Программа групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих упражненийс обучающимися с ОВЗ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 52» г. Оренбурга
Программа групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих упражненийс обучающимися с ОВЗ
Составила педагог-психолог Киреева Н.В.
Количество часов:
всего 34 часа
Пояснительная записка
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. В последние годы существенно возрос интерес к здоровью специалистов различных областей. Интерес к нему связан с той ролью, которую оно играет в процессе формирования и развития личности а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребенку.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в школе. Поэтому СОШ должно оказывать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих различные проблемы с здоровьем, такие нарушения как: проблемы со зрением, слухом, болезни сердечно – сосудистой этимологии, заболевания сахарного диабета, отклонения в психическом развитии и связанные с этим проблемы в обучении.
Поиск наиболее эффективных методов психокоррекции детей с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
Обучающиеся с ОВЗ испытывают некоторые трудности в овладении шальными предметами. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учёбе, к любой деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Всё это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.
Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в малой группе. Группа формируется с учётом возраста и особенностей каждого ребёнка.
Цель программы: Реабилитация и абилитация детей с ОВЗ;
Коррекция психоэмоциональной сферы;
Профилактика формирования вторичных невротических нарушений.
Задачи программы:
Восстановить психоэмоциональный статус;
Развитие умения выражать свои эмоции (психомоторное взаимодействие с внешним миром);
Перестройка коммуникативного поведения (приобретение навыков гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремление к диалогу);
Стабилизация эмоционального состояния, оптимизация уровня тревожности и агрессии (произвольная саморегуляциярегуляция);
Формирование навыков стрессоустойчивого поведения.
Предмет психокоррекционного воздействия – психоэмоциональная сфера обучающегося.
Объект психокоррекционного воздействия – обучающийся с ОВЗ.
Методы и приёмы работы:
Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией.
Психогимнастика.
Игры на развитие навыков общения.
Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.
Ролевые игры.
Релаксация.
Дыхательные упражнения.
Визуализация.
Формы организации коррекционно-развивающих занятий
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
Методики работы
Цвето -, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света).
Звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки).
Сказкотерапия.
Тактильная стимуляция (воздействие на нервные рецепторы).
Структура занятий
Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение всего курса. В программе используются упражнения, игры, релаксация. Каждое задание проговариваются и демонстрируются ведущим, далее ведётся контроль правильности выполнения действий и необходимая корректировка.
Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения.
Кроме того, детей с ОВЗ чрезвычайно важно обучить приемам самоконтроля, расслабления и снятия мышечного напряжения.
Коррекционные занятия состоят из 4 блоков:
Начало занятия.
Основная часть с игровыми заданиями
Завершение.
Оборудование сенсорной комнаты:
Кресла пуфики.
Пузырьковая колонна.
Фиброоптический душ.
Проектор светоэффектов.
Музыка для релаксации и визуализации
Сухой бассейн с подсветкой.
Световой песочный стол.
Зеркальные панно.
Напольная сенсорная дорожка.
Настенные тактильные панели
Краткое описание основных разделов психологической коррекции
1 раздел. Коррекция когнитивных процессов
Обучение приемам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. «Релаксация – напряжение». Развитие рефлексивных навыков «Я чувствую…»
2 раздел. Коррекция социальных и коммуникативных умений.
Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнерами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.
