Конспект урока по окружающему миру на тему Зачем мы спим ночью?
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
«Зачем мы спим ночью?»
Подготовила: Четайкина Т.Ф.
учитель начальных классов
Саранск 2016 г.
Тема урока: «Зачем мы спим ночью?»
Цель.
1. Выяснить значение сна в жизни человека.
2. Формировать представление о сне как факторе, снимающем усталость и восстанавливающем энергию организма.
3. Вспомнить правила подготовки ко сну.
4. Познакомить с жизнью некоторых ночных животных, с трудом людей, занятых ночью.
Задачи урока.
Образовательные.
Познакомить с информацией о значимости сна как компонента здоровья человека.
Формировать у детей мотивацию к здоровому образу жизни.
Закреплять знания о профессиях людей, работающих ночью и о жизни ночных животных.
Развивающие.
Развивать диалогическую речь, умение высказываться, отстаивать свою точку зрения.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные.
Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Воспитывать стремление соблюдать правила правильного поведения перед сном.
Воспитывать интерес к изучению природы, уважение к труду окружающих людей.
Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас. 1 класс» (авт. А.А. Плешаков), рабочая тетрадь на печатной основе, презентация «Зачем мы спим ночью», конверты с разноцветными звездочками, детские сообщения
Ход урока
Организационный момент.
Начинаем ровно в срок,Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
II.Мотивация к учебной деятельности
Улыбнулись друг другу, а теперь улыбнулись мне, а я улыбнусь вам. У вас такие светлые лучезарные улыбки, что от них день становится ярче, а на душе теплее. Сегодня на уроке вы узнаете ценную информацию, которая пригодится в дальнейшей вашей жизни. И от этого на сердце станет ещё теплее. Сначала сядут дети, родившиеся в летние месяцы, затем дети, родившиеся осенние месяцы, в зимние месяцы, в весенние месяцы.
III. Самоопределение к деятельности.
Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень интересную и важную для вас тему. А какую вы должны определить сами. Для этого прослушайте фрагмент детской песенки, которая вам в этом поможет.
IV. Постановка темы урока.
-О чем мы будем говорить на уроке? (о снах)
-Кто может назвать тему урока? (Зачем мы спим ночью?)
-Что бы вы хотели узнать на уроке? (Что такое сон? Зачем мы спим ночью? Как нужно готовиться ко сну? Какое значение имеет сон в жизни человека?)
V. Открытие новых знаний.
- Ребята, кто из вас знает, что такое сон?
- Давайте посмотрим, что говорится о значение сна в словаре Ожегова (слайд14)
- Кто может ответить, зачем мы спим ночью? (чтобы отдохнуть и набраться сил)
-Что происходит с человеком за день? (устает)
-Зачем ложится спать?
Вывод: человек целый день находится в движении. После активно проведенного дня устают мышцы и многие важные органы, такие как сердце, легкие, печень. А особенно головной мозг. Почему? ( Головной мозг управляет работой всего нашего организма) Во время сна мы отдыхаем. Детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили в течение дня.
-Послушайте стихотворение. После чтения ответьте на вопрос
-О чём в стихотворении говорится?
Бродит Сон по коридору,Ночью он пришёл к Егору.
И хотел ему присниться.Только мальчику не спится.Сон подумал у порога,Подождать решил немного.Два часа ходил, зевал,Но Егор не засыпалСон на вешалке крючочки,На обоях все цветочкиДесять раз пересчитал.Но Егор не засыпалХватит! Сколько можно ждать?!Сон побрёл в свою кровать.Он ужасно утомился!Лёг и сам себе приснился.
- О чем говорится в этом стихотворении? (о мальчике Егоре, как ему ночью не спалось)
-Как вы думаете, почему Егор не мог долго заснуть? (может у него что-то болело, посмотрел страшный фильм и не мог заснуть, может что-то его тревожило, В комнате было очень душно, неудобная постель, поздно лег спать)
Работа по учебнику стр.52
- Кого здесь видите? (двух мальчиков)
- Что делает мальчик на рисунке слева? (сидит на уроке, внимательно слушает учителя, активно работает, поднимает руку)
- А что делает мальчик на рисунке справа? (спит, ему снится сон)
- Какой сон приснился ему? (что спит в кровати)
- Какой из мальчиков хорошо выспался? (который активно работает на уроке)
- Какого мальчика можно назвать Егором из стихотворения? (который заснул на уроке)
-Почему он заснул на уроке? (не выспался)
-Почему не выспался? (лёг поздно)
-Какой урок можно извлечь из этой ситуации? (надо вовремя ложиться спать)
- Как будет себя вести ученик на уроках, если он не выспался?
Вывод: если не выспишься, не можешь хорошо работать на уроке, будешь не внимательным, часто будешь делать ошибки. Недостаток сна приводит к тому, что люди становятся раздражительными, быстро устают, нарушается память и внимание, появляется плохое настроение, плаксивость.
- Сколько часов в день должны спать дети вашего возраста? (слайд 17)
- Что же нужно делать для того, чтобы хорошо выспаться? (правильно готовиться ко сну)
Ученые, изучающие влияние сна на человека разработали правила, которых нужно придерживаться. Давайте прочитаем их. Чтение по цепочке и разъяснение.
