолюбием. Одним из первых заинтересовался трофейными документами немецко-фашистской армии. Им проведены длительные и обстоятельные беседы с маршалами Жуковым, Коневым и другими много воевавшими людьми. Активный, деятельный и наблюдательный, Симонов писал о том, что видел. Это были статьи в газеты, стихи, пьесы, рассказы, повести. Читая его глубоко проникновенные свидетельства, даже фронтовики обогащают себя новыми наблюдениями и более глубоко осмысливают многие, казалось бы, хорошо известные события. 
(Звучит аудиозапись «Песенка военных корреспондентов» в исполнении Германа Орлова)
1 ведущий:
- За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в различные по длительности командировки на фронт, ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму, был в горящем Сталинграде... Где он только не бывал!
2 ведущий:
- В первый месяц войны Константин Симонов работал во фронтовой газете Западного фронта «Красноармейская правда», а затем, с июля 41-го до осени 46-го служил военным корреспондентом «Красной Звезды». зарекомендовал себя первоклассным журналистом, мастером боевых очерков. В «Автобиографии» Симонов признавался: «Почти весь материал — для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных — мне дала работа корреспондентом на фронте».
(Отрывок из стихотворения «Сын артиллериста» читают учащиеся 5- 6 классов)
1 ведущий:
- В годы войны написал и пьесы «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Война стала главной темой его творчества, а сам Симонов признан самый любимым поэтом в стране и популярным корреспондентом на фронте.
2 ведущий:
- Тема многих военных стихов Симонова – дружба и товарищество. Названия стихов говорят сами за себя: «Однополчане», «Час дружбы», «Товарищ», «Смерть друга», «Был у меня хороший друг…», «Далекому другу», «Дом друзей», «Умер друг у меня…», «Дружба настоящая не старится…». В произведениях К. Симонова создан своего рода поэтический образ дружбы, ее моральный кодекс, дружбы требовательной, но верной, той, что «от ветров при жизни не качается, смертью одного из двух кончается». 
(Аудиозапись стихотворения «Умер друг у меня», исп. гр. «Птицами»)
1 ведущий:
- Пробираясь на драном пикапе по проселкам Могилевщины и Смоленщины, молодой горожанин, корреспондент столичной и армейской газет, впервые близко увидел деревню, деревенскую жизнь, деревенских людей. Увидел в беде и горе.

2 ведущий:
- «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти  люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах. В сильных стихах.
Полевой корреспондент:
- Когда я слышу имя Константина Михайловича Симонова, первым делом вспоминаются его самые известные строчки: «Жди меня! И я вернусь…». А еще «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Майор привез мальчишку на лафете…».
Так получилось, что Симонову вместе с советскими солдатами пришлось отступать почти до самой Москвы. Его верным другом и спутником был Алексей Сурков, тот самый, который написал известное всем нам стихотворение «Землянка», позже переложенное на музыку и ставшее одной из первых военных песен. А тогда ни Сурков, ни Симонов не думал ни о славе, ни о том, что их ждет впереди. Они понимали, что жители разоренных сел и городов будут считать их трусами из-за вынужденного отступления. Но вместо ненависти их провожали со слезами и благословениями. Тогда это произвело на Симонова сильнейшее впечатление. Впоследствии, обращаясь к другу в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», он вспоминает, как ««кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». Его поражает и усилившаяся вера в Бога в это непростое для страны время, и то, что сельчанки, благословляя русских солдат, искренне верят, что их молитвы будут услышаны, что война скоро закончится, что все мужчины вернутся домой. Стихотворение напоминает дружескую беседу, настолько просто, душевно, сохраняя теплоту и сердечность, говорит с нами автор. Война обострила чувство связи поэта со всем народом. Позже было написано еще очень много хороших произведений. И в каждом из них мы ощущаем нежность и сострадание к оставшимся в тылу мудрым русским женщинам, все понимающим, сопереживающим и вселяющим в молодых солдат веру, что смогут они не только выжить, чувство глубокого родства с беспомощными стариками, надеявшимися дождаться своих победителей.
(Аудиозапись «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»,читает автор)
1 ведущий:
- Симонов писал стихи и о любви. Они пользовались огромным успехом у читателей, потому что человек, лишенный любви, чувствует себя обделенным. Любовь для фронтовика – это невидимая, но крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной. Поэтому вовсе не случайно Симонов опубликовал в 1941-1945 годах две книги стихов, из которых одну называет «Война», а другую – «С тобой и без тебя». Это были особые стихи. Это была его, Симонова, судьба.
