Тимофеева Н.А. Исследовательская работа по творчеству А.Платонова.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 6
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Исследовательская работа
«Мир глазами света и добра в творчестве А. П. Платонова»
Учитель русского языка
и литературы Тимофеева Н.А.
« Человечество одно дыхание…
Больно одному – больно всем.
Умирает один – мертвеют все…
Будем человечеством,
а не человеками в действительности ». А. Платонов.
«Ты кто? Отчего ты живешь? Хорошо тебе или нет?», - такие вопросы задает мальчик Егор — герой рассказа Андрея Платонова «Железная старуха», написанного в 1951 году. Не эти ли вопросы ставит перед нами сам Платонов? На первый взгляд рассказ кажется детским, на самом же деле, используя образ ребенка, Платонов ставит перед нами важные, глубокие философские вопросы. Что же это за писатель, который заставляет во время чтения думать и чувствовать одновременно, останавливаясь на каждой строчке, даже на каждом слове? Здесь не только тайна мастерства, это тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь.
Я открыла для себя Платонова, когда прочитала маленькие рассказы: «Неизвестный цветок», «Корова», «Юшка», «Третий сын», «Железная старуха». Запомнились первое предложение рассказа «Железная старуха»: «Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету». Складывается впечатление, что это начало волшебной сказки, ведь поет «ветер, идущий по свету», чудится слабый шепот листвы (может быть, благодаря звукописи). И таким светом и добром веет от каждой платоновской строки…
Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества». Писатель-реалист, Платонов понимал, почему «жизнь на время оставляет» того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему «неугасимая жизнь» то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. И все же именно Платонов смотрит на мир глазами света и добра более чем кто-либо.
И в этом легко убедиться. Ведь у него даже есть рассказ с названием «Свет жизни», в котором автор вместе с главным героем Акимом повествует о безмерной любви к жизни. А.Платонов горячо любит свою Родину, родной край. Он пристально всматривается в глубины человеческой души, улавливая любые, даже еле заметные, проявления нравственности. Писатель увидел народ во всей его душевной глубине и искренне поражался человеческой красоте, хлынувшей оттуда сильным и ясным светом.
На сегодняшний день имя Андрея Платонова широко известно как у нас, так и за рубежом, и со временем читательский интерес к его творчеству не спадает, а, скорее, идет по нарастающей. Что и не удивительно – ведь круг проблем, очерченных в книгах писателя, ведется от изначальных представлений человека о мире – но при этом рассматривается с позиций современности, с позиций человека, вобравшего в себя культурный и исторический пласт России и мира в целом. Подтверждением этого является факт проведения уже Четвертого международного Платоновского фестиваля искусств, который проходит в Воронеже с 2011 года. Фестиваль является уникальным, вызывающим большой интерес не только любителей театрального и других искусств, но и профессионалов. Он дает возможность зрителям приобщиться к выдающимся творческим достижениям в различных видах искусства.
Литературное направление Платоновского фестиваля отмечено разнообразием интересных проектов – Платоновский клуб, призванный объединить под знаком Андрея Платонова литературное, научное и культурное сообщества России и других стран, «Мастерская перевода», эстафета-чтение произведений Андрея Платонова, уникальные издательские проекты, творческие встречи с известными российскими писателями и поэтами, среди которых Алексей Варламов, Виктор Ерофеев, Захар Прилепин, Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, Евгений Гришковец, Дмитрий Быков, Павел Басинский, Марина Москвина, Вера Павлова, Владимир Шаров, Юрий Нечипоренко и другие. В рамках фестиваля впервые в истории Воронежа стала проводиться Книжная ярмарка с участием независимых книжных издательств, детской программой, уличными шоу и открытыми бесплатными концертами.
Интересно, что в рамках платоновской программы представлено три варианта прочтения повести Андрея Платонова «Река Потудань»: любители театра увидят спектакли киевского Театра на Печерске, Этюд-театра из Санкт-Петербурга, Воронежского академического театра драмы им. Кольцова. По мнению организаторов, это даст возможность увидеть многообразие подходов к интерпретации платоновского творчества.
