Организация работы со слабоуспевающими учащимися 9 а класса МКОУ СОШ№1 г.Киренска.
Проект.
Организация работы со слабоуспевающими учащимися 9 а класса МКОУ СОШ№1 г.Киренска.
Автор: Пасечникова Анна Леонидовна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ№1 г.Киренска Иркутской области
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение..3
2.Основная часть ... 8
2.1Актуальность, научная и практическая значимость проекта 8.
2.2. Цели и задачи. 9
2.3. Анализ ситуации и желаемые результаты .9
2.4. Проектное решение 9
2.5. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов ..16
2.6. Описание ожидаемых результатов, возможных рисков и способов их снижения .. 16
3. Заключение 16
4. Список использованных документов и источников информации 18
5.Приложения 19.
1. ВВЕДЕНИЕ
Выделяют три основные причины неуспеваемости:
физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);
социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).
Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы эти учащиеся не перешли в разряд неуспевающих, необходима систематическая работа всех служб ОУ. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития (ЗПР). Часто дети с диагнозом ЗПР обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием коррекционных или из-за нежелания родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу, в результате чего у ребенка не сформированы общеучебные умения и навыки, наблюдается низкая техника чтения, письма , отсутствуют навыки самостоятельной работы и т. д.
2.Основная часть
2.1Актуальность, научная и практическая значимость проекта
В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, - принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен либо выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.п.), либо вовсе отказаться от его продолжения. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.
Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам - появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. Другими словами - учиться становится сложнее.
Кроме того, именно в конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году.
Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться.
Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим отметкам, не пытаются «подтянуться» и исправить.
Часто неуспеваемость связана с определенными личностными проблемами. Это может быть низкая оценка своих способностей.
Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно - чтобы их наконец-то оставили в покое.
Обычно подобное отношение к себе формируется задолго до того, как ребенок поступает в девятый класс, поэтому исправить создавшееся положение весьма затруднительно.
Иногда девятиклассники плохо учатся из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми.
Очень важно на данном этапе помочь слабоуспевающим учащимся 9 класса в обучении.
2.2. Цели и задачи
Цель:
Работа со слабоуспевающими учащимися 9 а класса.
Для реализации цели следует решить ряд задач:
Дать комплексный анализ успеваемости учащихся 9 а класса.
Спроектировать план работы по подготовке выпускников 9 а класса к ОГЭ.
3.Проинформировать родителей выпускников и учащихся об особенностях ОГЭ в 2015-2016 уч.году.
4.Оказать психологическую помощь и поддержку подростку и его родителям;
5.Создать максимально благоприятные условия для обучения в 9 а классе слабоуспевающим учащимся.
Анализ ситуации и желаемые результаты
В 9 А классе обучается 11 учащихся. Из них 8 человек имеют низкую учебную мотивацию, 7-низкую материальную обеспеченность, 3-недостаточный контроль со стороны родителей. 6 человек живут в неполных семьях. Леонова Сергея воспитывает бабушка . Недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора-5 человек. Неблагополучные условия жизни-2, недостойное поведение родителей-1, отсутствие домашнего режима-3, безнадзорность ребенка-2. Ляпунов Иван имеет хроническое заболевание . Невысокие умственные способности-5 человек, плохо развитые учебные умения и навыки-5, низкий уровень памяти-3.
Желаемый результат:
Создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса для слабоуспевающих учащихся 9 а класса, способствующих успешному окончанию курса основной школы и прохождению ОГЭ. Снижение уровня тревожности.
2.4. Проектное решение
Поставленные цели и задачи определили логику и этапы , направления проекта:
Направления:
1. Работа администрации школы со слабоуспевающими учащимися
2. Работа учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися. .(Приложение №2)
3. Работа классных руководителей со слабоуспевающим учащимися.
4.Работа психолога со слабоуспевающим учащимися.
5.Работа социального педагога со слабоуспевающим учащимися.
6.Работа Совета отцов со слабоуспевающим учащимися.