Полевой корреспондент:
- Стихотворение «Жди меня…» поэт посвятил своей будущей жене актрисе Валентине Серовой ( в это время Симонов находился на фронте). Но оно оказалось настолько сильным, мощным, что захватило сердца многих. Это стихотворение, звучащее как заклинание, много раз переписывалось, вырезалось из газет, перепечатывалось другими… на память. Его хранили с самыми дорогими реликвиями … В нем расцветает вера в то, что человек намного сильнее войны, что народ победит, каким бы страшным, жестоким и беспощадным не оказался враг. Только верить надо! И сила любви тотчас обретет роковую силу… Стихотворные строки проникали в самое сердце, впитывались в душу, до слез, до душевных волнений и подымали все внутренние силы, чтобы ждущие, мужественные и слабые, женщины наконец дождались своих героев.
(Звучит композиция «Жди меня …», гр. «Черные береты Каспия»)
1 ведущий:
- Когда кончилась война, Симонову не было и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он после нее не имел времени, чтобы оглянуться.«По первому зову, по первому ночному звонку из редакции, - писал о нем поэт П. Г. Антокольский, - он мог сорваться куда угодно – на Крайний Север и на Дальний Восток, в Среднеазиатские республики – лишь бы своими глазами увидеть заново строящийся мир…».
Симонов объездил полмира. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по всему миру.
2 ведущий:   Его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записки. Он постоянно выступал в печати как публицист и литературный критик. Самое замечательное из написанных им в этих жанрах составило одиннадцать томов Собрания сочинений. Среди них трилогия «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Над романом «Живые и мертвые» писатель работал 15 лет.
1 ведущий:
-  Множеством разных дел занимался Симонов после войны. По его инициативе и при его содействии были организованы в доме писателей выставки художников, создан музей-квартира Блока в Петербурге, сохранена квартира Маяковского в Москве; созданы памятники Арсеньеву и Яшину, и многое, многое другое.
 Стараниями Симонова были выпущены в свет или переизданы «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, романы Ильфа и Петрова, стихи О. Мандельштама, произведения И. Эренбурга и другие.
1 ведущий:
- Он помогал людям: ветеранам войны, начинающим писателям, просто человеку, обратившемуся к нему за помощью.
2 ведущий: 
Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать.
1 ведущий:
В тот день на телеграфном бланке Симонов записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него». И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив…
2 ведущий: 
- Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.
1 ведущий: 
- Там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», рядом, метрах в ста, – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом. Прах писателя смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.
(Стихотворение « Если бог нас своим могуществом…» читает ученица 7 класса …)
2 ведущий: 
- На этом наш литературный классный час закончен. Спасибо за внимание!
*При подготовке сценария использованы материалы различных интернет-сайтов.
Приложение 1.
Если бог нас своим могуществомПосле смерти отправит в рай,Что мне делать с земным имуществом,Если скажет он: выбирай?Мне не надо в раю тоскующей,Чтоб покорно за мною шла,Я бы взял с собой в рай такую же,Что на грешной земле жила,-Злую, ветреную, колючую,Хоть ненадолго, да мою!Ту, что нас на земле помучилаИ не даст нам скучать в раю.В рай, наверно, таких отчаянныхМало кто приведёт с собой,Будут праведники нечаянноТам подглядывать за тобой.Взял бы в рай с собой расстояния,Чтобы мучиться от разлук,Чтобы помнить при расставанииБоль сведённых на шее рук.Взял бы в рай с собой всё опасности,Чтоб вернее меня ждала,Чтобы глаз своих синей ясностиДома трусу не отдала.Взял бы в рай с собой друга верного,Чтобы было с кем пировать,И врага, чтоб в минуту сквернуюПо-земному с ним враждовать.
Ни любви, ни тоски, ни жалости,Даже курского соловья,Никакой, самой малой малостиНа земле бы не бросил я.Даже смерть, если б было мыслимо,Я б на землю не отпустил,Всё, что к нам на земле причислено,В рай с собою бы захватил.И за эти земные корысти,Удивлённо меня кляня,Я уверен, что бог бы вскоростиВновь на землю столкнул меня.
Всю жизнь любил он рисовать войну.Беззвездной ночью наскочив на мину,Он вместе с кораблем пошел ко дну,Не дописав последнюю картину.Всю жизнь лечиться люди шли к нему,Всю жизнь он смерть преследовал жестокоИ умер, сам привив себе чуму,Последний опыт кончив раньше срока.Всю жизнь привык он пробовать сердца.Начав еще мальчишкою с "ньюпора",Он в сорок лет разбился, до концаНе испытав последнего мотора.Никак не можем помириться с тем,Что люди умирают не в постели,Что гибнут вдруг, не дописав поэм,Не долечив, не долетев до цели.Как будто есть последние дела,Как будто можно, кончив все заботы,В кругу семьи усесться у столаИ отдыхать под старость от работы...