3 раздел. Коррекция поведения
Обучение приемам психической саморегуляции. Обучение приемам контроля над своими действиями. Обучение основным приемам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
4 раздел. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию – под контроль.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п Тема занятия Кол-во час
Коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться»
Развитие внутреннего плана действий 1 ак.ч
Обучение приемам запоминания 1 ак.ч
«Коррекция восприятия». 1 ак.ч
«Релаксация – напряжение» 1 ак.ч
«Развитие рефлексивных навыков» 1 ак.ч
Коррекция социальных и коммуникативных умений
Освоение приемов активного общения «Я и другие» 1 ак.ч
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие» 1 ак.ч
Знакомство с принципами хорошего слушания «Я слушаю» 1 ак.ч
Расширение представлений о способах самоанализа «Какое решение верно» 1 ак.ч
«Обучение владению собой» 1 ак.ч
Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Мое мнение» 1 ак.ч
Сплочение группы «Учимся общаться» 1 ак.ч
Устранение барьеров общения «Я + Ты» 1 ак.ч
«Стили общения» 1 ак.ч
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре» 1 ак.ч
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Мафия» 1 ак.ч
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Необитаемый остров» 1 ак.ч
«Конфликты и способы их разрешения». Отработка навыков неконфликтного поведения. 1 ак.ч
Коррекция поведения «Познавая себя и других»
«Я – это я! Знаю ли я себя» 1 ак.ч
«Я и мои чувства» 1 ак.ч
«Добрым быть на свете веселей» 1 ак.ч
Добрым быть полезно» 1 ак.ч
«Правда, ложь, фантазия» 1 ак.ч
«Учимся управлять своими эмоциями» 1 ак.ч
«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? 1 ак.ч
«Что такое ДРУЖБА?» 1 ак.ч
«Настоящий друг». (Сказкотерапия) 1 ак.ч
«Спокойствие. Учимся правильно дышать». 1 ак.ч
«Индивидуальность или чем я отличаюсь от других» 1 ак.ч
«Я и Ты. Чем мы похожи». 1 ак.ч
«Поведение и культура» 1 ак.ч
«Коррекция эмоционально-личностной сферы»
«Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции. 1 ак.ч
«Послушание». 1 ак.ч
«Агрессию – под контроль. Коммуникативность» 1 ак.ч
Предполагаемые результаты
Улучшение психоэмоционального состояния обучающихся, умение понимать и принимать эмоциональное состояние, своё и окружающих людей, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, восстановление психологического статуса и формирование умений действовать в группе.
Содержание занятий.
Развитие внутреннего плана действий.
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
упражнение «волшебный сон» (Музыка для релаксации и визуализации)
Цель: снятие нервно-психического и эмоционального напряжения, стимуляция зрительных и тактильных ощущений.
Основная часть: упражнение «Ленивые восьмёрки» (световой песочный стол)
Цель : развитие внутреннего плана действий, тактильная стимуляция.
Завершение: Упражнение «Под дождем» (пузырьковая колонна)
Цель: психоэмоциональная разгрузка.
Обучение приемам запоминания
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Упражнение «В лесу у ручья» (Музыка для релаксации и визуализации)
Цель: общая релаксация; снятие нервно-психического и эмоционального напряжения, воображения и коммуникации.
Основная часть: Упражнение «Мысленная картина» ( воздушно-пузырьковая колонна, тактильные панели)
Цель: создание хорошего настроения; тренировка зрительной памяти.
Завершение: Море (сухой бассейн)
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, психоэмоциональное расслабление.
«Коррекция восприятия».
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Упражнение «Сказочный цветок» (фиброоптический душ)
Цель: развитие восприятия, воображения
Основная часть: Музыкотерапия(Музыка для релаксации и визуализации)
Цель: обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта, снижение нервно-психического напряжения, активизация двигательной активности, формирование навыков саморегуляции.
Завершение: Море (сухой бассейн)
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, психоэмоциональное расслабление.
«Релаксация – напряжение»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Аутотренинг (музыка для релаксации и визуализации, кресло пуфик).
Основная часть: упражнение «Мышечная гимнастика»
Цель: мышечная релаксация отдельных групп мышц, снятие мышечного напряжения.
Упражнение «Моё напряжение» (Световой стол)
Цель: исследование напряжения, которое, возможно присутствует у человека.
Завершение: шерринг чувств.
«Развитие рефлексивных навыков»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Автопортрет» (зеркальное пано)
Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам.
Завершение: Аутотренинг «Судно на котором я плыву» (музыка для релаксации и визуализации, кресло пуфик).
Цель: расслабление, снятие напряжения; обучение участников группы способу медитации – визуализации.
Освоение приемов активного общения «Я и другие»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Односторонний контакт» (зеркальное панно)
Цель: овладение навыками вступления в контакт и выявление признаков контакта с другими людьми
Завершение: Упражнение «Горная вершина» (кресла пуфики, фибрационный душ).
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, психоэмоциональное расслабление.
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Говорю, что вижу»
Цель: проигрывание ситуации безоценочных высказываний
Завершение: Завершение: Упражнение «Покорители планет» (Проектор светоэффектов, Музыка для релаксации и визуализации.)