Этапы:
1-й этап (Предварительный)
изучение нормативно-правовых документов, философской и психолого-педагогической литературы по проблеме проекта;
Диагностика (анализ состояния качества образования;
определение уровня тревожности, мотивации, эмоционального фона)
2 этап
Этап планирования деятельности
3-й этап
Этап реализации проекта
Комплексная работа педагогического коллектива
4-й этап (заключительный )
Повторная диагностика
Анализ данных. Выводы
Сроки и этапы реализации
1 ,2 этап подготовительный- ноябрь 2015год
2 этап основной – декабрь-май 2015 год
3 этап заключительный- июнь2015 год
Этапы реализации проекта
Этап
Содержание
Формы работы
Сроки
Ответственный
1.Предварительный
1.Наблюдение за детьми во время урочной деятельности,
2.Наблюдение за поведением подростков на переменах
1.Посещение уроков в 9 а классе
ноябрь
Учителя
Психолог
Классный руководитель
Анализ первых впечатлений по итогам наблюдения
Собеседование с психологом, учителями-предметниками и классным руководителем
ноябрь
Диагностика обученности
Контрольные работы
Сентябрь
1.Диагностика учебных затруднений
2.Диагностика особенностей мотивационной сферы учащихся 9 а класса
3.Диагностика эмоционального благополучия
4.Диагностика затруднений
1.Анкета незаконченных предложений
2.Собеседование с психологом
3.Анкетирование .Определение уровня тревожности.
4.Опросник.Эмоциональная сфера.
5.Анкетирование. Анкета для оценки уровня школьной мотивации.
6.Собеседование по поводу затруднений.
Сентябрь
2.Предварительнный. Этап планирования деятельности.
Составление плана
ноябрь
Социальный педагог
Психолог
Учителя-предметники
Администрация
Классный руководитель
3.Этап реализации проекта
Работа социального педагога психолога, классного руководителя, администрации, учителей-предметников.,
Ноябрь - май
Социальный педагог
Психолог
Учителя-предметники
Администрация
Классный руководитель
4.Результат реализации проекта
Подведение итогов
Анализ прохождения ОГЭ слабоуспевающих учащихся 9 а класса
июнь
Социальный педагог
Психолог
Учителя-предметники
Администрация
Классный руководитель
2.5. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов
2.5.1Кадровое обеспечение проекта.
Учителя-предметники, психолог, классный руководитель, социальный педагог, администрация школы.
2.5.2Программно-методическое обеспечение проекта.
Закон Российской федерации “Об образовании”.
Устав МКОУ СОШ№1 г.Киренска .
Положение о работе со слабоуспевающими учащимися.(Приложение№1)
2.3.3. Ресурсное обеспечение проекта.
Территориально здание ОУ №1
2.3.4. Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение проекта осуществляется посредством
деятельности педагогического совета
2.6. Описание ожидаемых результатов, возможных рисков и способов их снижения
Ожидается успешное прохождение ОГЭ слабоуспевающими учащимися 9 а класса.
Возможные риски и ограничения реализации проекта:
Часть участников останется пассивной в ходе реализации проекта
Нежелание учеников и педагогов участвовать в реализации проекта
5. Приложения
Приложение №1
Положение
о деятельности педагогического коллектива
со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
1. Общие положения.
Настоящее положение разработано на основании Закона «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении.
Положение проходит процедуру экспертизы: рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы..
2. Цели:
2.1. Обеспечить выполнение Закона «Об образовании»;
2.2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников и школы в целом.
3. Задачи:
3.1. Сформировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом «Об образовании».
4. Основные направления и виды деятельности:
- Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся.
- Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН учащихся.
5. Основное понятие настоящего положения – слабоуспевающие учащиеся, неуспевающие учащиеся
6. Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.
6.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
6.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
6.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 4-5 учащихся).
6.4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)
6.5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
6.6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
6.7. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
6.8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
6.9. Учитель-предметник ведет следующую документацию:
- график индивидуальной работы со слабоуспевающими, неуспевающими на учебный год;
- задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- индивидуальные тетради для дополнительных занятий;
- отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися, неуспевающими учащимися (сдается ежемесячно) по форме:
Ф.И.О. ученика
Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)
Использованы виды опроса
Формы ликвидации пробелов
Результат работы
При выполнении п. 6.1.-6.9 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:
Ф.И. ученика
Причины неуспеваемости
(учитель указывает самостоятельно выявленные причины)
Использованы виды опроса
Формы ликвидации пробелов.
