Статья: Когнитивная визуализация учебного материала
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Иркутской области
«Братский политехнический колледж»
Когнитивная визуализация учебного материала
г.Братск, 2012г.
Когнитивная визуализация учебного материала: Методические пособие / Сост. Лапина Н.Л. – Братск: БрПК, 2012 – 8с.
Статья содержит описание термина «когнитивная визуализация» а так же методику последовательного изложения учебного материала, на примере способа определения знаков косинуса в координатных четвертях единичной тригонометрической окружности с помощью презентации Microsoft Office Power Point.
Когнитивная визуализация учебного материала
Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация информации представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д.
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.
Продуктом когнитивной визуализации является сформированный сознанием мыслеобраз, определяющий неизвестный, непознанный объект (явление) и репрезентируемый во внешнем плане учебной деятельности. Поэтому центральной задачей когнитивной визуализации становится разработка способов и средств целенаправленного создания мыслеобразов в процессе учебно-познавательной активности.
Для такой демонстрации образов применяется мультимедийная установка, очень эффективно можно представить наглядную информацию с помощью презентации. Последовательное появление объектов можно установить по щелчку мыши чтобы преподаватель мог контролировать и управлять процессом сам, поясняя при этом появляющиеся объекты.
Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании предмета обучения, но будучи связанными определенной системой, они раскрывают структуру предмета, его задачи и пути развития. Понимание и осмысление новой ситуации возникает тогда, когда мозг находит опору в прежних знаниях и представлениях.
Отсюда вытекает важность постоянной актуализации прежнего опыта для овладения новыми знаниями. Процесс изучения нового материала можно представить как восприятие и обработку новой информации путем ее соотнесения с понятиями и способами действий, известными обучающемуся, посредством использования освоенных им интеллектуальных операций.
Примером когнитивной визуализации может послужить фрагмент объяснения темы «Знаки тригонометрической функции косинуса в координатных четвертях».
Приведём фрагменты электронного пособия, предназначенного для изучения и актуализации темы «Знаки тригонометрических функций в координатных четвертях» в группах первого курса обучающихся.
Оно содержит анимированные объекты для визуального восприятия информации в виде последовательного появления фигур и знаков. Эффективное использование анимационных действий с помощью презентации Microsoft Office Power Point позволяет более доступно объяснить материал.
При создании учебно-методического пособия преследовалась цель:
1) визуализировать учебный материал для более доступного объяснения; 2) мотивировать обучающихся на изучение математики, показать несложность данной темы.
Задачи:
Помощь учащимся в усвоении материала через визуальное восприятие.
Развитие познавательного интереса к предмету.
Создание положительной мотивации к самостоятельному созданию подобных сюжетов.
Для объяснения нужен всего один слайд, на котором содержится вся информация. При последовательном нажатии кнопки мыши на экране появляются необходимые объекты для объяснения материала. Вот как в целом выглядит слайд:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Пошаговая демонстрация слайда
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Точка совершает поворот на углы 13 EMBED Equation.3 1415 и 13 EMBED Equation.3 1415 вокруг начала координат
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
По определению косинусом угла является абсцисса точки, совершившей поворот на угол. На координатной оси ОХ проекция показывает значения 13 EMBED Equation.3 1415 и 13 EMBED Equation.3 1415 соответственно. Значения косинуса положительны, значит знак косинуса первой четверти положительный.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Далее появляется знак «плюс» в первой четверти. Предыдущие объекты с помощью анимации удаляются со слайда.
Затем точка совершает поворот на угол, заканчивающийся во второй четверти:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Знак косинуса во второй четверти отрицательный
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Затем точка совершает поворот на угол, заканчивающийся в третьей четверти и, аналогично определяется знак косинуса:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Перейдем в четвертую четверть:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
И в заключении показать все знаки функции в четвертях:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Используемая литература:
Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – № 2. – 2009. – С. 22-28.
Root Entry