Цель: Психоэмоциональная релаксация.
Знакомство с принципами хорошего слушания «Я слушаю»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение: «Сказка по кругу»
Цели: навыки взаимодействия друг с другом, внимательное отношение к словам своих партнёров по общению, развитие фантазии; Снятие напряжения.
Завершение: Упражнение «Пластилиновый человек» (Напольные панели, маты)
Цель: расслабление отдельных групп мышц (в определенной последовательности)
Расширение представлений о способах самоанализа «Какое решение верно»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Да» (кресла пуфики)
Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Упражнение «Остров мечты» (Музыкальное сопровождение, проектор светоэффектов, фиброоптический душ)
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистичного мировоззрения.
«Обучение владению собой»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение: «Электрический ток» (музыка для релаксации)
Цель: последовательное освобождение группы мышц от напряжения, энергезация тела.
Упражнение: «Чувства и ощущения» (фиброоптический душ, кресло пуфик, световой песочный стол, музыкальное сопровождение).
Завершение: Шерринг чувств. Обсуждение.
Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Мое мнение»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Дискуссия»
Цель: совершенствование взаимопонимания партнёров по общению. Навык аргументации
Завершение: Упражнение «Свободное тело» (фиброоптический душ, напольное панно, сухой бассейн)
Цель: расширение представлений о возможностях и ограничениях управления собственным телом.
Сплочение группы «Учимся общаться»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы» (кресло пуфики, зеркальное панно)
Цель: формирование адекватной реакции в различных ситуациях.
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Горная вершина» (кресла пуфики, фибрационный душ).
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, психоэмоциональное расслабление.
Устранение барьеров общения «Я + Ты»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Оправдание» (кресло пуфики, музыкальное сопровождение)
Цель: снятие стереотипов восприятия и действий, развитие понимание партнёра.
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Разматывание клубка» (кресло пуфики, музыка для релаксации, сухой бассейн с подсветкой)
Цель: достижение сильного релаксационного эффекта.
«Стили общения»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Образы»
Цель: навык установления взаимодействия с партнёром по общению
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Свободное тело» (Фиброоптический душ, напольное панно, сухой бассейн)
Цель: расширение представлений о возможностях и ограничениях управления собственным телом.
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Коммуникативная игра «На воздушном шаре» (кресло пуфики)
Упражнение «Остров мечты» (Музыкальное сопровождение, проектор светоэффектов, фиброоптический душ)
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистичного мировоззрения
Навыки совместной работы Коммуникативная игра «Мафия»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Коммуникативная игра «Мафия» (кресло пуфики)
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Пластилиновый человек» (Напольные панели, маты)
Цель: расслабление отдельных групп мышц (в определенной последовательности)
Навыки совместной работы Коммуникативная игра «необитаемый остров»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Коммуникативная игра «необитаемый остров» (кресло пуфики)
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Свободное тело» (фиброоптический душ, напольное панно, сухой бассейн)
Цель: расширение представлений о возможностях и ограничениях управления собственным телом.
«Конфликты и способы их разрешения». Отработка навыков неконфликтного поведения.
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»
Цель: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Горная вершина» (кресла пуфики, фибрационный душ).
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, психоэмоциональное расслабление.
«Я – это я! Знаю ли я себя»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: музыкотерапия (Кресло пуфы, музыкальное сопровождение)
Цель: навык распознавания свих эмоции и чувств
Упражнение «Свободное тело» (Фиброоптический душ, напольное панно, сухой бассейн)
Цель: расширение представлений о возможностях и ограничениях управления собственным телом.
Я и мои чувства.
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Танцевальные упражнения (зеркальное панно, музыкальное сопровождение)
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Под дождем» (пузырьковая колонна)
Цель: психоэмоциональная разгрузка.
«Добрым быть на свете веселей»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Розовый куст»
Цель: коррекция негативных эмоциональных переживаний, релаксация.
Упражнение «В лесу у ручья» (Музыка для релаксации и визуализации)
Цель: общая релаксация; снятие нервно-психического и эмоционального напряжения, стимуляция воображения и коммуникации.
«Добрым быть полезно»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Сочетание цветов» (Световой песочный стол, музыкальное сопровождение)
Цель: осознание положительных эмоций
Завершение: Шерринг чувств
Море (сухой бассейн)
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, психоэмоциональное расслабление.
