Формирование личности безопасного типа поведения на уроках ОБЖ на основе использования технологии решения конкретных ситуаций
Тема:
Формирование личности безопасного типа поведения на уроках ОБЖ на основе использования технологии решения конкретных ситуаций
I. Информация об опыте
1.1. Условия возникновения и становления опыта
К сожалению, нет еще в мире системы, способной полностью защитить своих маленьких граждан. Нет стопроцентной гарантии того, что ребенок будет в абсолютной безопасности: дома, на улице, в школе, на детской площадке, перед экраном телевизора или компьютера. Возникает все больше и больше опасностей, на которые необходимо реагировать быстро и эффективно.
Проведённая диагностика знаний ПДД показала, что правила пешеходов знают в 1 классе- 25% обучающихся, во 2 классе- 30%, в 3 классе -37%, в 4 класс- 39 %. Для проверки знаний использовался диагностический материал по теоретической части курса ПДД ( приложение 1).
Эти неутешительные данные заставили задуматься и над другими вопросами, знают ли дети правила поведения в доме, на улице, на водоёмах, при пожаре, правила оказания первой медицинской помощи, как относятся к урокам ОБЖ.
Диагностика отношения обучающихся к предмету с помощью теста-рисунка «Твое отношение к уроку ОБЖ».
С целью оценки уровня мотивации и познавательной активности обучающихся был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой), направленный на изучение уровней познавательной активности, который также показал слабую заинтересованность детей в изучении предмета ОБЖ.
Передо мною встал вопрос: «Как на уроках ОБЖ повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, научить их безопасному поведению, сформировать личность безопасного типа».
1.2.Актуальность
Формирование личности безопасного типа является прямым социальным заказом общества.
Безопасность является неотъемлемым критерием развития любого государства. В настоящее время человечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенных катастроф, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельство связано с неумением населения предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях.
Поэтому вопросы формирования личности безопасного типа выходят на первый план. Не вызывает сомнений потребность обучения подрастающего поколения безопасному для себя и окружающих поведению. Эта задача стала ключевой на уроках ОБЖ. В ее успешном разрешении заинтересованы все субъекты образовательного процесса: обучающиеся, родители (законные представители), государство, общество. В процессе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:
между отсутствием заинтересованности в изучении основ безопасности
жизнедеятельности у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;
между традиционным подходом к организации и проведению уроков ОБЖ и широкими возможностями использования технологии решения конкретных ситуаций (ситуационных заданий), позволяющих повысить эффективность преподавания предмета;
между беспечным отношением к вопросам безопасности некоторых школьников, родителей и учителей и высокой значимостью культуры безопасного поведения в жизни.
Разрешение указанных противоречий через применение современных образовательных технологий приведет не только к совершенствованию преподавания ОБЖ, но и позитивному изменению уровня знаний и умений, необходимых для формирования личности безопасного типа.
1.3. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования личности безопасного типа посредством широкого использования в учебном процессе технологии решения конкретных ситуаций, выстраивания алгоритмов действий в условиях повседневной жизни и чрезвычайных ситуаций.
1.4. Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2012 года по январь 2015 г., с момента выявления противоречий между имеющимся и желаемым уровнем сформированности у обучающихся безопасного поведения в школе, дома, на улице и т.д., не только в чрезвычайных ситуациях , но и в обычной обстановке.
1.5. Диапазон
Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя по формированию личности безопасного типа на уроках ОБЖ.
1.6. Теоретическая база опыта
Проблема формирования навыков безопасной жизнедеятельности рассматривалась в отечественной педагогической науке с позиций здорового образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Новые вызовы времени обуславливают необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы - разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования.