Уже прошло несколько выставок «Мир Андрея Платонова глазами художников разных поколений». Идея одной из них - собрать под одной крышей разные взгляды на творчество Платонова. Для работы над каждым из произведений художники ищут свой особенный метод – адекватный свет и цвет, технику, особенности перспективы. Так, если иллюстрации к «Реке Потудань» - светлые рисунки гуашью, стремящиеся уловить тайну взаимоотношений между мужчиной и женщиной, то работы по «Котловану» выполнены в особенной авторской технике с элементами аппликации, они более плотные, загруженные, с минимумом цветов в палитре. Интересной показалась мне идея вешать под каждым рисунком те отрывки текста, который он иллюстрирует. Зритель получает возможность сравнить, как одна и та же идея воплощена в слове и в живописи. Вот где мир глазами света (и цвета) в прямом смысле!
Такое внимание к творчеству писателя вызвано тем, что он всегда изображает «живых людей». У Платонова идея и человек не сливаются. Идея не перечеркивает человека. В его произведениях мы видим именно «социалистическое вещество», которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал. И это живое «социалистическое вещество» состоит из героев-романтиков и романтиков битвы. Из романтиков жизни в самом полном смысле слова. Они мыслят масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких социально-административных ограничений. Они не притязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди приходят, каково их биографическое прошлое — не всегда можно установить, поскольку для Платонова это не самое важное.
Как и автор, все они — преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная направленность их устремлений заключается в поставленной цели — подчинить силы природы человеку. Именно от них надо ждать осуществления мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами — людьми раскрепощенной мысли. Все в мире писателя сделано из «вещества существования». Не случайно два совершенно несовместимых понятия – «вещество» (материя) и «существование» (процесс) объединяются автором, превращаясь в оксюморон. Но для Платонова это естественно, он как бы уравнивает материальное и духовное начала мира.
Когда читаешь произведения Платонова, создается такое впечатление, что писатель смотрит на мир не со стороны, а изнутри его: глазами цветка, соринки, листа, жука, червяка; он знает их мысли и чувства. Вспомним рассказ «Неизвестный цветок». Цветок трудится день и ночь, чтобы не умереть, он превозмогает терпением свою боль от «голода и усталости». Так можно сказать только о живом, разумном существе. Вероятно, дело в том, что Платонов сострадал всему живому, что есть в мире: листу, животному, человеку. И если для обычного человека мир может предстать только олицетворенным, то у Платонова все вокруг живет своей собственной жизнью, как и человек.
Удивительны платоновские слова: шероховатые, вообще какие-то детские и вместе с тем мудрые. Замечательно, что писатель, будучи взрослым, остается ребенком. Это значит, что каждая встреча с миром для него - событие, а каждое явление - открытие. И эти открытия Платонов совершает вместе со своим героем.
Вернусь к рассказу «Железная старуха», сюжет его таков: мальчик Егор вступает в диалог с миром, чтобы понять его, и, кроме того, он хочет убить «железную старуху» (судьбу? смерть?). Кажется, замысел рассказа вполне ясен, но это только первое впечатление. Поэтому непременно нужно разобраться, почему мальчик всем: жуку, червяку, ветру, матери, себе, «железной старухе» - задает вопросы: «Ты кто?», «Отчего ты живешь?». В этих вопросах открывается основная мысль рассказа: человек хочет понять, кто он в мире. Платонов подводит нас к мысли о том, что человек не хочет быть одиноким в мире, и эпизод с жуком здесь символичен. В описании насекомого невольно замечаешь такие детали, как «маленькое неподвижное лицо», «добрые глаза», «ноги и руки». Не случайно Егору «стало скучно», когда жук улетел. Мальчик интуитивно чувствует, что одинок в мире, но он не хочет «скучать» и пытается приникнуть к круговороту жизни, ощутить свою зависимость от ветра, звезд, лопуха, жука. Поразительно, но крохотный эпизод, рассказывающий о встрече мальчика с неразговорчивым жуком, больше напоминающим человека, чем насекомое, столько открывает в рассказе.
А теперь о «скуке». Скука у Платонова - особый мотив. Это не просто маята от ничегонеделания. Скука-тоска - это поиск высшего смысла, желание слиться со всем живым. Преодолеть скуку значит преодолеть одиночество. Мотив скуки как один из важнейших звучал в «Котловане». Главный герой повести Вощев ищет «вещество существования», чтобы ощутить наполненность своей жизни. «Вещество существования» нужно выработать, чтобы отдать его детям, таким, как Настя. Но Настя умирает от одиночества, от «скуки», которая высасывает из нее жизнь, от невозможности соединиться с миром.