Правила сна (слайд 18)
VI. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
VII. Работа в группах
Чтобы хорошо выспаться, нужно правильно готовиться ко сну. Правила говорят о том, что нужно делать перед сном и чего нельзя. Я предлагаю вам составить памятку «Как правильно подготовиться ко сну» Для этого разделимся на 2 группы.
1 группа напишет правила, которые будут начинаться со слов: Перед сном нельзя
2 группа напишет правила, которые будут начинаться со слов: Перед сном не забудь
А помогут вам в этом картинки на странице 52 учебника, можно добавить что-то свое.
Давайте послушаем, что у вас получилось. (Выступление групп)
- Для чего мы составили данные правила? Кто должен помнить об этих правилах перед сном? (родители и дети)
Если вы всегда будете выполнять эти правила, будете высыпаться, с настроением ходить в школу, хорошо работать на уроках и радовать своими успехами родителей. (слайд 20)
Вывод:
Чтобы снились сны приятные
В течение долгой ночи
Ты делай все по правилам
И будь прилежным очень.
VIII. Беседа о профессиях людей.
-А все ли люди ночью спят? (нет) Почему?
- Люди, каких профессий ночью не спят? (врачи, полицейские, пожарные) (слайд 21-23)
-Что делают врачи? (приезжают больному, если кто-то заболел)
- Что делают пожарные? (дежурят, чтобы не было пожаров)
- Что делают полицейские? (охраняют наш покой, чтобы ни кто не мог причинить нам беду)
- Значит, люди этих профессий совсем не спят? (спят днём)
Вывод: Да конечно спят, но только днём. Обойтись совсем без сна человек не может. Спать нужно обязательно. Поэтому вы, когда ваши родители после ночной смены легли отдыхать, должны вести себя очень тихо, не мешать им. (слайд 25)
IХ. Беседа о животных. (Слайд 26)
- Ребята, а спят ли животные ночью? Где они спят? (в своих жилищах)
- Где спит лисица? (в норе)
-Где спит белка? (в дупле)
- Где спит мышка? (в норке)
-Кто видел, как спят ваши домашние питомцы?
- А как вы думаете, а животные видят сны? (да)
-Как вы это заметили, чем объясняется? (во сне дергают лапками, издают какие-то звуки)
- Все ли животные спят ночью? (нет)
Загадки про животных, которые не спят ночью (слайд 27-31)
Отгадайте загадки и тогда узнаете, какие животные ночью не спят.
Всю ночь летает, Целый день он спать не прочь,
Мышей добывает, Но едва настанет ночь,
А станет светло – Запоет его смычок.
Спать летит в дупло. (Сова). Музыканта звать(Сверчок).
Днем спит, То погаснет, то зажжется
Вниз головой висит, Ночью в роще огонек.
Ночью летает, Угадай, как он зовется?
Пищу на лету добывает. (Летучая мышь.). Ну, конечно(Светлячок).
Сам он круглый, а не мяч,
Роет норы он умело
Рта не видно, а кусач Знает, любит это дело.
Голой ручкой не возьмешь, Потому кроту и друг,
А зовется это (Еж) А зовут его (Барсук)
- Почему эти животные ночью не спят? (Основное время добычи пищи)
Ребята подготовили сообщения о некоторых животных, которые ночью не спят, давайте их послушаем. (Сообщения о сове, еже, летучей мыши)
Х. Физкультминутка
А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Верно, или нет?» и я посмотрю, хорошо ли вы запомнили правила подготовки ко сну, слушайте условия игры: (если высказывание, верно, то вы складываете руки как во сне, если нет, хлопаете в ладошки и топаете ножками)
Перед сном нужно:
- погулять, подышать свежим воздухом;
- подраться;
- почистить зубы;
- посмотреть страшный фильм;
- принять тёплый душ;
- послушать громкую музыку;
- проветрить комнату;
- попрыгать и побегать;
- ложиться в одно и то же время;
- перед сном плотно покушать;
ХI. Работа с пословицами (слайд 33)
Сон жизненно необходим всем. Это заметили люди очень давно и сочинили много пословиц и поговорок.
- Как вы понимаете значение этих пословиц?
Сон лучше всякого лекарства.
Крепкий сон- залог здоровья.
-А какие пословицы знаете вы?
ХII. Итог урока
И так подошёл к концу наш урок, на котором мы с вами рассмотрели только частичку, которая может влиять на наше здоровье. Здоровье- это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день принесёт нам только радость. Давайте подведём итог, что же узнали на уроке. (Слайд 35)
Сегодня я узнал
Было интересно
Я понял, что
ХIII. Релаксация
У вас на столе лежат звёзды желтого и оранжевого цвета. Подумайте над тем, как вы работали на уроке. Если вы считаете, что работали хорошо, выберите желтую звезду. Если же не совсем хорошо, то оранжевую звезду. Свои звезды предлагаю приклеить на наше ночное небо.
Посмотрите, какое красивое звездное небо получилось у нас.
Я желаю всем здоровья, мирного неба над головой. Чтоб вы крепко спали и видели только хорошие сны.
Спасибо всем за урок.
15