Методические рекомендации Как выполнять домашнее задание логопеда
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 233
«Детский сад комбинированного вида»
г.КемеровоГогорева Светлана Александровна
Учитель – логопед
Методические рекомендации
к выполнению заданий логопеда
В статье даются рекомендации педагогам и родителям как творчески подойти к выполнению заданий логопеда: увлечь ребенка игрой, сделать его главным персонажем, удержать его внимание в процессе занятий, разнообразить приемы коррекционной работы.
Мы с вами хорошо знаем, как радостно заниматься с ребенком, если у него блестят глаза, и он всей душой тянется к предлагаемому нами делу. И, конечно, каждый из нас много раз сталкивался с проблемой детского «не хочу, не буду» и огорчался, чувствуя явное или скрытое сопротивление ребенка тому, чему мы его собираемся научить. Как часто мы видим, насколько трудно донести до маленького человечка то, к чему не лежит его душа! А душа не лежит вполне по физиологическим причинам: 70 % детей, занимающихся у логопеда имеют патологию ЦНС (СДВГ, ПЭП, невроз), и как следствие у них можно наблюдать быструю утомляемость, неустойчивое внимание, нарушение переключения внимания, низкий объем запоминания, малую речевую активность.
И опытный педагог, и чуткий родитель прекрасно понимают, что первая и едва ли не главная задача – сделать так, чтобы его маленькому ученику хотелось, очень хотелось заниматься с ним. А это бывает тогда, когда занятия вплетены в жизнь ребенка, привязаны к тем интересам, которыми он живет, когда учебные задания вырастают из главных для него дел. А главное дело для ребенка – это игра, которая будет для него интересной, эмоционально- окрашенной, развивающей и познавательной. Сценарий этой игры нам подскажет сам ребенок!
Ребенок любит цирк? Давайте устроим цирк со зверями, где мы вместе с ребенком будем рычать как тигренок, шипеть как змея! Игру можно использовать на автоматизацию изолированных звуков.
А может ребенок любит рыбок? «Пойдем» на рыбалку, возьмем с собой удочки – палочки с магнитом и будем ловить «рыбок» – картинки с заданным звуком. Поймав «рыбку» - слово, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, образовывать множественное число.
Ребенок любит современные мультфильмы? Тогда мы отправляемся в гости к Шрэку - на болото, где лягушка – папа квакает громко, лягушонок – тихо. Взрослый изображает лягушку – папу, лягушку – маму, лягушонка, а ребенок повторяет (игра для развития речевого слуха). А к Шреку в гости пришел ослик и всех смешит скороговорками: «Когда спешу, я ем лапшу. Доем лапшу и поспешу. Спешить спешу. Лапшить лапшу. Ну вот, опять всех насмешу», «У Пашки в кармашке букашки и бумажки». Скороговорки можно произносить с разной скоростью: медленной, умеренной, быстрой и очень быстрой. И конечно нужно следить за четкостью и чистотой произношения звуков. Проговаривая скороговорки, можно хлопать в ритм ладошками, можно ритмично отбивать мяч от пола или стены, соревноваться, кто сможет проговорить слова и не сбиться.
Ваш ребенок любит строить? Постройте домик из кирпичиков – картинок, в названии которых есть заданный звук, предложите ребенку определить, где стоит он: в начале, в середине или конце.
Ваш ребенок любит делать покупки? Играем в магазин и покупаем только те продукты, в названии которых есть звук «Р» или «Ш».
А, может, он любит самолеты? Поиграем в пилотов, которые выполняют заданные рейсы и сталкиваются с трудностями (конечно, при этом мы продумаем все подробности – договоримся, что будет символизировать самолет, как будет отмечаться путь от пункта к пункту, какими будут условия получения топлива и так далее).
Ребенок любит машины? Давайте их «чинить», устранять неполадки… Мы назовем наше задание по-другому – и оно обретет новый смысл. Мы прислушаемся к ребенку – и он поведает нам, как его нужно обучать. И наш учительский монолог превратиться в прекрасный диалог личностей. Но сначала давайте согласимся выслушать того, кого мы хотим обучать.
Таким образом, нам ребенок подсказывает как многократное проговаривание различных звуков, слогов, слов, словосочетаний и предложений логопедического материала превратить в увлекательную игру. И вы не только поможете ребенку устранить неправильное произношение, но и развить воображение, мышление, внимание и память.
Список литературы:
1.Синицина И.Ю. «Буду чисто говорить» Логопедическое пособие в стихах, М., Издательство Института Психотерапии, 2002г.;
2. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. «Игры для детей от 3 до 7 лет», Издательство «Речь», 2007г.;
3. Косинова Е.М. «Уроки логопеда». Игры для развития речи, М., Издательство «Эксмо», 2010 г.