Конспект занятия по ОБЖ: «Огонь – друг, огонь враг»
Сакенова Сауле Муратовна. КГУ Областная специальная школа-интернат № 1 для детей с нарушением зрения. Воспитатель-дефектолог 4 «Б» класса.
Конспект занятия по ОБЖ «Огонь – друг, огонь враг» .
Цель:
Образовательная: закрепить знания детей об основной группе пожароопасных предметов. Рассказать о пользе огня для человека.
Развивающая: развивать навыки правильного поведения во время пожара.
Воспитательная: продолжать учить детей правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём.
Предварительная работа: беседа о роли огня в быту, чтение художественной литературы, конкурс рисунков «Спички – не игрушки!». Если есть возможность съездить с детьми на экскурсию в пожарную часть и показать пожарный щит на территории школы.
Материал: рисунки детей, лучина, свеча, электрический фонарик, лампочка, спички, колокольчик, телефон, фен, чайник, макет огня, обруч, мат, куртка, памятки о правилах поведения во время пожара.Ход занятия:
Воспитатель. Отгадав мою загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Красный зверь в печи сидит
Красный зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Может час, а может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает всю ладонь.
Дети. Огонь.
Воспитатель. Правильно огонь. Сегодня на занятии мы побеседуем с вами о пожарной безопасности.
Воспитатель. С помощью чего люди разводят огонь?
Дети. С помощью спичек.
Воспитатель. Да в наше время гораздо проще можно зажечь огонь. А вы знаете, ребята, что спичкам более 180 лет? Раньше люди использовали камни, они ударяли один о другой камни и от них высекались искры. Люди использовали огонь для приготовления пищи, а позже освещали им своё жилище. Сначала это были лучины (показ лучин детям), которые
вставлялись в специальные приспособления. Их можно было переносить с места на место. Позже появилась свеча, но свечи стоили дорого и не многие люди могли их купить. Затем появились керосиновые лампы, фонари, которыми стали освещать улицы. Как сегодня люди освещают свои дома?
Дети. Электрическими лампочками.
Воспитатель. А когда нет электричества?
Дети. Зажигают свечку.
Воспитатель. Правильно, показываю, зажигаю и объясняю детям, как нужно пользоваться свечкой в целях безопасности.
Воспитатель. Показываю детям фонарик, что это?
Дети. Фонарик.
Воспитатель. А как люди его используют?
Дети. Берут с собой его в лес, (гараж, погреб, и т.д.) дети рассказывают, в каких случаях применяют фонарик родители.
Молодцы! А что вы можете рассказать ещё об огне?
Дети. На огне можно приготовить еду, можно погреться около костра.
Воспитатель. А вы можете сами развести костёр?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему нет?
Дети. Костёр могут разводить только взрослые.
Воспитатель. Почему только взрослые?
Дети. Детям нельзя брать спички, может случиться пожар.
Воспитатель. Правильно детям нельзя без присмотра взрослых брать спички и разжигать костёр, надо помнить, что огонь не прощает детских шалостей. Что бы огонь нам приносил только пользу, мы должны правильно с ним обращаться.
Правила разведения костра, значение огня для человека.
Прежде чем развести костер, расчисти для него площадку от травы, сухих листьев, сучьев и окопай ее небольшой канавкой, чтобы не упустить огонь.Для костра выбирай открытое место, а не под деревом, чтобы не опалить его и чтобы при варке пищи в посуду не падали личинки насекомых с веток. Когда надобность в костре отпадает, его нужно погасить, чтобы случайно не упустить огонь и не вызвать пожара. Можно засыпать угли костра золой, землёй, песком или залить водой.
Воспитатель. А сейчас поиграем в игру, я буду задавать вопросы, а вы хором должны отвечать; «Это я, это я, это все мои друзья!» или промолчать:
- кто, из вас заметив дым, закричит: «пожар», «горим»?
- кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
- кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- кто от маленькой сестрички прячет дома, дети спички?
Воспитатель. Посмотрите что у меня в руке, это колокольчик, раньше, когда случался пожар, люди, звонили в большой колокол, чтоб все слышали и приходили на помощь. Предлагаю детям подойти к столам и познакомится с пожароопасными предметами.