В основу педагогического опыта взяты:
теоретическое осмысление проблемы формирования культуры безопасности личности и здорового образа жизни Анастасовой Л.П., Анисимовым В.В., Виленским, Смирновым А.Т., Хренников Б.О. и др.;
результаты философских, психолого-педагогических, социологических исследований по проблемам безопасности личности (И.А. Баева, П.В. Векленко, Г.В. Грачева, А.А. Деркача и др.);
технология решения конкретных ситуаций педагогов новаторов А.М.Смолкина, А.М.Зобова, Ю.С. Арутюнова и др.
Для разработки темы опыта были использованы следующие понятия:
культура безопасности личности;
личность безопасного типа;
ситуация, ситуационные задачи.
Культура безопасности – это совокупность материально – технических объектов, духовных, нравственных, личностных, информационных и иных явлений, созданных человеком и имеющих прямое или косвенное отношение человеку, направленных на обеспечение такого состояние внутренней и внешней среды, при котором возможна нормальная жизнедеятельность человека и всего человечества. Цель культуры безопасности – безопасность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека - достигается через формирование личности безопасного типа .Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей».
Практические конкретные ситуации начали использоваться в Школе бизнеса и Школе права Гарвардского университета в 40–50 гг. Спустя четверть века в СССР появились публикации, в которых представлялась информация о педагогах-новаторах, использующих этот метод: А.М.Смолкин, А.М.Зобов, Ю.С. Арутюнов, А.А. Соловьева и другие. Ими была дана точная формулировка понятия «ситуация».
Ситуация – положение, обстановка, совокупность обстоятельств, содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения.
Различают конкретные и базовые ситуации. Конкретные ситуации существуют в разнообразных сферах деятельности в любом учреждении. Их возникновение связано, в первую очередь, с проявлением проблем, умением или неумением их разрешать, личностями участников.
Базовые ситуации отличаются степенью обобщенности подобных конкретных ситуаций, которые могут быть отнесены к одному виду.
Ситуационные задачи по учебной функции классифицируются следующим образом: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, живая ситуация.
Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования, позволил выделить следующие уровни формирования личности безопасного типа:
первый уровень (1-4-е классы) - безопасность школьника;
второй уровень (5-9-е классы) - безопасность личности;
третий уровень (10-11-е классы)-безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Для эффективного формирования культуры личности безопасного типа необходимо работать в следующих направлениях:
- морально-психологическая безопасность;
- физическая безопасность;
- экологическая безопасность;
- безопасность в чрезвычайных ситуациях;
- правовая безопасность;
- информационная безопасность;
- медицинская безопасность.
Все направления тесно связаны между собой. Уроки, мероприятия, проводимые в рамках того или иного направления, дополняют и расширяют знания учащихся.
1.7. Новизна
Новизна опыта состоит в создании системы применения технологии решения конкретных ситуаций для формирования личности безопасного типа на уроках ОБЖ.
1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт может быть реализован в общеобразовательном учреждении на всех ступенях обучения при организации уроков ОБЖ как по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» авторов А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов, В.А. Васнев (Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М. Просвещение, 2013), так и по другим программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. /под редакцией В.Н. Латчука. - М.: Дрофа, 2010).
II. Технология опыта работы
Цели данного педагогического опыта - формирование:
потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим;
сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
развивать у детей чувство ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и вырабатывать умения и навыки безопасного поведения в реальной жизни;
создать условия формирования у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности.
Формирование культуры безопасности личности в образовательном процессе школы - многоступенчатый педагогический процесс, в котором происходит достижение триединой цели: обучение, воспитание, развитие.
Процесс обучения, а именно сообщение системы знаний, умений, навыков, играет важную роль в формировании личности безопасного типа. В нем можно выделить следующие этапы:
1 этап: формирование понятийно – категорийного аппарата. Решение проблемы взаимопонимания выступает на первый план – без понимания не появится возможности формирования культуры безопасности личности.
