Из опыта работы «Интерактивные методы, технологии и приёмы преподавания русского языка и литературы»

Введение
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь.
Древняя мудрость

В Национальной доктрине развития Украины в 21 столетии приоритетным направлением в развитии образования является подготовка высокообразованных людей, квалифицированных специалистов, способных к творческому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению научных и информационных технологий. В связи с изменением социальных требований происходит переосмысление роли учителя в процессе модернизации системы образования, повышаются требования к нему. Сегодняшний день требует высокой профессиональной компетентности учителя, его готовности к педагогическому сотрудничеству со своими учениками. Известно, что любой урок – это сложное педагогическое явление, результат творчества учителя, где его ученики демонстрируют свой уровень компетентности. Интересно ли детям на уроке? Любят ли они учиться?
На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Иногда дети идут на урок с удовольствием, иногда без него Как заинтересовать детей? Как привлечь внимание к своему предмету? Как донести материал до их сознания, заставить думать, творить? Эти вопросы во все времена были, есть и будут актуальными для учителя, потому что педагог всегда пребывает в творческом поиске. В современных условиях сочла необходимым обратиться к проблеме «Интерактивные методы, технологии и приёмы преподавания русского языка и литературы».Выбор данной проблемы был обусловлен знакомством работами Е.И. Пометун, Л.В. Пироженко. «Современный урок. Интерактивные технологии обучения». – Киев: «А.С.К.»,2005, Е.И.Пометун«Энциклопедия интерактивного обучения». - Киев, 2007, О.Г.Ярошенко.«Групповая учебная деятельность школьников. Теория и методика».Киев, 1997, Н. П. Наволокова, В.Н . Андреева. «Практическая педагогика для учителя». – Харьков: «Основа», 2009.
Вопросы, рассматриваемые авторами работ, заинтересовали учителя, заставили задуматься над эффективностью собственной педагогической деятельности в условиях современного учебно-воспитательного процесса.
Прилагательное «интерактивный» означает «тот , который допускает взаимодействие».Следовательно, интерактивные методы позволяют учащимся активно взаимодействовать друг с другом в ходе урока.
Почему выбрала эту тему? Во-первых, 21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.
Во-вторых, обновилась вся система образования. И учителям нужно адаптироваться к новым условиям: корректировать содержание образования, совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Главная цель учителя в современном мире- воспитание личности с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, которые личность способна применить в жизни.

Основная часть
Знания, не рожденные опытом,
матерью всякой достоверности,
  бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи


Своими приоритетными задачами считает формирование готовности к интерактивному обучению, развитие навыков взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях, внедрение в преподавание своего предмета таких интерактивных методов обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности учащихся. Перед ней встали задачи: как удержать интерес учащихся, как повысить качество знаний? Тогда стала искать ответы в методике, стала изучать инновационные технологии, затем апробировать в своей работе. И тогда поняла, что среди учеников интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы в учебном процессе является наиболее востребованными. Именно интерактивное обучение помогает учителю организовать познавательную деятельность так, что в учебный процесс познания вовлекаются практически все учащиеся. В своей работе использует следующие интерактивные методы обучения: модульные уроки, виртуальные литературные экскурсии(Урок-экскурсия «Эти удивительные наречия» ) ,уроки – презентации, уроки-практикумы ,семинары, уроки-зачеты (Урок-зачёт по теме «Наречие») ,исследовательские методы в обучении, проектные методы обучения, уроки-дебаты, творческие мастерские, уроки-путешествия (Конспект урока «Сокровище-это не только золото да серебро») где каждый может ощутить себя мастером.
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает несколько этапов. Остановлюсь на особенностях организации нескольких из них.
С целю мотивации в начале урока учитель использует ряд методических упражнений и приёмов: сценки, чтение словарных статей, эпиграфов, разные определения одного понятия, упражнение. Например, упражнение «Оратор» предполагает за 1 минуту убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Этот приём помогает учащимся восстановить связь с ранее изученным материалом, и сделать прогнозы относительно практического применения изученного материала.
Организуя этот этап, учитель всегда помнит: то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным, либо приводит к незначительному эффекту, поэтому старается от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их. Эмоциональный настрой также способствует эффективности урока (урок по теме «Наречие как часть речи).
Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются те, которые связаны со знаниями учащихся: например, понятие о наречии как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, совершенствовать орфографические умения, навыки, обогащать лексический запас учеников. Постановки целей и задач урока имеет большое значение: позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться.
Поскольку все понятия, которые изучаются в той или иной мере уже знакомы учащимся, учитель рекомендует начинать этот этап с мозгового штурма: «Какие понятия связаны со словом наречие?» Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, или упражнение «Незаконченное предложение», (урок по теме «Наречие как часть речи»).
При актуализация опорных знаний учащихся, учитель предлагает послушать небольшое стихотворение и ответить на вопрос о какой части речи говорится, проводит различные виды диктантов, как традиционных, так и нетрадиционных (например, диктанты с самоконтролем: «диктант из коробки», «диктант из конверта», « диктант-кроссворд», «походный диктант», «парный диктант») ( урок по теме «Наречие как часть речи»). На этом этапе урока также эффективны методы «Пазл», «Снежный ком», «Верю - не верю». Например, при изучении темы «Имя прилагательное» учащимся предлагается перечислить уже известные признаки этой части речи, один ученик называет первый признак , другой, повторяя первый, добавляет к нему следующий и т.д. Этот метод позволяет сконцентрировать внимание учащихся и вспомнить изученный ранее материал. Продуктивной по мнению учителя, считается мини-лекция ( урок по теме «Наречие как часть речи»).
Логическим завершением работы над изучением новых является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта учитель предлагает учащимся сделать самостоятельные выводы например, о том, в чём отличие наречия от других частей речи, высказать свою точку зрения например, о необходимости изучения правил правописания наречий. ( урок «Правописание наречий).
На этапе рефлексии учащиеся рассказывают о том, что особенно понравилось, чему научились, как пригодятся эти знания в будущем, какие выводы они помогут сделать из сегодняшнего уроку. Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и с какой целью эти знания могут быть применены.
Упражнение « Микрофон»
Что вы узнали о наречии ? (примерные ответы учащихся)
-Я знаю, что такое наречие.
-Я умею находить наречие в предложении.
-Я знаю, зачем наречия нужны в речи.
- Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том , как меня всё получилось.
-Я рад познакомиться с самим наречием.
-Я был рад увидеть учёных из Рима и Древней Руси.
-Я для себя сделал открытие .Узнал, что с помощью наречия можно создать словесный портрет.

