Урок внеклассного чтения по рассказу Б. Екимова Ночь исцеления.


Учитель русского языка и литературы: Петухова Анна Григорьевна
Урок внеклассного чтения в 8-9 классе
«…Не бывает совсем не пострадавших от войны»
(По рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»)
Цели:
- познакомить учащихся с некоторыми приёмами анализа мотивов в художественном произведении;
-углубить представление о характере героя, данном в развитии;
- обсудить проблему последствий вооружённого конфликта для тех, кто не принимал в нем участия;
-воспитывать гуманное отношение к страдающим людям.
Оборудование: 1. Тексты рассказа «Ночь исцеления» Б.Екимова в книге «Вокруг тебя - мир»
2. Видеосюжеты «Дети войны», «Карточки блокадного Ленинграда»
3. Стенд «И ходит по Земле Босая Память…»
4. Портрет Бориса Екимова
5. Фотографии, рисунки к рассказу
6. Маленький кусок хлеба (125 гр.)
7. Распечатка к уроку (Приложения)
Эпиграфы: 1. В милосердии мы нуждаемся,
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках войны.
(Из современной поэзии)
2. А говорили: всё проходит
И позабудется в свой срок.
Но боль войны жива в народе
И бродит, как в березе сок.
(А.Селезнёв)
ХОД УРОКА:
I . Вступительное слово учителя.
- Ребята, в этом году мы отмечаем 70-ю годовщину Великой Победы. Но разговор наш скорее будет не о войне, а о Человеке Войны. Сколько ему сейчас? 75? 80? 90? И больше. Написано много произведений, в которых о войне повествуется не напрямую, а косвенно. И в них мы слышим эхо войны.
Сегодня среди немногочисленных фронтовиков, награждённых боевыми наградами, мы видим женщин, которые, на первый взгляд, никакого отношения к войне не имеют.. Это не так. Без них не было бы Победы. Это женщины войны, женщины тыла. Именно они, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали эту Победу.
Сейчас выросли их дети, внуки, у многих ушли из жизни мужья, вернувшиеся с фронта. И всё чаще и чаще память возвращает их к войне, к испытаниям, через которые они прошли. Именно об этом и многом другом небольшой рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления», над которым мы сегодня поработаем.
Обращение к эпиграфам.

Сообщение учащегося об авторе (Очень кратко)
Учитель: Прежде, чем повести разговор о произведении, скажем несколько слов об авторе. (Сообщение учащегося)
-Современные литературоведы называют Бориса Екимова «гуманным писателем», а его произведения – образцом истинной прозы – доброй, чистой, правильной. Такие произведения сегодня надо читать.
III. Чтение текста подготовленным учеником (возможен художественный пересказ, чтение по ролям).
Выявление читательского восприятия.
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Определите тему произведения.
- Какие проблемы затронуты в рассказе?
- Кого бы вы назвали главным героем и почему?
V. Аналитическая работа с текстом (Беседа с анализом отдельных эпизодов).
- Обратимся к тексту. Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?
-Можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество? Обратите внимание на слова ОДНА, ОДИНОКАЯ, ОДИНОЧЕСТВО. Почему автор повторяет эти однокоренные слова?
(Ученик, работавший дома со словарем, дает толкование этих слов. Распечатка словаря урока на каждом столе)
- Но ведь мы знаем, что у б. Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему они нечасто гостили у неё?
- Как они относились к болезни?
-Как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. (Дети отвечают, а учитель на доску по ходу вывешивает слова СОВЕСТЯСЬ, ЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ ВИНОВАТОЙ, ГОРЕВАЛА)
- Что же произошло с б. Дуней во время войны? Что заставляет её мучиться и сейчас, спустя десятки лет?
Проверка д/з: Ребята, вы должны были поговорить с бабушками, дедушками и узнать у них, что такое карточки? Что они означали в годы войны? (Ответы детей)
_Чтобы вам легче было понять переживания пожилой женщины, обратимся к историческим хроникам. (Видеосюжет о карточках)
-Потеря карточек во время войны смерти подобна. Вспомните героиню отрывка из повести «Кто смотрит на облака» Виктора Конецкого –Тамару, которая решила умереть, т.к. у неё отняли хлеб, те 125 граммов, которые были положены ей, тётке Анне Николаевне и её маленькой дочурке Кате.
Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей. Вспомните её слёзные крики: «Петяня, Шурик, Таечка!»
-Зачем ей нужны жёлуди? (Комментарий учителя или ученика)
-Попробуем проследить, как Гриша, только понаслышке знающий о войне, приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке?
VI. Групповая работа (дифференцированно).
Задания для групп: 1. Почему автор описывает, как после первой ночи катается мальчик, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют? Чем вызваны слёзы мальчика?
2.Почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить б. Дуне, как он ей помог?
Подобрать синонимы к слову ИСЦЕЛЕНИЕ. Почему рассказ так называется? О каком и чьем исцелении идет речь? Почему Гриша не воспользовался первым способом «Молчать!»? Чем отличается первые способ от второго?
Подведение итогов. Выводы.
- Каково ваше отношение к Грише?
- Как изменился наш герой? Можем ли мы говорить о том , что этот образ дан в развитии, т.е. от низшего – к высшему?
- Раздел, в который помещен рассказ, называется «Эхо войны». Какая связь между названием раздела и проблемой, поднятой в рассказе?
- Вернемся к эпиграфу урока. Можно ли считать, что он раскрывает содержание рассказа, беседы? Почему?
- В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться и подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна помощь и поддержка, понимание, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, сам становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение А.Дементьева (читает ученик).
Как важно вовремя успетьСказать кому-то слово доброе,Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успетьПохлопотать или поздравить,Плечо надежное подставить!И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчасИсполнить чью-то просьбу вовремя,Не замечая, как обида кровнаяНезримо отчуждает нас.
И запоздалая винаПотом терзает наши души.Всего-то надо — научиться слушатьТого, чья жизнь обнажена.
-Обратите внимание на стенд «И ходит по Земле Босая Память…» Соотносится ли эпиграф с названием стенда? (Учитель читает отрывок из поэмы Е.Исаева «Суд Памяти»)
И ходит по Земле Босая Память - маленькая женщина. Она идёт, переступая рвы, Не требуя ни визы, ни прописки. В глазах - то одиночество вдовы, То глубина печали материнской. 
Она идёт, покинув свой уют, Не о себе - о мире беспокоясь. И памятники честь ей отдают. И обелиски кланяются в пояс 
- Я искренне надеюсь, что и для вас наш разговор не пройдет впустую, что какие-то добрые семена дадут добрые всходы в ваших душах. Будьте милосердными. И придет исцеление.
Дом.Зад: По выбору -1. Приготовить вопросы для встречи с тружениками тыла. Или Какие вопросы мог задать Гриша своему отцу?
2.- Написать сочинение-размышление «Не бывает совсем не пострадавших от войны».