2 этап : этап систематизации знаний – формирование «картины мира» и роль каждого человека в картине мир. На данном этапе формирования личности безопасного типа ребенок должен увидеть, что существуют причинно-следственные взаимосвязи, в том числе существуют определенные последствия и у поступков конкретного человека. Очень важно убедить учащегося в верности картины мира, тех механизмов, которые объясняют процессы, опасности и угрозы, которые окружают человека.
3 этап: макропрактика человека (макро... (от греч. makrós — большой, длинный), часть сложных слов, соответствующая по значению словам"большой", "крупных размеров" (противоположно микро...) – объект формирования личности безопасного типа, которая используя свои знания, различные данные о процессах, проходящих в окружающем мире, используя знания безопасного существования, моделирует различные ситуации, где существует необходимость применения знаний. В процессе моделирования ситуаций учащийся воспроизводит определенные заданные ситуации и пытается решить задачи с позиции безопасности и минимизации последствий.
Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал.
Решение этих проблем становится возможным , если применять методики развивающего характера, в том числе технологию решения конкретных ситуаций.
Данная технология отличается высокой вовлеченностью обучаемых в учебный процесс, побуждает школьников быть активными. На таком уроке учащиеся самостоятельно принимают решения (известно, что знания, которые ученики добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт). Она обеспечивают направленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивает запоминание главного на уроках, возбуждает интерес к изучаемому предмету и вырабатывают потребность в самостоятельном приобретении знаний.
Для того чтобы провести занятие с использованием ситуационных задач, необходимо правильно поставить общие учебные цели. Их можно свести примерно к следующим :
выработать умение анализировать ситуацию, расшифровывать причинно-следственных связей, развивать творческое мышление, сформировать умение самостоятельно принимать решения.
Технология решения конкретных ситуаций для формирования личности безопасного типа в отличие от деловых игр не имеет строго регламентированных правил поведения, сценария и критериев оценивания. При проведении занятия многое зависит от творческой личности ведущего и активности участников.
Различают 3 уровня применения конкретных ситуаций:
I уровень –учитель в качестве факта или примера приводит конкретную ситуацию, предлагая решить ее. Школьники активно приступают к поиску решения, педагог помогает анализировать данную ситуацию и предлагает свой, т.е. правильный оптимальный вариант решения. Это является своеобразной подготовкой для применения этого метода.
II уровень –педагог вводит конкретную ситуацию и также призывает индивидуально ее разрешить. Дается некоторое время на обдумывание, затем выслушивается 2–3 школьника с их разрешениями. После этого учитель анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были достаточны и/или недостаточны и почему. Если среди школьных ответов не было правильного решения, приводит свое – оптимальное. Но попытка разрешения ситуации состоялась. Таким образом, начинается постепенное внедрение этого метода.
III уровень – высший уровень по использование конкретных ситуаций, возможен только в том случае, если учитель отлично знаком со школьными возможностями и наверняка уверен, что конкретный ученик даст оптимальный ответ. Поэтому он называет фамилию и при этом говорит, что школьник N приведет правильное решение. После решения конкретных можно приступать непосредственно к практическому занятию.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе применения решения ситуацинных заданий на уроках ОБЖ во 2-11классах основана на использовании различных способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.
В начальной школе обучающимся предлагаются следующие ситуации:
-ситуация-оценка – реальная ситуация с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно–неправильно» и предложить свое адекватное решение.
-ситуация-иллюстрация – ситуации, изображённая на картинках.
По результатам предварительного изучения исходного состояния знаний, умений и навыков обучающихся учитель делает вывод о возможности усложнения ситуационных заданий.
В основной и старшей школе задание усложняется: обучающимся предлагаются следующие ситуации:
-ситуация-проблема – реальная проблема, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения;
-живая ситуация – ситуация берется из жизни школьников, но никому не известно принятое решение. Это решение надо найти, а саму ситуацию необходимо описать в той последовательности, в которой она происходила в жизни. Здесь уместно использовать такой метод, как разыгрывание ролей.