Упражнение «Ожидание».
- Насколько оправдались наши ожидания?
- Что нового для себя узнали?
-Нужны ли нам знания о наречиях?
Учителем уделяется внимание коллективным формам обучения: работа в группах, парах. Эффективным является упражнение «Интервью».
Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел , , пожелания друг другу с использованием наречий. (урок по теме «Наречие как часть речи»).
Наиболее интересным для детей и учителя является оценивание, стимулирующие работу учащихся на последующих занятиях. Чтобы заинтересовать, активизировать работу в группе, выставляет всем участникам группы высший балл, когда эта форма работы применяется впервые. В дальнейшем оценивание поручает лидеру группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность - приучает учащихся оценивать работу всех участников группы. Иногда используется и такой подход: каждый член группы оценивает работу всех участников группы, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листы , добавляет свою оценку и выводит средний. Также на уроках учителя практикуется самооценивание (урок повторения и обобщения по теме «Наречие»).
Важной частью учебного процесса является домашнее задание. Учитель отдаёт предпочтение домашнему заданию, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение-миниатюру по определённой теме, высказать свою точку зрения по проблеме..
Занятия, построенные с использованием интерактивных методов, вызывают интерес у учащихся, прежде всего потому, что на уроке каждый может побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса. Уроки с использованием интерактивных методов позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые учащиеся обретают определённую уверенность в собственных силах, сильные ощущают свою значимость, помогая товарищам понять и усвоить материал. В процессе работы у учащихся развиваются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для формирования активной жизненной позиции.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.
При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют игровые технологии .Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению языка более эффективной. Поэтому учителем разработана целая система заданий развивающих игр и заданий на уроках русского языка и литературы для 5-6 классов, напечатаны сборники дидактических материалов для 5-11 классов. Собрана и представлена целая система творческих работ учащихся (кроссворды, ребусы, сочинения, сенканы, синквейны).
Об эффективности применения вышесказанных методов и приёмов обучения свидетельствуют следующие факты: 60% учащихся имеют высокий и достаточный уровень учебных достижений , 3 учащихся получили свидетельство особого образца ( Чуйко Анна, Чуйко Анастасия, Потиха Анастасия), более 50% выпускников учатся на бюджетном обучении .В настоящее время является классным руководителем 7-Б класса. Ученики участвовали в международной петербургской олимпиаде по русскому языку и культуре для школьников из стран СНГ и Балтии 2011-2012 году, в конкурсе « Русский медвежонокязыкознание для всех»( Ильина Ольга, Сидорова Юлия, Ковалёв Сергей, Хмельницкая Анастасия-учащиеся 7-Б класса) 2011 году. Ильина Ольга-ученица 7 класса пишет стихи, печатается в газете «Наш край» (г.Донецк),под руководством учителя участвует в конкурсе «Творча юнь Донбасу» ею подготовлен и представлен сборник поэзии с презентацией «Вдохновение»
Многие учащиеся принимали участие в конкурсе сочинений «Если бы я был депутатом Украины»( Ильина Ольга, Зелёная Анастасия, сидорова Юлия, Хмельницкая Анастасия и др.). Ученица 9-А класса Ломоносова Екатерина принимала участие в конкурсе- защите научно- исследовательской работе в рамках МАН.
Опыт учителя презентуется и применяется на уровне школы и города.
В 2011г. участвовала в городском конкурсе «Класний керівник: шлях до майстерності-2011», в 2012 г. принимала участие во Всеукраинском конкурсе «Творчий вчитель-обдарована детина», в 2013 г. принимала участие в I городском туре ХYIII Всеукраинского конкурса «Учитель года». Провела презентацию и мастер-класс на уровне школы и города, делится опытом на страницах журнала «Відкритий урок, розробки, технології, досвід»,имеет сертификат на публикацию трёх работ, диплом за популяризацию и обобщение опыта на всеукраинском уровне (2012).Постоянный участник педагогических чтений, педсоветов, творческих конкурсов .Принимала участвует в конкурсе «Творча юнь Донбасу» (номинация «Мой мастер-класс»-2013г).Является руководителем МО учителей русского языка.



