Тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор школы
_______А. А. Белова ________И. В. Махаева





МБОУ Затонская СОШ
Тематическое планирование
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий:
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 14 классов, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

2012-2013 учебный год

Литература:
Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида




Название раздела, тематика занятий
Количество часов

1 класс
34

Обследование детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
1

Развитие моторики, графомоторных навыков
4

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)
1

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)
1

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
1

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин). Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос
1

Тактильно-двигательное восприятие
3

Определение на ощупь величины предмета (большой  маленький  самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
1

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
1

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»
1

Кинестетическое и кинетическое развитие
3

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»
1

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)
1

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)
1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
7

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
1

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом
1

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
1

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
1

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (34 предмета)
1

Различение предметов по величине (большой  маленький). Сравнение двух предметов по высоте и длине. Сравнение двух предметов по ширине и толщине
1

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Дидактическая игра «Назови цвет предмета»
1

Развитие зрительного восприятия
3

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 23 деталей, по инструкции педагога)
1

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»
1

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола  ножки, у стула  спинки, у ведра  ручки)
1

Восприятие особых свойств предметов
4

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный  горячий), обозначение словом
1

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
1

Развитие обоняния (приятный запах  неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»
1

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый  легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести
1

Развитие слухового восприятия
3

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»
1

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений
1

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)
1

Восприятие пространства
3

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)
1

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении
1

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.). Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)
1

Восприятие времени
3

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки». Последовательность событий (смена времени суток)
1

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»
1

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Дидактическая игра «Веселая неделя»


1

Название раздела, тематика занятий
Количество часов

2 класс
34

Обследование детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
1

Развитие моторики, графомоторных навыков
6

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед  поворот направо и т. д.)
1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
1

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)
1

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур
1

Графический диктант (по показу)
1

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм
1

Тактильно-двигательное восприятие
2

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
1

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)
1

Кинестетическое и кинетическое развитие
3

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений
1

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»
1

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)
1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
8

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)
1

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)
1

Сравнение 23 предметов по высоте и толщине. Сравнение 23 предметов по длине и ширине
1

Группировка предметов по форме и величине, по форме и цвету по инструкции педагога
1

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»
1

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»
1

Конструирование предметов из геометрических фигур (24 детали)
1

Составление целого из частей (34 детали) на разрезном наглядном материале
1

Развитие зрительного восприятия
3

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)
1

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (45 предметов)
1

Различение наложенных изображений предметов (23 изображения)
1

Восприятие особых свойств предметов
4

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)
1

Различие вкусовых качеств (сладкое  горькое, сырое  вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»
1

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий  мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений
1

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений
1

Развитие слухового восприятия
2

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)
1

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)
1

Восприятие пространства
3

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения
1

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами
1

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов
1

Восприятие времени
2

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»
1

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Меры времени (секунда, минута, час, сутки)



1

Название раздела, тематика занятий
Количество часов

3 класс
34

Обследование вновь принятых детей
1

Развитие моторики, графомоторных навыков
5

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед  поворот направо  один шаг назад и т. д.)
1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)
1

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях
1

Графический диктант (зрительный и на слух)
1

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации
1

Тактильно-двигательное восприятие
3

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)
1

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»
1

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»
1

Кинестетическое и кинетическое развитие
2

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений
1

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)
1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
6

Сравнение и обозначение словом формы предметов (34 предмета)
1

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)
1

Дидактическая игра «Часть и целое»
1

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные
1

Составление сериационного ряда из 45 кругов разной насыщенности одного цвета
1

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов
1

Развитие зрительного восприятия
4

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу
1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)
1

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами
1

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)
1

Восприятие особых свойств предметов
4

Развитие осязания (теплее  холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)
1

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение
1

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)
1

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее  легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз
1

Развитие слухового восприятия
3

Определение направления звука в пространстве (справа  слева  спереди  сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»
1

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»
1

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы  барабанщики»
1

Восприятие пространства
3

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»
1

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части
1

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа
1

Восприятие времени
3

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч). Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»
1

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)
1

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»




1

Название раздела, тематика занятий
Количество часов

4 класс
34

Обследование вновь принятых детей
1

Развитие моторики, графомоторных навыков
4

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо  два шага вперед  один шаг назад), словесный отчет о выполнении
1

Графический диктант с усложненными заданиями
1

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)
1

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)
1

Тактильно-двигательное восприятие
3

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)
1

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной
1

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)
1

Кинестетическое и кинетическое развитие
2

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
1


Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)
1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
4

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету
1

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)
1

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»
1

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
1

Развитие зрительного восприятия
4

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 23-предметных (сюжетных) картинок)
1

Нахождение нелепиц на картинках
1

Дидактическая игра «Лабиринт»
1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»
1

Восприятие особых свойств предметов
6

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое  влажное  мокрое и т. д.), их словесное обозначение
1

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха
1

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий  слаще, кислый  кислее и т. д.), словесное обозначение
1

Упражнения в измерении веса предметов на весах
1

Определение противоположных качеств предметов (чистый  грязный, темный  светлый, вредный  полезный)
1

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть  закрыть, расстегнуть  застегнуть, одеть  раздеть)
1

Развитие слухового восприятия
4

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»
1

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»
1

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
1

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения/ Дидактическая игра «Угадай по голосу»
1

Восприятие пространства
4

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве
1

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений
1

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)
1

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)
1

Восприятие времени
2

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»
1

Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
1


15