Конспект урока по математике Решение задач на проценты(9 класс коррекционной школы 8 вида)


Конспект урока математики в 9 классе коррекционной школы VIII вида.
Тема: «Решение задач на нахождение нескольких процентов от числа»
Автор: Пономарева Евлампия Леонидовна, учитель математики МКОУ «СКОШ № 5 VIII вида» города Глазова Удмуртской Республики.
Описание работы: Данный конспект будет полезен для учителей математики коррекционных школ VIII вида при изучении темы «Решение задач на нахождение нескольких процентов от числа» Урок проводится в 9 классе, закрепляет навыки нахождения процентов от числа, решения задач на проценты.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: совершенствование знаний, умений и навыков решения задач на проценты.
Задачи:
- закрепить приемы нахождения процента от числа, решения задач на проценты; показать широту и актуальность применения процентов в жизни.
- развивать логического мышление, умение анализировать через использование заданий практического характера и наглядность;
-воспитывать патриотизм, уважение к старшему поколению, к историческому прошлому нашей страны;
Техническое обеспечение: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, ноутбуки для учащихся.
Структура и ход урока.
Орг.момент.
Мотивация
Учитель: На долю нашей Родины выпало немало испытаний, но самым страшным из них стала Великая Отечественная война. В этом году вся наша страна и весь народ будем отмечать 70- летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. На фронтах Великой Отечественной войны наш народ показал образцы бесстрашия и боевой отваги. Сегодня урок математики посвятим победе Советского народа над фашистами и с помощью цифр проследим за некоторыми событиями и фактами самой жестокой войны в истории человечества, а так же закрепим навыки решения задач на проценты. Для этого нам пригодятся знания предыдущих уроков, умение быстро и верно находить ответ на поставленный вопрос. Поэтому начнем урок с устного счета.
III. Актуализация знаний и анализ изученного содержания
а)Объясните, как понимаете следующие высказывания: (Слайд 2)
-100 % населения Советского Союза было задействовано в этой войне.
-50% мужчин было отправлено на фронт за первые месяцы войны.
-За первые 6 месяцев войны 0,4 населения страны оказались в оккупации.
-В военные годы даже дети спали всего 1/6 часть суток.
в) Великую Отечественную войну не случайно называют Великой. Она подняла весь народ на борьбу с фашистами. Решив следующие примеры, вы узнаете:
1 группа учащихся - Когда началась ВОВ (Слайд 3)
Найдите 1% от числа
1% от 200= 1% от 2000= 1% от 600=
2 группа - Сколько дней и ночей длилась война (Слайд 4) (все учащиеся работают на ноутбуках. Найдите несколько процентов числа
10% от 140 = 20% от 5 = 50% от 16 =
Проверка работ.
Один ученик первой группы записывает полученные ответы на доску в строчку по порядку их получения 2206
Учитель ставит точку между числами 22 и 06. Добавим год. Итак, о чем говорит эта дата?(ответы учащихся)
А сейчас сделаем математический вывод. Как находят 1% от числа? (Слайд 5)
Один ученик второй группы записывает полученные ответы на доску в строчку по порядку их получения 1418. Сообщает классу, что ВОВ продолжалась 1418 дней и ночей.
Учитель: как находят несколько процентов числа? (Слайд 5) (2 способа нахождения)
IV. Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях.
Учитель: В этой борьбе наравне с взрослыми самое активное участие принимали дети. (Слайд 6)
Ученик: Дети войны и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы...
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Дети войны - боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания!
Учитель: Каждая семья проводила на войну отца, мужа, сына, брата... Но остались старики, женщины и ... дети. (Слайд 7)
С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: (учащиеся отвечают, как помогали дети, подростки) участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, выращивали овощи для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Красной Армии. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.
А многие ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы.
Слайд 8. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной рвались участвовать в боевых действиях, они шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах.
В декабре 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Город готовился к уличным боям.
Задание 3. Задача
На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы. Из них около 75% были женщины, 20% взрослое население, а остальные - подростки. Сколько подростков участвовало в обороне Москвы.
Решение:
75% + 20% = 95%- взрослых и женщин
2)100% - 95% = 5%- подростков
3) 5% от 450.000 = 450.000: 100×5=22.500(п.)
Ответ: 22.500 подростков.
(Дополнительное задание: решить задачу другим способом)
Учитель: 22.000 подростков были награждены медалью «За оборону Москвы» (Слайд 9)
Физкультминутка (учащиеся встают, ловят мяч и отвечают на вопросы учителя. Вопросы учитель задает на повторение предыдущих этапов урока. Например: когда началась ВОВ? Сколько дней длилась ВОВ? Как помогали дети взрослым? Сколько подростков были награждены медалью «За оборону Москвы»? и т.д.)Учитель: Особой страницей легли в историю войны почти 3 страшных голодных блокадных года Ленинграда(Ныне Санкт-Петербург). В конце августа 1941 года, Ленинград был отрезан от страны.(Слайд 10)
В начале декабря люди начали пухнуть и чернеть от голода, падать на улицах, замерзать в постелях, стали умирать. В жизни ленинградцев наступили самые страшные, самые тяжелые дни. Они умирали у станков, у тисков, в цехах, и дома. (Слайд 11)
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше.(Сколько? Слайд 12)Учитель: Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Хлеб войны. Каким он был? (Слайд 13)
Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф «секретно». Муки не хватало, в хлеб добавляли мякину, отруби, целлюлозу.
Пищевая целлюлоза 10%
Хлопковый жмых  10%
Обойная пыль 5%
Вытряски из мешков 2%
Ржаная мука дефектная 73%
Учитель: Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь.
Задание 4.Вычислите, сколько граммов составляет ржаная мука, пищевая целлюлоза, хлопковый жмых, вытряски из мешков.
Самостоятельная работа.
Начнем с самого большого компонента. Это ржаная мука.
73% от 250г = 250г: 100 × 73 = 182,5г- ржаной муки
10% от250г = 250 г: 10 = 25г- пищевой целлюлозы и хлопкового жмыха
5% от 250 г= 250г : 20 = 12,5г-обойной пыли
2% от 250 г = 250г : 50 = 5г- вытряски из мешков
Проверка работ.
Учитель: люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро.
V. Домашнее задание: составить задачу на проценты, используя газетные статьи, специальную литературу, интернет- ресурсы.
VI.Рефлексия
Какие факты, события, цифры вы запомнили?
Что можете сделать вы, чтобы такое никогда не повторилось?
Ученик: Нам нужен мир на голубой планете!Его хотят и взрослые, и дети.Им хочется, проснувшись на рассвете,Не вспоминать, не думать о войне.Нам нужен мир, чтоб строить города,Сажать деревья и работать в поле.Его хотят все люди доброй воли –Нам нужен мир навеки! Навсегда!
.
Список литературы:
Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  М. Н. Перова.  Москва. Просвещение. 2013 г.