Конспект классного часа по теме «Человек должен быть интеллигентен».
Разработка плана-конспекта личностно-ориентированного классного часа по теме «Человек должен быть интеллигентен».
Цель классного часа:
- поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия;
- сформировать у обучающихся представление о нравственных категориях в жизни человека и общества;
- определить свое отношение к нравственным ценностям.
1. Организационно-мотивационный момент.
Сегодня наш урок мне хотелось бы начать с двенадцатого письма «Человек должен быть интеллигентен» из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Классный руководитель читает отрывок из письма Д.С.Лихачева «Человек должен быть интеллигентен».
«Человек должен быть интеллигентным! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет?»
Классный руководитель: Давайте попробуем ответить на эти вопросы. Если заглянуть в энциклопедический словарь, словарь иностранных слов или словарь С.И. Ожегова, то выяснится, что понятие «интеллигент» родственно слову интеллект, что значит рассудок, разум, мыслительные способности человека. «Интеллигент» происходит от латинского слова intellegens, т. е. понимающий, сведущий, знающий. Понятие «интеллигенция» означает «работники умственного труда», имеющие специальные знания в различных областях науки, культуры и техники. По исходному значению интеллигент-человек умственного труда. Мне кажется, что понятие «интеллигенция» гораздо глубже и это подтверждает определение толкового словаря иноязычных слов: «Интеллигент-это человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления». Таким образом, интеллигентность-это нравственная категория, «это умение понимать, получать наслаждение от чтения книг, просмотра хорошего фильма, театральной постановки. Интеллигентность необходима человеку при всех жизненных ситуациях» (Д.С.Лихачев).
Согласны ли вы с таким утверждением? Почему? (Класс делится на «рабочие группы» и идет обсуждение, а затем учащиеся свободно высказываются по этим вопросам).
Затем участники групп получают текст, идет первоначальное знакомство с текстом. Каждая «рабочая группа» составляет по тексту 5-6 вопросов. Составленными вопросами группы обмениваются и ищут ответы на них по тексту. В группе к каждому вопросу по тексту «прикрепляется» эксперт, который и озвучивает ответ на свой вопрос.
Примерные вопросы:
-Почему Д.С.Лихачев ставит знак равенства между нравственным здоровьем и интеллигентностью?
-Всегда ли можно считать образованного человека интеллигентным?
-Перечислите, какими чертами должен обладать интеллигентный человек?
-Почему необходимо тренировать интеллигентность?
-Почему социальный долг человека -быть интеллигентным?
-Как вы понимаете слова «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».
Классный руководитель: Ребята, выскажите свое мнение (в форме «открытой кафедры») о том, что человек должен быть интеллигентным. Начните с фразы «Человек должен быть интеллигентным, потому что»
Желающие учащиеся высказываются.
Рефлексивный этап:
Классный руководитель: Предлагаю каждой группе творчески в форме синквейна выразить свое мнение по сегодняшней теме, а также выбрать те мысли Д.С.Лихачева, которые разделяют все члены группы.
Пример:
Интеллигентность. Воспитанный, культурный. Любить, понять, помочь. Возлюби ты ближнего своего. Любовь.
УУД, которые формируются в процессе классного часа: Регулятивные УУД: Целеполагание
Формы работы: Создание проблемной ситуации
Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации, сравнение, анализ, аргументация и доказательство.
Формы работы: анализ текста
Коммуникативные УУД: способность к сотрудничеству, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, постановка вопросов.
Формы работы: ознакомление учащихся с приемами ораторского искусства, монологическая речь, рефлексия в конце мероприятия, групповая работа.
Личностные УУД:
Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, знание моральных норм, личностная позиция, гражданская индентичность, ценностно-смысловая ориентация учащихся, умение выделять нравственный аспект поведения, способность самоопределяться в жизненных ценностях. Формы работы: анализ с учениками жизненной ситуации, возникающих в общественной жизни.
«ђЗаголовок 215