Конспект урока окружающего мира по теме Горные экосистемы(2 класс)


Конспект урока по окружающему миру
«Горные экосистемы»
Предмет: окружающий мир
Программа: «Школа 2100»
Автор программы: Вахрушев А.А.
Автор конспекта: Шерер Д.
Шерер Д., 442 группа
Конспект урока по окружающему миру.
Программа: «Школа 2100», 2 класс.
Тема: «Горные экосистемы».
Цель урока: создать условия для учебной деятельности, в процессе которой будет происходить формирование понятия «горные экосистемы», как особые экосистемы, в которых встречаются природные зоны от степей до ледников, и формирование понятия «пояса горных экосистем».
Задачи урока:
Актуализировать знания детей об уже известных им засушливых природных зонах умеренного пояса, о нахождении этих поясов на карте и о тех живых организмах, которые можно встретить в засушливых зонах умеренного пояса.
Формировать у детей понятие «горные экосистемы», познакомить с классификацией тех растений и животных, которые обитают в горах и с особенностями их приспособления, познакомить с особенностями смены поясов в горах.
Развивать мышление детей, их познавательную активность и речь.
Оборудование: карта природных зон России, презентация, учебник, рабочая тетрадь
Ход урока
Учитель Ученики
Организационный момент
- Ребята, прозвенел звонок. Встаньте ровно, спинки выпрямите, садитесь.
- Мы начинаем урок Окружающего мира!
- Все готовы к уроку?
- Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам узнать много нового, интересного и неожиданного о том, что, как вам кажется, вам уже известно. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
- Ребята, давайте поиграем в игру, я буду показывать животное или растение и называть его, а вы будете мне говорить, в какой зоне его можно встретить.
- Круглоголовка
- Дрофа
- Черепаха
- Лось
- Морж
- Полярная сова
- Верблюжья колючка
- Карликовая береза?
- Лишайник
Хорошо, молодцы.
- Ребята, какие пояса освещенности вы знаете?
Учитель крепит карточки с названиями на доске.
- Какой пояс вы изучали на пришлом уроке?
- Какие зоны этого пояса вы изучили? Как эти зоны можно назвать?
- Верно, назовите эти зоны.
- А от чего зависит строгое расположение поясов по земной поверхности?
- И как будет отличаться падение солнечных лучей в холодном поясе от их падения в засушливых зонах умеренного пояса?
- Хорошо, ребята. Теперь посмотрите на доску и соотнесите пояс и соответствующие ему климатические зоны.
- Как вы думаете, а могут ли все эти зоны встречаться в одной экосистеме?
- Посмотрите внимательно на карту поясов. Какую ее часть мы с вами еще не изучали?
- Кто догадался, о чем мы с вами будем размышлять на уроке?
- Верно. - Пустыня
- Степи
- Пустыня
- Леса
- Ледяная пустыня
- Тундра
- Пустыня
- Тундра
- Ледяная пустыня
- 2 холодных пояса, 2 умеренных и один жаркий.
- Умеренный пояс
- Засушливые зоны
- Это степи и пустыни
- От падения солнечных лучей
- В холодном поясе лучи скользят, а в засушливых зонах умеренного пояса лучи падают под достаточно большим углом.
- Один человек выходит и размещает все зоны
Мнения детей могут разойтись
- Горные территории
- О горных экосистемах и их особенностях
Открытие знаний
- Ребята, прежде чем приступить к изучению нового, давайте определим план, по которому мы с вами сегодня будем работать. Как вы думаете, он будет отличаться от плана изучения лесов умеренного пояса?
- Итак, что мы сделаем сначала?
Учитель записывает план на доске.
- Молодцы. Итак, первый пункт нашего плана – определить местоположение.
- Посмотрите внимательно на карту. Каким цветом обозначены горные территории?
- Покажите на карте все горные экосистемы
- Спасибо. С местоположением разобрались. Теперь климат.
-Ребята, а скажите , пожалуйста, сидели ли вы когда-нибудь у костра?
-Где теплее: ближе к костру или дальше от костра? Почему?
-А если пассажиры летят в самолете, стюардесса объявляет им температуру воздуха за бортом. Вы думаете, какая она?
-Почему же за бортом будет холодно? Ведь источник тепла близко.
- Ребята, что нагревает землю?
- Скажите, а лучи могут нагреть воздух?
- Верно. А от чего же тогда нагревается воздух, который нас окружает?
- Если сравнивать нашу планету с помещением, то роль солнца что будет играть?
- А что происходит с воздухом, который находится далеко от печки, от батареи, от поверхности Земли?
- Какой мы можем сделать вывод?
- Верно. И что мы можем сказать о климатических условиях в горах?
- Почему климат более суровый?
- Откройте учебники на стр. 43 и посмотрите на верхнюю иллюстрацию. Что вы можете сказать?
- Скажите, от чего это зависит?
- Давайте еще раз посмотрим на то, как сменяются зоны в горах (на слайде).
- Обратите внимание, что зоны как бы опоясывают гору на определенной высоте. Как вы думаете, как мы их можем назвать?
- Ребята, скажите, как вы думаете, в горах на разных склонах природные условия одинаковые? Почему? От чего это зависит?
