Адаптация детей в первом классе
Адаптация первоклассников к школе.
Отчет о прохождении адаптационного периода у учеников 1 класса.
(психолог Лулудова Г.Ф.)
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Начну с того, что работа с этими детьми началась еще в прошлом году (один раз в неделю по2 занятия). Занятия посещали дети из детского сада и, так называемые, «домашние» дети. Главной целью было помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводила я. Содержание занятий носило развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволила дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовить их к предстоящей школьной жизни. В свою очередь я вела наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливала информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогло подготовиться мне и детям к началу учебного года.
Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Одна группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечались сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения. Но к концу сентября (у некоторых детей – к концу октября) произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна 80% учащихся класса.
Вторая группа детей имела длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу ноября реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация, которая наблюдалась у 20% учащихся.(показатели адаптации первоклассников отражены в таблице)
В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня)
Диагностика отношения первоклассника к школе
Настроение ребенка
1 Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное
2 Эпизодические проявления снижения настроения
3 Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий 4 Вялость, рассеянность
5 Заторможенность, истерия, плач
6 Выражение негативного отношения к школе
7 Полное нежелание идти в школу
Контакты со сверстниками
1 Легко и уверенно входит в коллектив
2 Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками
3 Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками
4 Робок, малоинициативен, избирателен в общении
5 Не поддерживает социальных контактов
6 Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников
Познавательная активность
1 На уроках проявляет активность и интерес
2 Посещает все уроки без принуждения
3 Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим
4 Учится без видимого желания
5 Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею
Дисциплина
1 С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя
2 Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается
3 Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности
4 Требования учителя выполняет неохотно
5 На уроках часто отвлекается
6 Игнорирует требования учителя
Реакции агрессии, гнева
1 Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует
2 Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей
3 Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением
4 Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя
5 Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников
6 Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя
Страх
1 Страх отсутствует
2 Эпизодически робок, застенчив, стеснителен
3 Робок, застенчив, легко теряется
4 Указанные черты ярко выражены
5 В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя
Двигательная активность на перемене
1 Ребенок подвижен, активен
2 Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях
3 Двигательная активность низкая
4 Двигательная активность всегда низкая
Общее самочувствие
1 Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым
2 Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости
3 Периодически жалуется на недомогания
4 Жалобы принимают устойчивый характер
5 Проявление невротических расстройств
Успеваемость
1 Хорошая
2 Хорошая/удовлетворительная
3 Удовлетворительная
4 Удовлетворительная/плохая
15