Тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор школы
_______А. А. Белова ________И. В. Махаева
МБОУ Затонская СОШ
Тематическое планирование
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий:
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 14 классов, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
2012-2013 учебный год
Литература:
Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Название раздела, тематика занятий
Количествочасов
1 класс
34
Обследование детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
1
Развитие моторики, графомоторных навыков
4
Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)
1
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)
1
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
1
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин). Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос
1
Тактильно-двигательное восприятие
3
Определение на ощупь величины предмета (большой маленький самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
1
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
1
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»
1
Кинестетическое и кинетическое развитие
3
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»
1
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)
1
Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)
1
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
7
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
1
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом
1
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
1
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
1
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (34 предмета)
1
Различение предметов по величине (большой маленький). Сравнение двух предметов по высоте и длине. Сравнение двух предметов по ширине и толщине
1
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Дидактическая игра «Назови цвет предмета»
1
Развитие зрительного восприятия
3
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 23 деталей, по инструкции педагога)
1
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»
1
Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола ножки, у стула спинки, у ведра ручки)
1
Восприятие особых свойств предметов
4
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный горячий), обозначение словом
1
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
1
Развитие обоняния (приятный запах неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»
1
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести
1
Развитие слухового восприятия
3
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»
1
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений
1
Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)
1
Восприятие пространства
3
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)
1
Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении
1
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.). Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)
1
Восприятие времени
3
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки». Последовательность событий (смена времени суток)
1
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»
1
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Дидактическая игра «Веселая неделя»
1
Название раздела, тематика занятий
Количествочасов
2 класс
34
Обследование детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
1
Развитие моторики, графомоторных навыков
6
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед поворот направо и т. д.)
1
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
1
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)
1
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур
1
Графический диктант (по показу)
1
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм
1
Тактильно-двигательное восприятие
2
Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
1
Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)
1
Кинестетическое и кинетическое развитие
3
Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений
1
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»
1
Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)
1
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
8
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)
1
Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)
1
Сравнение 23 предметов по высоте и толщине. Сравнение 23 предметов по длине и ширине
1
Группировка предметов по форме и величине, по форме и цвету по инструкции педагога
1
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»
1
Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»
1
Конструирование предметов из геометрических фигур (24 детали)
1
Составление целого из частей (34 детали) на разрезном наглядном материале
1
Развитие зрительного восприятия
3
Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)
1
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (45 предметов)
1
Различение наложенных изображений предметов (23 изображения)
1
Восприятие особых свойств предметов
4
Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)
1
Различие вкусовых качеств (сладкое горькое, сырое вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»
1
Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений
1
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений
1
Развитие слухового восприятия
2
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)
1
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)
1
Восприятие пространства
3
Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения
1
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами
1
Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов
1
Восприятие времени
2
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»
1
Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Меры времени (секунда, минута, час, сутки)
1
Название раздела, тематика занятий
Количествочасов
3 класс
34
Обследование вновь принятых детей
1
Развитие моторики, графомоторных навыков
5
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед поворот направо один шаг назад и т. д.)
1
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)
1
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях
1
Графический диктант (зрительный и на слух)
1
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации
1
Тактильно-двигательное восприятие
3
Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)
1
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»
1
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»
1
Кинестетическое и кинетическое развитие
2
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений
1
Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)
1
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
6
Сравнение и обозначение словом формы предметов (34 предмета)
1
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)
1
Дидактическая игра «Часть и целое»
1
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные
1
Составление сериационного ряда из 45 кругов разной насыщенности одного цвета
1
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов
1
Развитие зрительного восприятия
4
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу
1
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)
1
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами
1
Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)
1
Восприятие особых свойств предметов
4
Развитие осязания (теплее холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)
1
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение
1
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)
1
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз
1
Развитие слухового восприятия
3
Определение направления звука в пространстве (справа слева спереди сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»
1
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»
1
Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы барабанщики»
1
Восприятие пространства
3
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»
1
Деление листа на глаз, на две и четыре равные части
1
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа
1
Восприятие времени
3
Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч). Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»
1
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)
1
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
1
Название раздела, тематика занятий
Количествочасов
4 класс
34
Обследование вновь принятых детей
1
Развитие моторики, графомоторных навыков
4
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо два шага вперед один шаг назад), словесный отчет о выполнении
1
Графический диктант с усложненными заданиями
1
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)
1
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)
1
Тактильно-двигательное восприятие
3
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)
1
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной
1
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)
1
Кинестетическое и кинетическое развитие
2
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
1
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)
1
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
4
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету
1
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)
1
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»
1
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
1
Развитие зрительного восприятия
4
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 23-предметных (сюжетных) картинок)
1
Нахождение нелепиц на картинках
1
Дидактическая игра «Лабиринт»
1
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»
1
Восприятие особых свойств предметов
6
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое влажное мокрое и т. д.), их словесное обозначение
1
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха
1
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий слаще, кислый кислее и т. д.), словесное обозначение
1
Упражнения в измерении веса предметов на весах
1
Определение противоположных качеств предметов (чистый грязный, темный светлый, вредный полезный)
1
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть закрыть, расстегнуть застегнуть, одеть раздеть)
1
Развитие слухового восприятия
4
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»
1
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»
1
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
1
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения/ Дидактическая игра «Угадай по голосу»
1
Восприятие пространства
4
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве
1
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений
1
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)
1
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)
1
Восприятие времени
2
Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»
1
Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
1
15