«Правда, ложь, фантазия»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Передай информацию»
Цель: осознание ответственности за восприятие сообщений других людей, свою ответственность за искажение информации.
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Покорители планет» (Проектор светоэффектов, Музыка для релаксации и визуализации.)
Цель: Психоэмоциональная релаксация.
Учимся управлять своими эмоциями.
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Оптимист, пессимист, шут»
Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрение проблемы с разных точек зрения.
Упражнение «Разматывание клубка» (кресло пуфики, музыка для релаксации, сухой бассейн с подсветкой)
Цель: достижение сильного релаксационного эффекта.
«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии. Привет
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Привет как твои дела?»
Цель: развитие навыков эмпатии, сопереживания.
Упражнение «На чудесной поляне» (Музыка для релаксации и визуализации)
Цель: общая релаксация; снятие нервно-психического и эмоционального напряжения, воображения и коммуникации.
«Что такое ДРУЖБА »
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Сказка на песке» (песочный световой стол, музыкальное сопровождение, игрушки)
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Горная вершина» (кресла пуфики, фибрационный душ).
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, психоэмоциональное расслабление.
«Настоящий друг»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Сказка «Настоящий друг» (кресло пуфики, музыкальное сопровождение, карандаши бумага А4)
Цель: стимулирование познания.
Завершение: Шерринг чувств. Обсуждение занятия.
«Спокойствие. Учимся правильно дышать»
Начало занятия: Приветствие.
Основная часть: Дыхательная гимнастика (кресло пуфики, музыка для релаксации и визуализации)
Упражнение «Аутогенная тренировка для начинающих» (кресло пуфики, музыка для релаксации и визуализации)
Цель: обучение техникам расслабления, снижения напряжения, правильному дыханию.
Завершение: Шерринг чувств. Обсуждение занятия.
«Индивидуальность или чем я отличаюсь от других»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть:
Упражнение «Эгоцентризм»
Цель: преодоление эгоцентризма, формирование адекватной самооценки, снижение чувства одиночества.
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение: «Оранжевые очки» (Кресло пуфики, музыкальное сопровождение)
Цель: Осознание положительных, оптимистичных эмоций.
«Я и ты. Чем мы похожи»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Зеркало» (музыкальное сопровождение)
Цель: развитие навыков эмпатии, самоанализа.
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Эмоциональный партнёр»
Цель: развитие навыков работы с партнёром, осознание собственных чувств и чувств партнёра.
«Поведение и культура»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Сказка «Правила поведения» (кресла пуфики, музыкальное сопровождение)
Цель: Стимулирование познавательной активности и контроля за своим поведением.
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Аутогенная тренировка для начинающих» (кресло пуфики, музыка для релаксации и визуализации)
Цель: обучение техникам расслабления, снижения напряжения.
«Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции.
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение: «Золотая рыбка» (музыка для релаксации)
Цель: Навык самоконтроля, повышение внутреннего тонуса, последовательное освобождение группы мышц от напряжения.
Завершение: Шерринг чувств. Обсуждение.
Упражнение: Музыкотерапия (кресло пуфы, музыкальное сопровождение)
Цель: навык распознавания свих эмоции и чувств
«Послушание»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Сказкотерапия «В гостях у лисицы» (кресла пуфики, музыкальное сопровождение)
Цель: Стимулирование познавательной активности и контроля за своим поведением.
Завершение: Шерринг чувств.
Упражнение «Волшебный ларец» (кресла пуфики, фибрационный душ).
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, психоэмоциональное расслабление.
«Агрессию – под контроль. Коммуникативность»
Начало занятия: Приветствие, дыхательная гимнастика.
Основная часть: Упражнение «Ёжик» (музыкальное сопровождение, напольный мат)
Цель: поиск новых средств взаимодействия с партнёром, обучение достижению своей цели.
Завершение: Шерринг чувств. Подведение итогов занятия.
Упражнение «Сон» (Сухой бассейн с подсветкой, музыка для релаксации и визуализации)
Цель: Рассредоточение внимания, формирование установки на мгновенное расслабление без выполнения комплексов мышечной гимнастики на напряжение – расслабление