Единство всего живого среди всех героев повести ощущает только Вощев: он подбирает палый лист и хранит его, спасая от безвестности. А лист хранит память о дереве, дерево - о земле, земля - о солнце… Мальчик Егор из «Железной старухи» очень близок Вощеву по мировосприятию. Такие, как Егор, Вощев думают, что мир устроен по тем же законам, что и они сами, поэтому общаются с миром, как равным себе. Другими словами, для Платонова главное, чтобы его герои чувствовали себя частью огромного целого, считали равным себе по «телу» и «духу» все, на что бы ни пал их взгляд. Именно таким видит мир Егор - родным, живым. Мальчику не страшно ночью одному. Вспоминается эпизод, где обыкновенный лопух избавил малыша от страха только потому, что растение было такое же, как у Егора во дворе. Мальчик думает о травах, живущих в овраге: «…ничего, они ведь все живут здесь и не боятся, и он будет с ними».
Мироощущение ребенка в рассказе имеет гораздо больший смысл, чем кажется на первый взгляд. Ведь взрослые люди заняты, им некогда оглянуться, остановиться, задуматься. Они попросту проживают свою жизнь, «тратят время на сон». Такое положение для мальчика недопустимо. Поэтому Егор, когда все спят, выходит «наружу», чтобы познать мир: « Я не хочу спать, я хочу жить». А образ старухи представляется связующим звеном между жизнью и смертью, бытием и небытием. Перед нами, вероятно, символический образ смерти, губящей все живое. Условно смерть представляется в образе «железной старухи», но Егору она видится вполне реальной, существующей именно вследствие его особого восприятия мира. Поэтому, прячась ночью в овраге, карауля старуху, Егор слышит «унылый звук», «хруст высохших костей». В этих звуках мальчику словно слышится «вздох всех умерших» - вздох тоски по жизни. Егору жаль усопших, и он хочет убить старуху. Но даже маленький герой Платонова понимает, что только неживое может сражаться с неживым. Мальчику нужно стать «железным стариком». Здесь он выступает в роли маленького Георгия Победоносца, готового ради людей совершить подвиг. Но для Егора это большая жертва, и он говорит: «Это я нарочно буду железным, чтоб старуху напугать, пускай она околеет. А потом я железным не буду - не хочу, я буду мальчиком с матерью».
Заканчивая разговор о «Железной старухе», хочется сказать, что этот крошечный рассказ фокусирует основные черты платоновской прозы, «впитывает» ее важнейшие мотивы и образы: сострадание всему живому, поиск «вещества существования», ощущение целостности мира, мотивы скуки, дороги как попытки осмыслить мир и ,наконец, идею спасения умерших, которую Платонов почерпнул в учении И.Ф. Федорова. Это делает рассказ «Железная старуха» одним из лучший произведений писателя.
Рассказ «Третий сын» известен как своего рода художественный канон прозы Андрея Платонова. Еще при его жизни он вошел в антологию русского рассказа на английском и французском языках, вышедшую во Франции и Англии. В то же время это произведение послужило причиной резких критических нападок на писателя, обвиняемого в «ущербности» его гуманизма. (А. Гурвич). Меня же оно привлекло тем, что именно в этом рассказе наиболее полно раскрывается Платонов как носитель глубочайшей гуманистической философии. В «Третьем сыне» заключены дорогие писателю мысли, о единстве семьи-родины-человечества, сберегаемые памятью и любовью. Обвинения в мрачности и отсутствии гражданского оптимизма, по-моему, надуманы.
Рассказ невелик по объему, читается на одном дыхании. Он поразил меня простотой и какой-то «будничностью» изображенных в нем событий. «В областном городе умерла старуха», – так начинает повествование А. Платонов. Это похоже на сказочный зачин – только наоборот. Все действия связаны не с тем, что старуха «жила-была», а с ее смертью. В том, как изображает писатель героиню, чувствуется его личное отношение к матери, Марии Васильевна, память о которой он пронес через всю свою жизнь.