Выводы
"Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие"
Оризон Свит

Применение интерактивных технологий требует старательной подготовки как учителя, так и учеников Они должны научиться успешно общаться, использовать навыки активного слушания, высказывать собственное мнение, уметь ставить вопросы и отвечать на них.
Поэтому в своей деятельности учитель стремиться создать условия для обучения, при которых ученик сам будет открывать, добывать и конструировать знания и собственную компетентность в различных областях жизни.
Современная педагогическая наука имеет в своем багаже достаточно большое количество интерактивных методов и приемов. Учитель отдаёт предпочтение следующим:
1) Интерактивные технологии кооперативного обучения: работа в парах, сменные тройки, два–четыре–все вместе, карусель, работа в малых группах, аквариум.
2) Технологии коллективно-группового обучения: обсуждение проблемы в общем кругу, микрофон, незаконченные предложения, мозговой штурм, обучая – учусь, анализ ситуации, решение проблем, дерево решений.
3) Технологии ситуативного моделирования: симуляции или имитационные игры, упрощенное судебное слушание, гражданские слушания, разыгрывание ситуаций по ролям. Руководствуясь народной мудростью «Не учите своих детей так, как учили вас, ибо они родились в другое время», чаще всего в личной практике учитель использует методы и приемы, указанные выше.
Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению языка более эффективной. Интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности.
Эффективность интерактивных технологий обеспечивается только при определенных условиях, поэтому выработала следующий алгоритм деятельности:
- давать задания учащимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;
- отбирать для урока такие интерактивные упражнения, которые бы дали школьникам «ключ» к усвоению темы;
- во время выполнения интерактивных упражнений давать ученикам время подумать над заданиями, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически или «играя» выполнили его;
- на уроке использовать одно (максимум – два) интерактивных упражнения, а не их калейдоскоп;
- проводить спокойное глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения, концентрируя внимание и на другом материале темы, не затронутом в интерактивном упражнении.
Интерактивные технологии имеют свои преимущества:
- интерактивные технологии позволяют обеспечить глубину изучения содержания. Ученики осваивают все уровни познания (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка);
- учитель получает возможность дифференцированного подхода к учащимся со специальными потребностями – личностными или интеллектуальными;
- изменяется роль учеников: они принимают важные решения относительно процесса обучения, развивают коммуникативные умения и навыки, организаторские способности;
- основным источником мотивации становится интерес самого ученика (происходит переход от внешней мотивации (оценка) к внутренней (потребность знаний).
Данную методику в своей педагогической деятельности учитель применяет уже несколько лет. Она помогла добиться позитивных результатов, что показывает результаты оценок учащихся по русскому языку и литературе.
Исходя из опыта своей работы, учитель может отметить, что при интерактивном обучении воспитывается свободная личность с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, которые способна применить в жизни. Личность, которая умеет не только отстаивать своё мнение, но и слушать других.
Урок с использованием ИТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика на уроке, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником .
В заключении вспоминаются слова великого русского
писателя Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Эта мысль является путеводной звездой в педагогической деятельности учителя.










Библиография

1.Е.И. Пометун, Л.В. Пироженко. «Современный урок.
Интерактивные технологии обучения». – Киев: «А.С.К.»,2005. Е.И.
2.Пометун«Энциклопедия интерактивного обучения». - Киев, 2007.
3.О.Г. Ярошенко.«Групповая учебная деятельность школьников. Теория и методика».Киев,1997.
4.Н.П. Наволокова, В.Н. Андреева. «Практическая педагогика для учителя». Харьков: «Основа», 2009.
5.Дичковская И.Н. «Инновационные педагогические технологии». К.,2004.
6.Интерактивные технологии обучения: теория, практика, опыт. Методическое пособие-2003.
7.Сиротенко Г.А. Современный урок: интерактивные технологии, 2003.
8.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация чебно-воспитательного и методического процессов в школе.
Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
9.Наталия Мальцева- Замковая, Ирина Моисеенко «Инновационные технологии в преподавании русского языка»
10. Канарская О. В. Инновационное обучение, 1997.
Замковая Н. Интерактивные методы преподавания и учения, 200
11.Золотой педагогический клад . Р.И. Садкина. Харьков, 2008.
12.Нестандартные уроки, инновационные технологии, личностно-ориентированный подход. Л.Н. Нечволд. Харьков 2006.






























!ђ Заголовок 115