Сроки сдачи материалов
Информация классному руководителю (дата)
Информация родителям (дата)
Результат работы
7. Программа деятельности классного руководителя
7.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, анкетирование учащихся, родителей, собеседование, учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
недостаточная домашняя подготовка
низкие способности
нежелание учиться
недостаточная работа на уроке
необъективность выставления оценки на уроке
большой объем домашнего задания
высокий уровень сложности материала
другие причины
7.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.
б) Мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.
в) Освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя.
г) По семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ)
Неуважительными причинами считаются:
а) Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.
Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через совет профилактики (если прогулы систематические)
7.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания (п.2) или недостаточной работы на уроке (п.5) классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к администрации школы в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
7.4. В случае п.7 указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
7.5. В случае п.3, 8 организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.
7.6. . Классный руководитель ведет следующую документацию:
- Индивидуальную карту учащегося по форме (приложение 1)
- Отчет классного руководителя по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися (сдает ежемесячно администрации школы) по форме:
Количество учащихся всего в классе
Количество слабо-успевающих учащихся
Посещения на дому
Проведение профилактических бесед
Связь с учителями-предметниками, контроль посещения доп. занятий по предметам
Результативность работы со с/у учащимися за прошедший месяц
Ф.И. с/у учащегося
Дата посещения
Ф.И. с/у учащегося
Дата проведения беседы
Ф.И.О. учителя-предметника
Предмет
7.7. В случае выполнения п. 7.1.-7.5. и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о вызове на совет профилактике вместе с родителями.
8. Программа деятельности ученика
8.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
8.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
8.3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией
9. Программа деятельности родителей.
9.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
9.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ
9.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам .
9.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.
9.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации ОУ
9.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
10. Организация деятельности администрации школы.
10.1. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися.
10.2 Администрация школы ведет следующую документацию:
- положение о работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися;
- общешкольный план работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися;
- общий список слабоуспевающих, неуспевающих учащихся;
- общий график проведения индивидуальных занятий со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися на учебный год;
- график посещения индивидуальных занятий учителей-предметников со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися;
- карты посещения индивидуальных занятий;
- справки по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися;
- отчет в УО о работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися (ежемесячно) с учетом работы всех звеньев учебного процесса.
10.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими, неуспевающими, неуспевающими учащимися.
10.4. В случае неэффективности принятых мер администрация школы организует работу малого педсовета, Совета профилактики, на который приглашается учащийся и его родители для решения дальнейшего вопроса об обучении.
10.5. решение об оставлении слабоуспевающего, неуспевающего учащегося на повторный курс обучения принимает педагогический совет.
11. Совет профилактики принимает решение о направлении материалов на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
12. Педагогический совет принимает решение об оставлении слабоуспевающего учащегося на повторный курс обучения в присутствии родителей.
13. О контроле за соблюдением данного Положения
13.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.
13.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель директора ОУ по УВР.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА СЛАБОУСПЕВАЮЩЕГО УЧЕНИКА
Ф.И. ________________________________________________________________________
дата рождения _____________________ Класс __________________________
№
Предметы
оценки
1 четверть
оценки
2
четверть
оценки
3 четверть
оценки
4
четверть
год
ХАРАКТЕРИСТИКА
ученика ________________________________________________________________________
1. Характеристика познавательной деятельности учащегося
1.1. Мотивация к учебной деятельности:
сформирована;
сформирована недостаточно;
не сформирована.
1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая.
1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала:
быстро запоминает
медленно запоминает
быстро забывает
медленно забывает
1.4. Трудности в усвоении учебного материала нет / есть.
1.4.1. Если есть, то какие ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
1.5.Успешность в усвоении различных форм обучения:
более успешен в письменных работах;
более успешен в устных ответах;
успешен в обеих формах;
не успешен в обеих формах.