-классическая ситуация – ситуация может быть взята из литературы, практики, может быть искусственно сконструирована. Классическая ситуация должна быть описана по всем канонам ситуации. Объем неограничен. Четкость изложения обязательна. В конце не ставится вопросительный знак. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение.
Анализ обучающимися (любой ступени обучения) конкретной ситуации – это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, и для оптимального и оперативного ее разрешения.
Содержание образования во 2-11 классах определяют программы по ОБЖ: Л.П.Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой, которая входит в концепцию и программу для начальных классов « Школа России» М.: Просвещение, 2009 г. и А.Т. Смирнова для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классов, М.: Просвещение, 2010 г.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.
Прежде всего, формирование личности безопасного типа реализуется в рамках урока традиционной формы, на котором используются активные формы и методы обучения, к которым можно отнести тестовые задания, игровую деятельность, проблемные ситуации, групповую и парную работу, так или иначе связанные с технологией решения конкретных ситуаций.
Для того чтобы провести занятие с использованием технологии решения конкретных ситуационных задач, необходимо правильно поставить общие учебные цели. Их можно свести примерно к следующим целям: выработать умение анализировать ситуацию, расшифровывать причинно-следственные связи, развивать творческое мышление, сформировать умение самостоятельно принимать решения.
Конкретные ситуационные задания могут быть использованы на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при закреплении изученного материала, а также при контроле знаний, умений и навыков обучающихся.
Конкретные ситуационные задания предлагаются:
- в виде устного задания;
- в виде тестового задания (с вариантами ответов):
- в виде карточек с иллюстрациями на бумажном и электронном носителях;
- в виде игровой формы.
Так, на уроке в начальной школе при изучении темы «Правила безопасного поведения дома, на дорогах, на водоёмах» используются такие виды ситуационных заданий, которые помогают вовлекать в работу весь класс, учат детей правильно выбирать решение в условиях чрезвычайных ситуациях, «проигрывать» их (приложение 2).
Ситуация-оценка
Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?
Ситуация-проблема
Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?
Сельским детям порой сложно ориентироваться в городе, поэтому на уроках ОБЖ целесообразно проигрывать ситуации, связанные с поездками в город с родителями. Используется такая форма работы, как инсценировка ситуации.
Ситуация-проблема
Вы вошли в общественное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Ваши действия по соблюдению личной безопасности в салоне?
Ситуация-иллюстрация
Найдите пешехода-нарушителя».
Задание: найдите, кто из пешеходов нарушил правила перехода проезжей части. Какие ошибки он допустил? Кто из пешеходов правильно переходит дорогу? Объясните, почему.
952558420
Если на уроке применяется ситуация-иллюстрация, то обязательно используются информационно-коммуникационные технологии: показ готовых презентаций и презентаций, созданных обучающимися, использование материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и других образовательных сайтов.
При изучении темы «Правила пожарные без запинки знайте. Правила пожарные строго соблюдайте!» используются ситуации-иллюстрации с заданиями типа: «Горит телевизор», «На человеке загорелась одежда». В игровой форме обучающимся необходимо вызвать пожарную службу и передать сообщение о пожаре (приложение 3).
Таким образом, вырабатывается умение анализировать ситуацию, развивается логическое и творческое мышление, умение самостоятельно принимать решение .В основной школе ситуационные задания применяются при изучении следующих тем:
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их последствия и мероприятия, проводимые государством по защите населения (приложение 4);
Ситуация-проблема
Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма и поняли, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия.
здоровый образ жизни, профилактика вредных привычек (приложение 5);
Ситуация-проблема
Вы часто работаете на компьютере. Перечислите основные правила работы, которые помогут вам сохранить здоровье.
практические занятия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим (приложение 6).
Ситуация-проблема
Вы путешествуете на пароходе и видите утопающего, которому необходимо спасение с помощью спасательного круга. Ваши действия по спасению утопающего?
