Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с педагогом психологом.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова
Галичского муниципального района Костромской области
(МОУ Степановская СОШ)
Согласовано:
Зам директора по УВР:
Грибова С.ЮРассмотрено на
Педагогическом советеПротокол №
От « »________20
Утверждаю
Директор школы:
И.В. Фуряева
От « »__________20
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с педагогом психологом.
Рабочая программа составлена педагогом-психологом Акатовой И.А.
Пояснительная записка
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии,. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
В условиях инклюзивного и интегрированного образования наиболее целесообразен комплексный подход в коррекции, так как интегрированные психологические занятия позволяют решать общие задачи развития детей, исключить дублирование, обеспечить частую смену деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению материала. Предлагаемая программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель коррекционных занятий: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Цель данной программы – обеспечить специальную (коррекционную) помощь детям с нарушениями в развитии.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Достижение указанной цели будет решаться посредством следующих задач:
формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формировать пространственно-временные ориентировки;
формировать способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии, грамматических норм речи.
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
Совершенствовать психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
Развивать коммуникативную направленность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.Основные направления работы
Формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Развитие сенсорной системы - совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к успешному обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности ;— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— применение знаний в новых жизненных ситуациях;
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки педагога.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции, наглядности (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к педагогу или товарищу по группе за разъяснением; подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог:«Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
развитие моторики, графомоторных навыков; (расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога). тактильно-двигательное восприятие; (формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира, путем ощупывания предметов (различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей)). кинестетическое и кинетическое развитие; (формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве). восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; развитие зрительного восприятия; восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; (способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов). восприятие пространства; восприятие времени; (формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года).
Концептуалъность:данная программа написана в соответствии с основными принципами коррекционного воздействия и реализует психологические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие специальные принципы:
этиопатогенетический;
системности учета структуры психо-речевого нарушения;
комплексности;
дифференцированного подхода;
поэтапности;
учета личностных особенностей;
использования обходного пути.
При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:
различные упражнения по развитию мышления и воображения;
игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;
осложненные задания логического и грамматического характера;
слуховой диктант со зрительным самоконтролем;
графический диктант.
Средства ИКТ - интерактивную доску, интерактивные пособия (игры и тесты) для занятий в виде презентаций, CD «Психологические упражнения»
Условия реализации программы
Дидактический и наглядный материал;
Медицинские показания для детей.
Оздоровительная работа:
расслабляющий массаж, дыхательная , пальчиковая, зрительная гимнастика
развитие координации движений, речь с движением, мелкой моторики
развитие ориентировки в пространстве
Расслабляющие и релаксирующие упражнения
Ожидаемые результаты:
Значительное облегчение в усвоении учебного материал
Скорректированы психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
Развита коммуникативная готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия к инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.Формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
Скорректированы недостатки познавательной деятельности
Сформированы пространственно-временные ориентировки;
Сформирована способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Усовершенствована сенсорно-перцептивная деятельность;
Учащиеся умеют применять полученные знания, умения и навыки в социуме.
Эмоциональная стабильность в отношениях со сверстниками, сформированная мотивация обучения.
Сенсорное и сенсомоторное развитие
1. Развитие перцептивных возможностей.
● Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);
● Развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение);
● Развитие тактильного восприятия;
● Развитие кинестетических ощущений.
2. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.
(развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. Работа с модальностями.)3. Двигательная сфера
● Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации;
● Динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля простейших двигательных программ);
● Развитие произвольности движений (сигнал-реакция).
Формирование пространственно-временных отношений
1. Формирование собственно пространственных представлений
(умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости, умения ориентироваться во внешнем пространстве улицы, поселка.)
2. Формирования квазипространственных представлений
(формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)
Умственное развитие
1. Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности
2. (развитие памяти, формирование различных приемов запоминания, межмодальный перенос);
3. Формирование приемов умственной деятельности
4. Развитие интеллектуальной сферы
Нормализация ведущей деятельности возраста
1. Формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)
2.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к успешному обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
Развитие эмоционально-личностных качеств
-эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками,
- сформированности мотивации обучения.
Техническое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Компьютер (ноутбук)
Проектор
Интерактивная доска
Музыкальный центр
Занятия проводятся 1 раз в неделю или 34 в год и строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Деятельностный принцип коррекции.
Учет индивидуальных особенностей личности.
Принцип динамичности восприятия.
Принцип продуктивной обработки информации.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала.
Итак, каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее.
Для повышения эффективности коррекционных занятий соблюдаем правила организации предлагаемые М.М. Безруких
1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
3. Начинать занятие следует с разминки, далее организовать повторение (более легкое задание), затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать не на скорость, а на качество.