2. Характеристика успеваемости:( успевает/ успевает с трудом/ не успевает)
2.1. Точные дисциплины:
Математика____________________________
Алгебра_________________________________
Геометрия_______________________________
2.2. Естественно-научные дисциплины:
Физика______________________________________________________
Химия______________________________________________________
Биология_____________________________________________________
География____________________________________________________
2.3. Гуманитарные дисциплины:
русский язык_____________________________________________________
литература_______________________________________________________
история__________________________________________________________
иностранный язык_________________________________________________
2.4. Специальные дисциплины:
ИЗО___________________________________________________________
Музыка________________________________________________________
3. Характеристика личности учащегося
взаимоотношения
доброжелательные
напряжённые
враждебные
со сверстниками
с учителями
с родственниками
с матерью
с отцом
3.1. Какие черты характера ученика нравятся учителю: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Какие черты характера ученика внушают опасения:_____________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.3. Наличие отклонений в поведении: ___________________ (есть / нет)
3.3.1. Если есть, то какие ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
4 Сведения о семье учащегося
4.1. Семья полная / неполная. Кто из родителей отсутствует_______________
4.2. Количество детей в семье ________________________________________
4.3. Национальность ________________________________________________
. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (ПРЕДМЕТНИКА)
НА УЧАЩЕГОСЯ.
Ф.И. учащегося _________________________________________ класс ________________
Ф.И. преподавателя ______________________________________предмет _______________
Дата _______________________________________
Просим отметить замеченные Вами у ребёнка качества из предложенного набора и подчеркнуть нужное или отдельно указать замеченное Вами. При отсутствии наблюдений в отдельных сферах, информацию можно не представлять.
Сложности в общении
Особенности внимания:
часто «отсутствует на уроке, не слышит вопроса
кратковременный характер
периодически включается
стабильно удерживает внимание
другое ________________________________________________
Учебная активность:
пассивен;
отвечает, если спрашивают,
активно участвует в работе,
чрезмерная активность, переключает внимание на себя,
часто неправильные ответы,
другое _________________________________________________
Заинтересованность в учебной деятельности:
большую часть времени занимается «своими делами», возится, рисует и т. д.,
общается с другими, отвлекает их;
переключает на себя внимание;
включается в обучение на отдельных темах;
постоянно активно и творчески работает с материалом урока;
другое __________________________________________________
Темп деятельности:
медленный;
средний;
быстрый;
неравномерный;
другое ___________________________________________________
Степень усвоения материала:
усваивает не с первого раза и с трудом;
сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия;
быстро входит в материал и легко формирует навык;
другое _____________________________________________________
Для учителя русского языка
типичные ошибки на письме __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка уровня подготовки
Навыки письма:
пишет медленно, с трудом;
средний темп;
пишет быстро и легко;
почерк корявый и неровный;
почерк разборчивый;
почерк каллиграфический;
пишет буквы слитно, не отрывая руки;
пишет буквы отдельно (может быть «печатает» некоторые буквы);
наличие своеобразного написания некоторых букв;
другое ______________________________________________________
стр 4
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
№
Вопросы
1.
Отягчающие обстоятельства в дошкольном периоде развития ребёнка:
тяжёлые роды,
травмы,
частые заболевания.
2.
Сколько раз и чем болел Ваш ребёнок в прошлом году? (укажите конкретно)
..
..
3.
Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности (укажите конкретно) .
..
..
4.
Признаки детской нервности:
двигательная расторможенность (часто/иногда)
заторможенность (часто/иногда)
склонность к беспокойству, волнениям (часто/иногда)
повышенная раздражительность (часто/иногда)
непереносимость шума, духоты (часто/иногда)
необоснованные страхи (часто/иногда)
беспокойный сон (часто/иногда)
слезливость (часто/иногда)
другие признаки (укажи если есть)
.
5.
Умеет ли ребёнок быть внимательным, когда слушает чтение, смотрит телевизор?
да,
скорее да, чем нет,
скорее нет, чем да,
нет.
не обращал внимание
не знаю.
6.