К теме семьи, детства, проблемам сиротства – духовного и физического – Платонов возвращается постоянно. Но именно в этом произведении ему удалось с большей теплотой и любовью рассказать о матери, которая так долго старалась сберечь свое тепло «ради того, чтобы любить своих детей и гордится ими». Старуха, «давшая сыновьям обильную и здоровую жизнь», для своего внутреннего счастья хотела лишь одного: «жить постоянно, чтоб никто не мучился по ней, не тратил бы на нее своего сердца и тела, которые она родила». Мать, по Платонову, является источником жизни. «Мать» – это родина, народ, женское начало, чувство, душа, естество, природа. «Отец» – это пастырь, идеолог, начало мужское, духовное, идеальное. Объединение этих первоначал бытия очень важно, считает автор. Именно слияние души и духа рождает платоновскую одухотворенность человека. Умерла мать, отошла в прошлое целая эпоха, а дети – ее взрослый вариант – это залог сердечности, человечности будущего. Не случайно третий сын старухи приехал вместе с дочкой, шестилетней девочкой. Она никогда не видела деда и бабку, но чтобы не утратилась связь поколений и эпох, девочка должна почувствовать их. И. Платонов «укладывает» ее спать на кровати, «где сорок лет спала покойная старуха». А кровать «ставит» в той же большой комнате, где стоит гроб.
По-детски мудры рассуждения девочки-внучки, трогательны, искренни ее слезы в ночи. Сначала она жалеет о смерти старухи, говоря о несправедливости устроенного мироздания: «Все живут, смеются, а она умерла». И сочувствуя горю деда, успокаивая его, очень серьезно заключает: «Лучше не плачь: ты старый, скоро умрешь, тогда все равно не будешь плакать».
Дед же испытывает различные чувства в связи со смертью детей и приездом сыновей. Он тоскует, не находит себе место, ожидая их. Платонов описывает все его действия в одном предложении на целый абзац, где использует такие глаголы: «курил», «плакал», «успокаивался», «заводил часы», «поглядывал в окно». Очень естественно чередуются различные состояния и действия старика: одухотворенные горем и житейские, обыденные.
И весь рассказ поражает соединением на первый взгляд таких различных состояний героев: отчаяния и неуместной радости, одиночества и гордости, страха и восторга убежденности. Но ведь в жизни, как и в природе, чередуются различные состояния. Писатель готовит нас к пониманию этого. В самом начале рассказа глазам мудрого деда мы видим, как меняется погода в природе: «то падали листья вместе с хлопьями сырого, унылого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце, нетеплое, как звезда…». Очень важно присутствие в этом пейзаже солнца, света. Вполне реальный свет, пришедший из «второй» профессии Платонова (электротехник) был для него синонимом начала духовного, мужественного, просветляющего. Тьма в комнате, где стоял гроб, освещается Платоновым скудным рассеянным светом неба. Тьма жизни после смерти старухи освещается присутствием любящих ее людей: мужа, шестерых сыновей и внучки.
В рассказе воплощается излюбленная писателем «идея жизни» - мать уже умерла, но дети живут по ее нравственному закону: собрались возле нее и вспоминают и ее, и детство, и радость, и горе, и все общее, что делает этот закон, по Платонову, общечеловеческим, этих шестерых родом и залогом вечности. Отсюда спокойствие и гордость старика-отца: «Старик взял внучку на руки и пошел им вслед, … и был доволен и горд…» Автор несколько раз в течение рассказа изображает деда с внучкой на руках. И это символично.
Рассказ называется «Третий сын». Почему же из шестерых сыновей писатель выделяет именно третьего? Одним из ответов на этот вопрос может быть то, что именно он приехал вместе с дочкой. А это уже третье поколение этой семьи. Есть связь эпох, связь настоящего с прошлым и будущим. Значит, не может быть и речи о самом страшном для Платонова духовном сиротстве человека. Это значит, что девочка способна на слезы, также как и шестеро сыновей старухи, которые, стоя вокруг гроба на столе, «молча плакали редкими, задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль», ведь сыновья сожалеют « о погибшем счастье любви», которое «рождалось в сердце матери», и они «это постоянно и безотчетно чувствовали». Именно поэтому они «были сильней» и «смелее делали успехи в жизни». А о том, что они нашли свое место в жизни, свое дело, говорят их профессии: двое их них моряки-командиры кораблей, есть артист, физик, агроном, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден. Орден «за свое рабочее достоинство». И это тоже очень важно для Платонова, важен труд, одухотворенный высокой задачей. А покорение воздушного и морского пространства – что может быть возвышеннее этой цели, ведущей к преображению жизни, к пробуждению человеческого в человеке .После смерти матери эти сильные мужчины почувствовали себя «одиноко и страшно». Для них «погас свет в ночном окне». «Как будто где-то в темном поле горела лампа на подоконнике старого дома», пока была жива их мать. И был жив их детский мир, отворены двери дома, чтобы можно было туда вернуться. Теперь же «действительность превратилась в воспоминания», так как свет в окне погас.