6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
8. Следить за соблюдением правильной осанки, положением ручки и тетради.
9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.
Тематический план
коррекционно-развивающих занятий психолога с учащимися 2 класса (34 часа)
№ п/пТема Кол-во часов
1 Вводное занятие 1
2 Внимание
1.Диагностика внимания
2.Произвольное внимание
3.Устойчивость внимания
4.Умение работать по инструкции
5.Внимательность 6
3 Память
1.Диагностика памяти
2.Зрительная память
3Слуховая память
4.Осязательная память
5.Зрительно-моторная координация 6
4
Мышление
1.Диагностика мышления
2.Развитие наглядно-образного мышления
3.Развитие словесно-логического мышления
4.Умение классифицировать
5.Умение обобщать 7
5 Зрительно-моторная координация
1.Развитие пространственных представлений
2.Развитие мелкой моторики
3.Ориентировка на листе бумаги
4. Навыки самоконтроля 6
6 Волевая сфера
1.Развитие произвольности
2.Работа по правилам
3.Навыки самоорганизации 6
7 Итоговые занятия 2
\
Тематическое планирование
№ Раздел Темы уроков Содержание занятий Примечание
1 Вводное занятие Я= Ты Знакомство, формирование интереса к занятиям,
позитивного эмоционального фона. Упр. «Дерево»,
«Водопад», игра «Молекулы». Тесты ДДЧ, Рисунок семьи 2 Внимание Путешествие в страну внимания Диагностика уровня развития внимания. Диагностика уровня развития внимания,
устойчивости, объёма, произвольности. Упр.на развитие внимания: «Летает - не летает», «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди путь», «Муха», «Нарисуй по памяти», «Подсчитай правильно», «Текст с ошибками», «Перепутанные буквы». Тест «Корректурная проба»
3 Формирование устойчивого внимания
Найди детали», «Зачеркни одну букву», «Впиши знак», «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Чем отличаются?».
4 Игра «Магазин» 5 Игра «Найди путь» 6 Путешествие в страну Грамотейка 7 Тест «Корректурная проба» 8 Память
Диагностика разных видов памяти Групповые методики диагностики разных видов памяти (запоминание 10 слов, цифр, образов-рисунков; отсроченное воспроизведение). Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем». Упр: заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилий 9 10 Игра «Что изменилось» 11 Игра-упражнение «Нарисуем и запомним скороговорку» 12 Упражнение «Я знаю как зовут, Я запомню как зовут» 13 Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов. Развитие осязательного восприятия .Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь геометрические фигуры», «Что принес Буратино».
14 Мышление
Диагностика мышления Групповые методики диагностики мышления. Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее»,
«Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию»,
«Найди лишнее слово», «Угадай животное», «Найди общие признаки». Упр. на выделение существенных признаков, обобщение, сравнение, классификацию 15 Игры и упражнения на обобщение предметов 16 Игры и упражнения на сравнение предметов 17 Упражнения на классификацию 18 Путешествие в страну «Угадай-ка» 19 Путешествие в сказочный зоопарк 20 Настольные игры 21 Зрительно-моторная координация
Диагностика мелкой моторики Игры: «Найди путь», «Составь план (класса, своей квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции».
Упр. на развитие моторики (рисование петельками, штриховка, обведение контура без отрыва карандаша).
Игра «Муха» на развитие ориентировки.
Графические диктанты.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
22 Упражнения на развитие моторики 23 Игра «Я великий сыщик» 24 Игра «Муха» на развитие ориентировки.
25 Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету 26 Игра упражнение «Рисуем по клеточкам» 27 Волевая сфера
Методика опосредованного запоминания Методика опосредованного запоминания.
Рисование двумя руками одновременно. Упражнения на синхронность работы обеих рук
Графические диктанты. Игры «Расшифруй слова»,
«Зашифруй текст», «Найди путь» 28 Кроссворд 29 Игра упражнение «Рисуем по клеточкам 30 Урок-игра «Рисуем по разному» Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) 31 Игра «Шифровальщик» 32 Графический диктант (по показу) 33 Итоговые занятия Итоговая диагностика мышления Итоговая диагностика
34 Итоговая диагностика памяти, внимания Литература
1.Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999
2.Конева Е.В., Корнилова С.Б. Учителю о детях с задержкой психического развития. Ярославль, 2003
3.Логопедия в школе. П/ред. Кукушина В.С. Москва, 2004
4.Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Москва, 2001
5.Психологическая помощь. Минск, 2002
6.Ребенок с особыми образовательными потребностями: проблемы интеграции в социум. Ярославль, 2005
7.Рабочая книга школьного психолога. П/ред. Дубровиной И.В. Москва,1995
9.Справочник специального образования. Ярославль, 2004
10.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва, 2001
11.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва, 2000
12.Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. Москва, 1995