Живая ситуация
Играя в волейбол, ваш товарищ сильно ударился головой о пол, получив при этом сотрясение мозга. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи до приезда «скорой помощи»?
На практических занятиях по медицине конкретные ситуации помогают учащимся правильно оказывать помощь при ранениях (наложение повязки, кровоостанавливающего жгута), травмах (наложение шины), ожогах .
На таких уроках школьникам приходится по очереди выступать в роли лидера и брать на себя ответственность не только за правильность своих действий, но и за организацию работы группы учащихся для оказания экстренной помощи пострадавшему. Они должны действовать быстро, грамотно и чётко. Ведь их задача, хоть и в игровой форме, но поддержать жизнь пострадавшего и не дать развиваться в организме тяжёлым нарушениям до прибытия врача.
Живая ситуация
На пляже в солнечный день девочка побледнела, появилась головная боль, шум в ушах, головокружение, слабость, тошнота. Что случилось с девочкой?
А) Пищевое отравление; Б) Обморок; В) Солнечный удар.
Выберите правильный диагноз и окажите первую медицинскую помощь.
В основной и средней школе целесообразно применение классических ситуаций, взятых из жизни. Обучающиеся самостоятельно конструируют ситуацию (например, пожар в доме, дом попадает в зону объявленного затопления), комментируют свои действия по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации или сохранения жизни и здоровья.
Формирование личности безопасного типа успешно реализуется и на нетрадиционных уроках:
урок-экскурсия (например, экскурсия в пожарную часть с. Гостищево) (приложение 7);
урок-конкурс «Юный спасатель» (приложение 8);
уроки-встречи с инспектором дорожного движения, инспектором по делам несовершеннолетних, участковым, медицинскими работниками;
урок-праздник «А ну-ка, мальчики»;
урок-игра («Туши пожар, пока в беду не попал») (приложение 9);
урок–пресс-конференция. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится задача, например, обсудить последствия той или иной природной или техногенной катастрофы и меры их профилактике.
Нетрадиционные уроки в сельской малочисленной школе можно проводить, объединяя , например,1-4 классы, 5-7 классы, 8-11 классы.
Ситуационные задания усложняются с каждым годом, по мере взросления детей. В 9-11 классах они важны при подготовке к экзаменам по ОБЖ и подготовке к олимпиаде по ОБЖ.
Использование технологии решения конкретных ситуаций помогает оптимизировать процесс обучения, учит ребенка думать, быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, активно, творчески пользоваться своими знаниями и умениями для решения жизненных проблем.
Конкретные ситуационные задачи позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка.
Через решение конкретных ситуационных задач учащиеся самостоятельно учатся получать новые знания, конструируют свои знания из внешних (информации) и внутренних (опыт, мотивы, ценности) элементов, учатся практически применять изученное. Ведь практические навыки необходимы каждому человеку для полного развития собственных возможностей.
Преобладающие виды деятельности в рамках авторской дидактической системы:
поисковая деятельность. Учебное познание строится как система задач, учитель организует учебно-познавательную деятельность учащихся по следующему алгоритму: 1) осознание проблемности конкретной ситуации; 2) нахождение личностно-значимых способов разрешения конкретной ситуации; 3) анализ конкретной ситуации; 4) решение .
исследовательская деятельность как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению конкретной ситуации по следующим этапам:1) изучение конкретной ситуации; 2) выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию; 3) выдвижение гипотез возникновения конкретной ситуации; 4) осуществление плана исследования конкретной ситуации; 5)практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
проектная деятельность, обеспечивающая самостоятельное получение результата в специально организованных учителем условиях дифференциации образовательного пространства (спроектировать конкретную ситуации и возможные выходы из нее, используя ИКТ);
Средства обучения
Оптимальный выбор средств учебно-воспитательной работы в соответствии с поставленными целями обусловлен следующим подходом: средства тесно связаны с приёмами и методами и применяются в единстве с ними. В определении средств автор опыта исходит из того, что к средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления и т. п.)
