Возможности музея в ДОУ как информационного центра для организации изучения детьми старшего дошкольного возраста историко-культурных традиций малой Родины
Штыкова Ольга Николаевна,
воспитатель,
МАДОУ ЦРР ДС № 24,
г. Ишим
Возможности музея в ДОУ
как информационного центра для организации
изучения детьми старшего дошкольного возраста
историко-культурных традиций малой Родины
Сохранение и развитие культурно-исторического наследия, отечественных традиций должно занять особое место в воспитании детей дошкольного возраста, так как именно сегодня возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Именно музей в ДОУ становится информационным центром для организации изучения детьми старшего дошкольного возраста традиций народов, населяющих малую Родину, с прошлым и настоящим.
Целью создания музея в ДОУ было реализовать его возможности в организации патриотического воспитания дошкольников на материале краеведения и историко-культурных традиций малой Родины.
Сосредоточенные в музее материалы по изучению краеведения и историко-культурных традиций малой Родины могут использоваться воспитателями в их повседневной работе с детьми.
Весь материал музея мы расположили по зонам:
Природа родного края. Материалы в этой зоне позволят познакомить детей с животным и растительным миром нашей местности, ее заповедниками и заказниками, природными богатствами.
История родного края. Экспонаты музея знакомят детей с историей своего края, города, сада, достопримечательностями своей малой Родины.
Моя семья. Материалы собираются детьми и оформляются в альбомах, в которых описаны родословные и истории из жизни предков.
Уголок русского быта позволяет познакомить детей со старинными предметами быта русского народа и предоставляет им возможность сравнить старинные предметы быта с современными.
Традиции и праздники. Выставки, презентации, альбомы отражают содержание традиций, праздников, обычаев народов, населяющих малую Родину, его художественно-прикладное творчество.
Сменные композиции знакомят детей с национальными костюмами народов населяющих нашу малую Родину, с экспозициями коллекционных предметов, с результатами исследовательской деятельности детей, с эволюцией развития различных предметов, с выставками предметов детского творчества.
В экскурсиях для дошкольников широко используется природоведческая, тематика, которая во многом соответствует интересам и возможностям восприятия ребенка, решает задачи экологического воспитания, входит в программу ДОУ.
В работе с детьми, кроме экскурсий, используются и многие другие формы. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов - детей старших групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей, сверстников и детей младшего дошкольного возраста.
Рассказы детям об экспонатах важно сочетать с беседами о предметном мире, о вещах, которые также могут иметь музейное значение. В результате понятие реликвии переносится в область повседневной жизни ребенка, что очень важно для формирования его музейной культуры.
Предметы музейного значения можно найти в каждой семье. Это не только старинные вещи, но и предметы времен гражданской и Великой Отечественной войн, коллективизации и индустриализации. О каждом предмете музейного значения, можно провести с детьми познавательную деятельность, подготовив для этого сценарий.
Музейные предметы в силу своей подлинности, достоверности и внешней выразительности обладают особой убедительностью, доказательностью, оказывают эмоциональное воздействие.
Присущие музейным предметам свойства определяют специфику музейной информации. Это совокупность знаний о конкретных процессах, явлениях, событиях, фактах, происходящих в природе или общественной жизни, документированных посредством музейных предметов и передающихся через музейные предметы, организованные в определенную научную систему в фондах и экспозициях музея.
Предметность, убедительность и эмоциональность музейной информации создают важнейшую предпосылку для выполнения музеем образовательно-воспитательной функции, его научно-просветительной деятельности. Важная роль принадлежит музеям в эстетическом воспитании, в освоении культурного наследия молодым поколением.
Мы считаем, что в современном ДОУ музей может являться информационным центром для организации изучения детьми старшего дошкольного возраста историко-культурных традиций малой Родины.
Работа с дошкольниками, получившая в настоящее время значительное развитие, показала насколько важно включать детей в процесс «музейного» воспитания. Самого раннего возраста можно заложить интерес к музеям, в которых человек находит в каждом возрасте для себя новое и интересное.
При этом велика роль музеев в усвоении дошкольниками богатого исторического опыта, изучаемого ими на протяжении всех лет пребывания в ДОУ. Понять общественные процессы в развитии страны помогает местный, дошкольный музей на своем конкретном краеведческом материале. Работа с дошкольниками ориентирована на углубление знаний полученных в процессе изучения того или иного курса обучения с проекцией на особенности социального, исторического, культурного развития края. Это дает возможность сделать абстрактное значение предмета личностно значимым для каждого ребенка, подчеркнуть его связь с землей, на которой он живет, со страной, в которой он родился.
Усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Закономерным итогом краеведческой деятельности детей нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения.
Музей образовательного учреждения также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании. Чтобы материалы музея можно было использовать для организации изучения детьми старшего дошкольного возраста историко-культурных традиций малой Родины необходимо разрабатывать методические рекомендации для воспитателей, содержащие краткое описание экспозиций, варианты вопросов и заданий, которые дошкольники сумеют выполнить в процессе использования экспонатов музея в беседе, экскурсии, познавательной деятельности.
Именно такой подход к созданию музея в ДОУ как информационного центра для организации изучения детьми старшего дошкольного возраста историко-культурных традиций малой Родины позволит уже в дошкольном возрасте у детей сформировать патриотические чувства, такие как любовь к семье, к малой Родине, основанные на знакомстве с историко-культурными традициями малой Родины.
Список литературы:
1. Александрова Е.Ю., Гордеева, Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ/авт.- сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
2. Балакирев А.Д. Музей и историческое сознание /А.Д. Балакирев. – М.: 2000.,- 118-145 с.
3. Корнилова Г.Е. Историческое краеведение/ Г.Е. Корнилова. - Екатеренбург,2005. - С. 44-50с.
4. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду./ Н.А. Рыжова и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.- 248с.