Формирование лексических и грамматических навыков на урока английского языка
«Формирование лексических и грамматических навыков
на уроках английского языка в начальной школе»
Учитель: Дробинина Е.В
В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.
Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения, в том числе и лексической стороной речевой деятельности.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду сграмматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность.
В соответствии с современным коммуникативным методом обучения иностранному языку новые лексические единицы должны вводиться, где это только возможно, в контекстах, приближенных к реальным ситуациям общения и соответствующих интересам данной возрастной группы учащихся.
Новым прогрессивным требованием к уроку иностранного языка и, в частности, к процессу обучения лексике является обучение учащихся использованию самостоятельных стратегий и техник учения и запоминания, т.е. так называемое автономное обучение, при котором учитель играет роль помощника и организатора. В идеальном случае учащийся, вспоминая свой опыт изучения родного языка и опираясь на имеющееся у него чувство родного языка, должен сам (но с поддержкой учителя иностранного языка) выбирать и применять стратегии для изучения иностранного языка. Конечно, на начальном этапе обучения учитель направляет, дает указания и подсказывает, каким путем лучше пойти, например, показывает и поясняет техники эффективного запоминания слов («мнемотехники», метод ключевых слов, использование визуализации и т.д.). В дальнейшем учащийся, если он заинтересован и мотивирован в овладении языком, должен самостоятельно применять эти техники, а также находить какие-то свои, новые.
Обучение лексической стороне иноязычной речи в начальной школе представляет определенные трудности как для учащихся, так и для тех, кто организует их обучение. Вся работа над иноязычным словом должна обеспечить:
создание мобильного словарного запаса;
предотвращение его «утечки», забывания;
адекватное целям общения его использование в устной речи.
Не может быть полноценного общения на иностранном языке, если учащиеся не владеют лексическим материалом. Центром общения всегда является передача мысли, для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им.
Принимая во внимание, что лексические навыки – сложное действие, которое состоит из целого комплекса отдельных простых действий – операций, их отработка должна приводиться на основе использования специальных упражнений.
Каждое упражнение должно быть направлено на овладение соответствующей операцией, хорошо сочетаться с предыдущими и последующими, быть оптимальным по объему и структуре, укладываться в общую схему обучения лексике. Тем не менее, можно указать на основные типы упражнений, которые должны быть предусмотрены в системе:
упражнения, направленные на овладение реальным словарным запасом, на расширение потенциального словарного запаса и на развитие языковой догадки;
рецептивные лексические упражнения (аудирование, чтение) и репродуктивные (говорение, частично - письмо);
упражнение на овладение различными типами лексических единиц (словами, устойчивыми словосочетаниями, речевыми клише) с учетом их трудности для усвоения.
К основным этапам работы над лексикой относятся:
-ознакомление с новым материалом;
-первичное закрепление;
- развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности.
Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Лексические игры могут быть : языковыми(тренировка учащихся в овладении словами вне контекста, а также усвоение всех системных признаков иноязычного слова); речевыми(решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами.)
Чтобы обеспечить активность учащихся класса (группы) при выполнении игровых упражнений, рекомендуется использовать различные формы работы: парную, групповую и фронтальную.
- определить слово, которое не подходит к данной группе;
-составить/ подобрать словосочетания к предложенным словам;
- добавить/ подобрать к существительным несколько определений;
- соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения/ пословицы и т.д;
- подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов;
-ответить на вопросы;
-закончить предложения;
- соединить разрозненные части предложений в связный текст;
- поставить вопросы к выделенным словам, ответами на которые могут быть данные слова или выражения;
- дать своё определение словам;
- подобрать или придумать заголовок к картинке;
- прокомментировать пословицу;
- сравнить героев, животных, басни, города, страны и т.д.;
- составить рассказ/ диалог с данными словами;
-дать описание.
В современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Решить задачу формирования коммуникативной компетенции невозможно без обучения грамматике изучаемого языка.
Основной целью обучения грамматике в школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одних из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Это важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.
Можно грамотно построить собственное высказывание, используя достаточно ограниченный набор грамматических конструкций. Однако это не гарантирует того, что другие люди не будут использовать более сложные структуры в своей речи, что может стать серьезным препятствием для понимания сути высказывания. Недостаточный уровень грамматических навыков ставится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.
Одним из современных направлений в методике обучения является коммуникативно-ориентированный подход, который предполагает формирование грамматических навыков с учетом условий функционирования грамматических структур в речи, т.е. готовит учащихся к использованию речевых грамматических навыков в реальной жизни.
Для формирования грамматических навыков существует система языковых и речевых упражнений. В языковых упражнениях учащимся предлагается выполнить ряд задач, например таких, как: подстановка артиклей, написание окончаний слов, образование множественного числа существительных, выбор правильной формы глагола, видоизменение предложений и т.д. Эти упражнения направлены на формирование грамматических навыков. Речевые упражнения, к которым относятся упражнения в форме ответов на вопросы по тексту или упражнения в диалогической речи, или упражнения на подтверждение или опровержение информации в тексте — все эти упражнения носят репродуктивный характер. Изученный грамматический материал необходимо закрепить. Учащиеся должны полностью понять новые структуры, запомнить их и правильно воспроизводить. С этой целью на уроках используются разнообразные упражнения от механических, тренировочных (имитационных, подстановочных, трансформационных) до более свободных, личностно-ориентированных заданий.
Примеры упражнений:
-повторите... вслед за диктором,
-прочтите предложения хором (по цепочке, в парах),
-повторите, добавляя слова (словосочетание, фразу),
-составьте предложения из заданных слов,
-дополните предложения,
-ответьте на вопросы и задайте такой же вопрос однокласснику,
-послушайте и прочитайте,
-послушайте и соотнесите,
-послушайте и повторите,
-подстановочные упражнения,
-конструирующие упражнения (составьте предложения из слов),
-упражнения на трансформацию (например, раскройте скобки, поставьтеглагол в нужной форме),
-перефразируйте,
-упражнения на перевод,
-игры (как на уроке, так и во внеурочное время,)-составление рассказов и много другое.