- С климатом мы разобрались.
- Следующий пункт нашего плана – особенности растений.
- Скажите, на какие три группы мы можем разделить все растения?
- Как вы думаете, какая группа растений преобладает на горной территории?
- Верно. Экосистемы высотных поясов похожи на те, которые мы встречали на равнинах. Но есть и отличия. На склонах, где выпадает много осадков, горные тундры превращаются в луга. Кто знает, как называют такие луга? (Посмотрите ответ на стр.44 в учебнике).
- Посмотрите, какие особенные растения мы можем встретить только на альпийских лугах?
- Скажите, удобно ли растениям жить среди скал?
- Почему?
- Следующий пункт нашего плана – особенности животных.
- Как вы думаете, если ли сходство с животным миром равнин? Почему?
- Верно. Но есть и особые виды, которые сумели лучше приспособиться к жизни в горах. В учебнике на стр. 45 посмотрите на иллюстрацию и назовите животных, которые обитают в горах.
- Как вы думаете, как приспособились эти животные к жизни в горах?
- Ребята, мы с вами узнали особенности растительного и животного мира, особенности климата горных экосистем. А совпадают ли эти особенности с условиями жизни в нашем Пермском крае?
- Почему?
- Что это за горы?
- Верно. Только, ребята, эти горы очень древние и многие вершины у них не имеют пика, они разрушены.
- Ребята, кто-то из вас знает, какая самая высокая гора в нашем Пермском крае?
- А вы знаете, какая его высота?
Самая высокая точка – 1496 метров. Как вы думаете, какие зоны мы можем встретить в этой горной экосистеме?
- Верно, но именно в этой горной экосистеме мы можем встретить еще и горную тундру. - Нет
- Определим местоположение на карте, потом выясним, какой там климат, потом определим особенности растений, а затем особенности животных.
- Розовым
- Один человек выходит и показывает
-Да
-Ближе к костру. Чем ближе источник тепла, тем жарче нам становится.
-Там холодно очень.
-Не знаем
- Солнечные лучи
- Нет, потому что воздух прозрачен и лучи проходят сквозь него.
- Он нагревается от Земли
- Батарея, печка
- Он не нагревается, он холодный
- Чем выше от поверхности Земли, тем холоднее воздух.
- У подножия гор тепло, но чем выше, тем становится холоднее и климат более суровый.
- Там лед, снег
- В горах мы можем встретить разные природные зоны по мере подъема, от степей до ледников.
- Это зависит от температуры, чем выше, тем холоднее воздух и суровее условия обитания живых организмов.
- Высотные пояса
- Нет, не одинаковые. Это зависит от падения солнечных лучей и от ветра. Высокие горы создают тень и на теневой стороне меньше растений. Также, высокие горы – преграда для ветра, который гонит облака, поэтому основной объем влаги получает та сторона, с которой дует ветер.
- На деревья, кустарники и травы.
- Это зависит от того, какую высоту рассматривать. Если рассматривать подножье гор, то мы можем встретить растения степей – ковыль, шалфей.
Если рассматривать зону, где воздух прохладнее, то мы можем встретить хвойные деревья. В зоне горных тундр мы можем встретить мхи и лишайники, а в горных ледниках и вовсе не встретим растений.
- Их называют альпийскими лугами.
- Эдельвейс, горечавка
- Нет
- Потому что мало почвы, вода с полезными веществами быстро стекает к подножью гор.
- Да. Потому что в горах есть высотные пояса, которые схожи с поясами равнин.
Один человек называет всех.
- Они невероятно ловкие, так как зимой им достаточно спуститься туда, где теплее и больше корма. Як имеет длинную шерсть и потому может круглый год пастись около вечных снегов.
- Да
- Потому что в Пермском крае преобладают тайга, а так же смешанные и широколиственные леса и горы.
- Это Уральские горы.
- Тулымский камень.
- Лесостепи, Тайгу
Самостоятельная работа
- Итак, ребята, мы с вами узнали о живых организмах горных экосистем, а теперь я попрошу вас составить цепи питания.
- Организмы какой профессии должны стоять в первом звене в цепи питания?
- А в последнем звене?
- А центральным звеном цепи питания кто будет?
- Итак, ваша задача составить цепь питания не менее чем из 4 живых организмов. В пример я вам привожу вот такую цепь, а вы можете пользоваться учебником.
- У кого какие цепи питания получились? - Кормильцы
- Мусорщики
- Едоки
Дети составляют цепи питания
(эдельвейс – лама – снежный барс - бактерии ).
Итог урока
- Итак, ребята, какие зоны мы с вами изучили?
- Перечислите, какие зоны мы можем встретить в горах?
- Какие мы выявили особенности деревьев?
- Какие особенности животных мы
Выявили?
-Где и как вы можете применить новые знания? - Мы изучили горные экосистемы
- Степи, зону лесов, зону тундры, зону ледников.
- Деревья тут разные, в зависимости от высоты. Им неудобно питаться, потому что вода быстро стекает. Встречаются альпийские луга.
- Животные очень ловкие и могут очень высоко взбираться в поисках пищи, некоторых от холодов защищает длинная шерсть.
Домашнее задание
Р.т. стр. 51-52