Но когда они все собрались в родном доме, то забыли причину, приведшую их сюда. Сыновья рады возможности вспоминать детство, укрыться все теми же одеялами с надписями «голова» и «ноги», которыми они накрывались еще в детстве и отрочестве. Моряк с артистом радостно возились на полу «как в детстве». И это «как в детстве», повторенное автором несколько раз, уточняет, когда «они жили все вместе». Ведь именно семья лежит в основе Платоновского мира, а яростный куль предков и потомков, стариков, покойников и детей становится таким образом средством выражения отношения ко времени - настоящего к прошлому и будущему.
Вновь задумываюсь над смыслом названия рассказа. Какова роль третьего сына? Вспоминаю, что когда братья слишком развеселились, именно третий сын, отец девочки, успокоил всех. Он до этого ничего не говорил и не смеялся. По-моему, он глубже, чем остальные братья, чувствовал боль от ухода матери из жизни. Третий сын, ученый-физик, приходит ночью к гробу матери. И эти последние минуты прощания столь важны, что Платонов заставляет умолкнуть все звуки вокруг: никто не шел и не ехал по улице, пять братье не шевелились, а старик и его внучка замерли от внимания. Горе переполнило сына – он потерял сознание. Это и заставило его братьев вспомнить об умершей матери. В два часа ночи, одевшись в свою форму и одежду, «они поодиночке тайно разошлись по квартире, по двору, по всей ночи вокруг дома». Сыновья «заплакали, шепча слова и жалуясь, точно мать стояла над каждым, слышала его и горевала». Казалось, что мать горевала от того, «что она умерла и заставила своих детей тосковать по ней». Конец этого рассказа напомнил притчу о материнском сердце, спросившем у упавшего сына, не ушибся ли он. Действительно, сила материнской любви огромна, мать способна на все ради счастья своих детей.
Но начинается и заканчивается рассказ изображением отца. И это верно. Пока жив отец, есть дом, где ждут сыновей, существует семья. Роль семьи в жизни общества, по Платонову, очень велика: семья – скрепа народа, родины, человечества. Пожалуй, это наиболее важно для писателя, потому, что и объединение родины, народа с пастырем, идеологом, рождает большую семью – государство.
Рассказ «Третий сын» – это образец философской и психологической прозы А.Платонова. В последние предвоенные годы писатель создает серию рассказов, в которых, как и в этом произведении, активно отстаивает исчезавшую уже идею домашнего очага, семейной теплоты дома как великой нравственно-исторической ценности. Рассказы Платонова учат нас великому дару любви, милосердия, доброты.
Андрей Платонов – художник победившей музы: «темная воля к творчеству» и сокрушительная мощь слова многократно перекрыли узость времени и идей, которым он был предан.
С 30-ых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве тот ни жил, всегда труден, полон обретений и потерь. Своеобразие взгляда и слога делают этот голос совершенно неповторимым, непохожим ни на какой другой, но запоминающимся сразу и на всю жизнь. В основе произведений А. Платонова лежат те же гуманистические идеалы, которые всегда проповедовала русская литература.
Вслушайтесь в строчки стихотворения Андрея Платоновича Климентова «Мысль». Я уверена, они созвучны и вашим чувствам, и ощущениям моих сверстников:
Пред нами солнце, и в нас рассвет,
Все реки светлые до дна,
И в нас восходит светлейший свет,
Ничья не будет душа одна.
Литература.
Платонов А. «Железная старуха» // Собрание сочинений в трех томах. Т.3. М., 1985.
Платонов А. Ювенильное море // Повести и рассказы. 1928-1931 годы. М., 1988. С.354.
Платонов А. Записные книжки. Материалы к биографии. М., 2000. С.148.
Семенова С. «Влечение людей в тайну взаимного существования...» (Формы любви в романе) // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества, вып.3. М., 1999. С.109-110.