Почему эти предметы являются пожароопасными? В каких случаях?
Молодцы с заданием все справились. А теперь отгадайте загадки:
1. Все ест - не наестся, а пьет - умирает. (Огонь).
Только я, только я, я на кухне главная. Без меня как ни трудитесь, без обеда насидитесь. (Плита).
Это тесный-тесный дом, сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер может вспыхнуть как костер! Не шутите с сестричками, тоненькими... (Спичками).
4. Смел огонь, они смелее, Он силен, они сильнее, Их огнем не испугать, Им к огню не привыкать! (пожарные)
5. Заклубился дым угарный, гарью комната полна.Что пожарный надевает? Без чего никак нельзя? (Противогаз)
Рассмотрим ваши рисунки, они нам напомнят, что играть со спичками нельзя!
А теперь представим такую ситуацию: вы остались одни дома, и в это время начался пожар. Как вы будете себя вести?
Дети. Можно залить водой, если пожар небольшой или накрыть одеялом. Нужно выбежать на улицу и позвать на помощь
Воспитатель. Почему нельзя тушить электрические приборы водой?
Дети. Может ударить током.
Воспитатель. Почему нельзя прятаться в другой комнате или под кровать?
Дети. Можно задохнуться дымом.
Воспитатель. А если загорелась одежда на вас?
Воспитатель. Какой номер телефона пожарной части?
Дети. «101».
Воспитатель. Если у вас дома начался пожар, что нужно сказать пожарным?
Дети. Домашний адрес
Воспитатель. Правильно, поэтому все дети должны знать домашний адрес.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру. У нас есть телефоны. Кто то из вас будет диспетчером службы «101», а кто то будет передавать информацию о пожаре.
Молодцы, ребята!
Участвуют все дети.
Воспитатель. Каким должен быть пожарный?
Дети. Смелым, быстрым, сильным, ловким.
Воспитатель. Ребята скажите, а когда огонь друг?
Дети. Когда готовят еду, мама гладит бельё, дом обогревает.
Воспитатель. А когда огонь враг?
Дети. Когда костёр разводят в лесу, дети играют со спичками, если маленькие дети включили телевизор без взрослых.
Правильно ребята
Стихи
Ученик: Нам без доброго огня
Обойтись ни дня нельзя
Он надёжно дружит с нами
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Нам огонь хороший нужен.
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт!
2. Ученик: Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина, На тот случай знаем тоже, как должны вести себя: Если в двери выйти можно, так и сделаем - уйдём, Из квартиры всех животных за собою уведём. Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим И попросим всех соседей позвонить по "101"
Ученик: Почему мы двери наши закрываем поплотней? Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей.
Ученик: Если двери мы откроем - свежий ветер налетит. Силы он огню удвоит, полыхнёт - и всё сгорит.
Ученик: Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит, Этот дым по содержанию едуч, и ядовит. Под кровать мы не забьёмся и не спрячемся в шкафу - До балкона доберёмся, хоть ползком в сплошном дыму.
Ученик: Если вспыхнула одежда На спасенье есть надежда:
Только лишь бежать нельзя. Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим - Ни одна одежда - сами в этом пламени сгорим,
Ученик Если снять одежду сложно, мы на землю упадём -По земле кататься будем - так мы справимся с огнём.
Ученик: Главное - позвать на помощь тех, кто борется с огнём. Мы их очень уважаем и пожарными зовём!
Воспитатель: Спасибо, ребята, а теперь давайте повторим и выработаем правила поведения при пожаре.
Не паниковать
Выйти из квартиры, если есть возможность и увести всех домашних животных
Не прятаться в другой комнате и под кроватью
Позвать на помощь соседей
Позвонить в пожарную службу «101»
Если загорелась одежда, нужно лечь на землю и покататься
Ребята, а сейчас мы на практике попробуем потушить пожар, если у вас загорелась одежда.
Все ребята по очереди надевают куртку и пробуют потушить огонь, катаясь на мате. (В спорт зале)
Воспитатель. Молодцы дети со всеми заданиями вы справились. Теперь я знаю, что в случае пожара вы сможете его предотвратить.
Спасибо всем за внимание!
Раздача памяток, по правильному поведению во время пожара.