- Хорошо ли развита у него рука? (да / нет / не очень)
- Может ли рисовать, лепить? (да / нет / не очень)
- Может ли рисовать, лепить, работать ножницами? (да / нет / не очень)
- Может ли работать ножницами, зашивать? (да / нет / не очень)
- Может ли писать печатными буквами? (да / нет / не очень)
- Может ли рисовать узоры? (да / нет / не очень)
- Может ли сам завязывать шнурки, застёгивать пуговицы? (да / нет / не очень)
7.
Как быстро устаёт ребёнок в процессе работы, усидчив ли?
может работать долго (более 30 минут), даже если не очень нравится;
может долго заниматься только тем, что нравится;
даже если дело нравится, заниматься долго не может, не усидчив.
8.
- Владеет ли ребёнок навыками самообслуживания?
может сам одеваться, раздеваться (да / нет / не очень)
может сохранять опрятный вид (да / нет / не очень)
- Приучен убирать игрушки, вещи?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
9.
Можно ли сказать, что он достаточно ответственный? (не забывает постоянно о поручениях, старается вовремя выполнять их)
да;
скорее да, чем нет;
скорее нет, чем да.
10.
- Умеет ли ребёнок себя вести?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
- Усвоил ли правила поведения в общественных местах?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
11.
- Умеет кататься:
на коньках;
на лыжах;
на велосипеде.
- Можете ли Вы назвать его ловким?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
12.
- Хочет ли идти в школу?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
13.
- Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школьному обучению?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
Посещение семьи слабоуспевающего, неуспевающего учащегося
Дата посещения
Цель посещения
Решение
Роспись родителей
Беседы со слабоуспевающим, неуспевающим учащимся
Дата проведения
Цель беседы
Решение
Роспись учащегося
Работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих, неуспевающих учащихся
Дата
Ф.И.О. учителя
Проблема
Принятые меры
Ежемесячный отчёт классного руководителя со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Количество учащихся всего в классе
Количество слабо-успевающих учащихся
Посещения на дому
Проведение профилактических бесед
Связь с учителями-предметниками, контроль посещения доп. занятий по предметам
Результативность работы со с/у учащимися за прошедший месяц
Ф.И. с/у учащегося
Дата посещения
Ф.И. с/у учащегося
Дата проведения беседы
Ф.И.О. учителя-предметника
Предмет
Анкета №1 по выявлению причин неуспеваемости учащихся
1. Фамилия, имя__________________________________________________________________
2. Класс ___________
3 По каким предметам не успеваете за четверть __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сколько времени тратите на подготовку предметов в целом__________________
5. Сколько времени готовитесь по тем предметам,
по которым не успеваете четверть____________________________________________________
___________________________________________________________________________________
6. В чём видите причину неуспеваемости (подчеркните нужное):
- текущая запущенность материала
-мало готовите домашнее задание
-совсем не готовитесь дома
-не понимаете учебный материал
-не понимаете объяснение учителя
-учитель к вам невнимателен и недоброжелателен
-не хотите обучаться в общеобразовательной школе
-плохое здоровье
-плохая память
-невнимательность
-частые пропуски
-не владеете учебными навыками (укажите какими)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-другие причины (укажите какие) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Есть ли контроль со стороны родителей за вашими школьными делами:
-да, постоянно
-нет, никогда
-эпизодически
8. Какие возможности вам предоставляют учителя
для исправления сложившейся ситуации (укажите по предметам)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета №2 по выявлению причин неуспеваемости учащихся
1.Фамилия, имя, класс_________________________________________________________________
2.По каким предметам не успеваешь?____________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3.В чём видишь причины неуспеваемости?_______________________________________________
____________________________________________________________________________________
4.В чём испытываешь конкретные трудности по указанному предмету (предметам)?_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. К кому обращаешься за помощью, чтобы исправить ситуацию?____________________________
____________________________________________________________________________________
6. Кто и как тебе помогает в учебной деятельности?________________________________________
____________________________________________________________________________________
7. Твоё отношение к школе, в которой ты учишься, к учителям?_____________________________
_____________________________________________________________________________________
8.Твоё отношение к учебному труду:
- любишь или не любишь учиться________________________________________________________
-какие предметы нравятся______________________________________________________________
-какие не нравятся____________________________________________________________________
-читаешь ли ты дополнительную литературу, какую?_______________________________________
- читаешь ли ты худ. литературу?________________________________________________________
-сколько времени тратишь на уроки, почему столько? _____________________________________________________________________________________
- с удовольствием или нет участвуешь в работе на уроке?___________________________________
- что тебе больше нравится:
отвечать на уроках или слушать учителя
слушать ответы учащихся
отвечать письменно или устно
9.Перечисли кружки, факультативы, доп. занятия, элективные курсы, секции, которые ты посещаешь.__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
10. Перечисли свои занятия в свободное время ____________________________________________________________________________________
Рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися
1.При опросе слабоуспевающим детям даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2.Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3.При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Переодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5.В ходе проса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
6.В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7.В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в ли в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8.При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстранённость от мира и его боязнь). Ребёнок испытывает определённые страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки. Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним.