Раздаточный материал:
тексты разноуровневых контрольных и самостоятельных работ;
тестовые задания открытой и закрытой форм;
систематизированная картотека с карточками для индивидуальной и дифференцированной работы;
сборники олимпиадных заданий по ОБЖ;
коллекция (презентации) творческих работ учащихся, которая постоянно пополняется.
III. Результативность опыта
Для оценки результативности опыта по формированию личности безопасного типа использовались следующие показатели:
мотивация к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
уровень познавательной активности старшеклассников;
наличие/отсутствие детского травматизма в школе,
наличие/отсутствие дорожно-транспортных происшествий с участием школьников.
При осуществлении работы по теме опыта была достигнута динамика положительной мотивации к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводилась с помощью теста-рисунка «Твое отношение к уроку ОБЖ». Результаты вы видете на таблице.
Динамика изменения отношения к предмету ОБЖ за три года
Начальная школа
Отношение 2013 2014 2015
Отрицательное 0% 0% 0%
Нейтральное 34% 29% 23%
Положительное 64,3% 71 % 77%
Основная школа
Отношение 2012 2013 2014 2015
Отрицательное 16% 12 % 9 % 0%
Нейтральное 36 % 33% 33% 22%
Положительное 48 % 55% 68 % 78%
Средняя школа
Отношение 2014 2015
Отрицательное 4,9% 0%
Нейтральное 31.4% 21,6%
Положительное 63,7% 78,4%
Для оценки уровня мотивации и познавательной активности старшеклассников был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой), направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. В каждом учебном году проводился контрольный срез. Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на контрольных срезах показывает, что у учащихся происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к учению. Изменения можно проследить в таблице.
Динамика изменения уровня познавательной активности
Основная школа
Уровень
познавательной
активности 2002-2013 2013-2014 2014-2015
Категория
тестируемых 7 класс 8 класс 9 класс
1-й уровень 15,2 % 31,3% 45,1%
2-й уровень 37,1% 41,2% 26,5%
3-й уровень 35,2 % 15,7% 19,6%
4-й уровень 12,5 % 11,8% 8,8%
Средняя школа
Уровень
познавательной
активности 2013-2014 2014-2015
Категория
тестируемых 10 класс 11класс
1-й уровень 31,3% 45,1%
2-й уровень 41,2% 26,5%
3-й уровень 15,7% 19,6%
4-й уровень 11,8% 8,8%
Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на воспитание личности безопасного типа, обеспечение успешного обучения школьников ОБЖ на основе применения технологии решения конкретных задач, создании условий для самореализации школьников в учебной деятельности.
На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:
Познавательная активность учащихся на уроках ОБЖ к 11 классу изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения технологии решения конкретных ситуаций, т.е. формируется личность безопасного типа.
Применение технологии решения конкретных ситуаций способствует достижению высоких результатов в развитии познавательной активности в процессе обучения, что также является обязательным условием формирования личности безопасного типа.
Основным критерием результативности опыта являются, прежде всего, данные о том, что в течение последних лет в школе не было случаев детского травматизма, дорожно-транспортных происшествий с участием школьников, нет школьников, состоящих на учете в РОВД Яковлевского района.
Литература:
1. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/ -Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2. Латчук В.Н. Примерные билеты и ответы по основам безопасности жизнедеятельности для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
3. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах и задачах с картинками. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы: Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Суслов В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты 4-5 класс: учебно-методическое пособие – Ростов н/Д: Легеон, 2010.
6. Тетушкина Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий.- Волгоград: Учитель, 2009.
7. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Шершнев Л.И. Курс ОБЖ в концепции национальной безопасности России библиотека. // Институт Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки Работников Образования. Оренбургский Государственный Педагогический Университет URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t42_179.htm (дата обращения 12.11.2008).
9. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник ситуативных задач. 10-11 классы: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013.