1.Не призывать к совести, не читать морали.
2.Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжён с любопытством – помочь преодолеть эту стену.
3.Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
4.Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
5.Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).
6.Учитывать интерес к точным наукам – математике, физике и т.д.
7.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
8.Отношение к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми.
1.Агрессивные дети часто бывают вооружены.
2.Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении всё, на что они способны.
3.Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
4.В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
5.Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
6.Обсуждайте поведение только после успокоения.
7.Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
8.Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя, ты расстроился, потому что . Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы ты успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то своё только в дополнение сказанному.
9.Пусть за что-то отвечает в школе.
10.Перед сильными элементами раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
11.Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестаёт действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
12. «Воинственность» ребёнка можно успокоить своим спокойствием.
13.Своё плохое настроение не разряжать на нём.
14Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребёнок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Рекомендации по работе с застенчивыми детьми
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрия – за своё здоровье и здоровье родных. Появляется навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду.
1.Не ставить в ситуацию неопределённости, неизвестности.
2.Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
3.Включать в общественные посильные дела.
4.Хвалить самостоятельность.
5.Стимулировать личную ответственность.
6.Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.
Отношения ровные, открытые. Ребёнок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребёнок должен расстаться с вами, успокоившись.
7.Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
8.Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребёнок выбегал из класса – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы – дать время успокоиться.
9.Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное – ошибаться или кого-то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями.
1.Игнорировать истерические реакции.
2.Предупредить класс не обращать внимание в момент истерики.
3.Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
4.Не стремиться угодить.
5.Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).
6.Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
7.Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолимая жажда признания.
8.Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
9.Требует много льгот для себя.
10.Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
11.Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание.
12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, а в рамках дозволенного.
13.Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
14.Если ребёнок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
15.Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья один человек – требования всех членов единицы.
16.Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.
17.Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
18.Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.
19.Чётко ориентировать в понятиях “хорошо”, “плохо”, “надо”.
20.Повышать самооценку, уверенность в себе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ
Центральным механизмом регулирующим взаимоотношения личности и окружающего мира, является самооценка человека - представление человека о самом себе, образ самого себя, образ "Я» и собственное отношение к нему. Самооценка может быть как осознаваемой, так и скрытой от сознания человека, но проявляется она во всем: планах личности и способах их реализации, походке, отношении к собственному имени, одежде, характере общения с людьми, в отношениях к собственным привычкам и т.д.
Каким образом это интимнейшее психологическое образование - самооценка
- может влиять на особенности внимания личности?
Человек с низкой самооценкой внутренне (наедине с собой) постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. (Внешняя сторона состояний - поведение
- может не совпадать с реальными переживаниями).Человек, который боится
результата, еще не достигнув его, боится любых действий, плохо концентрируетсяна проблеме. Он в большей степени переживает, нежели рассуждает. Поэтомувнимание человека в процессе деятельности - это лакмусовая бумажка его состояния.
Детям с адекватной самооценкой свойственны активность, находчивость, бодрость чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно учавствуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша.
Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны слушать меня». Такой ребенок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.
А теперь несколько советов родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки.
Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем , что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда онэтого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна бытьсоизмерима с поступком.
Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркнитедостоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой(тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменятся. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам - все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.
13PAGE \* MERGEFORMAT141115
ЖђЗаголовок 2Заголовок 3Заголовок 415