Беседа Беседа «Я — гражданин России».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕКМАРЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
306252 Курская область Обоянский район с. Чекмаревка улица Выгон 7Б 8(47141)3-16-44
оboyan111@mail.ruБеседа «Я - гражданин России».
Подготовила и провела: учитель обществознания
Картамышева Наталья Григорьевна
с. Чекмаревка2016г.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников.
Задачи:Образовательные:
Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Развивающие:
Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.
Ожидаемый результат:Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.
Оборудование: плакаты с государственной символикой России, портрет Д. А. Медведева, карта России, запись на диске гимна РФ, магнитофон, карточки с гербами, флагами и сказочными персонажами для работы в группах, обведенные детские ладони для голосования, солнышко, таблички с человеческими ценностями, таблички со словами «геральдика» и «вексиллология», выставка книг по теме занятия.
Ход занятия
1. Вступительное слово.Мы начинаем классный час.
Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.
(Я – гражданин…)
Что интересного заметили?
(Пропущено слово).
Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.
(…России)(Если не догадаются: не переживайте, после нашей работы вы обязательно сможете вставить это слово).Тема нашего классного часа «Я – гражданин России».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
(Ответы детей.Обобщение:Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности).
Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.
Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.
Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?
(Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.
2. Беседа о ценностях человека.
Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?
(Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)
 А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?
(Родина.)Если не ответят, рассказываю историю:
Послушайте одну историю.
Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.
Почему же Человек заскучал?
(Вывешиваю табличку со словом «Родина»).Обобщение.
Ребята, а что же такое Родина?
Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Кто получит мячик, тот и отвечает на данный вопрос.
Родина – это…
А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».
Если скажут слово «Родина»,Сразу в памяти встаетСтарый сад, в саду – смородина,Толстый тополь у ворот.У реки березка-скромницаИ ромашковый бугор,А другим, наверно, вспомнитсяСвой родной московский двор, В лужах первые кораблики,Над скакалкой топот ногИ большой соседней фабрикиГромкий, радостный гудок,…Или степь от маков красная,Золотая целина…Родина бывает разная,Но у всех она одна.
Наша с вами Родина – это Россия.
Кто может показать нашу Родину на карте?
(Показ России)
Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны?
Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.
Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства.
Назовите основные символы государства.
(Герб, флаг, гимн).
3. Сообщения учащихся. Работа в группах.1. О гербе России (1 группа)1 ученик. Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.2 ученик. «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».3 ученик. Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.4 ученик. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.5 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.6 ученик. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.Ученик 7. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.Ученик 8. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба!Ученик 9.  В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции  указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю).- Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).- Когда появился первый российский герб?(Около 500 лет назад, в 1497 году).- Что держит орел в своих лапах на гербе России?(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).- Что такое скипетр? А держава?- А что за всадник изображен на груди орла?(Это Святой Георгий Победоносец).
4. Работа в группах.- Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: найти недостающие детали. Вспомните правила работы в группе (Раздаю гербы с недостающими деталями).

- Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.
5. Физминутка.
Жура – Жура – журавель,Облетал ты сто земель,Облетал, обходил,Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля:«Где же лучшая земля?»Он ответил, пролетая:«Лучше нет родного края!»
6. Сообщения учащихся о флаге.- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю).О флаге России нам расскажет вторая группа (Сообщения учащихся).1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.2 ученик. Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.3 ученик. В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексей Михайловича.4 ученик. Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.5 ученик. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.Обобщающая беседа:- Как называется наука о флагах?(Вексиллология (Вывешиваю табличку)).- Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг?(Военный корабль «Орел»).- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?(22 августа).
7. Работа в парах.- У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской Федерации.- А не скажете ли вы, каким государствам принадлежат другие флаги?

(Если не ответят на вопрос – обратиться к энциклопедии «Флаги»)
Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.
8. Сообщения учащихся о гимне.- Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены слова гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята.(Сообщения учащихся третьей группы).1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.2 ученик. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.3 ученик. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.4 ученик. Мы коротко хотим рассказать о создателях Государственного гимна Российской Федерации.Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, затем в Московской консерватории по классу композиции и пения. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность в нашей стране и за рубежом. А.В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий.5 ученик. Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году и здравствует поныне. Поэт и писатель, Герой социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР. С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской Федерации.6 ученик. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.Обобщение.- Что обозначает слово «гимн»?- Назовите авторов  слов и музыки гимна РФ.- А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации.(Включаю гимн. Дети слушают стоя).Обобщение.Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн. Когда ребята рассказывали нам о гимне, они говорили о том, что гимн звучит во время торжественных мероприятий, праздников. Как вы считаете, был ли у нас с вами сегодня повод для прослушивания Государственного Гимна РФ? Какой?(Сегодня праздник – День Конституции).
9. Беседа о Конституции.- Что же такое Конституция?(Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан).Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.- Кто является президентом нашей страны?( Д. А. Медведев (Показываю портрет)).- Что вы о нем знаете?- Совсем недавно мы с вами писали письма нашему президенту Д.А. Медведеву. Я думаю, что сегодня, в День Конституции, мы можем некоторые зачитать…(Дети читают письма президенту).- А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.- Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам поможет Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его правах.- Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.(Показываю табличку на доске «жизнь»).Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).- Как вы считаете, мы назвали все права?(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).
 10. Применение Конституции к сказкам.- А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказкам.Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением).Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?(Звучит музыка).Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.(Музыка стихает, царица зовет служанку).Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставь её там на съедение волкам!Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.Ведущий. Та, в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала…Чернавка. Не кручинься, бог с тобой, ну а я пошла домой.- Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете?1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?(Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?(Дед из сказки «Репка»).3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени?(«Золушка» Ш. Перро).- А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали?(Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная королева, Карабас - Барабас, Баба Яга).- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?(Ответы детей).- Какова ваша главная обязанность?(Хорошо учиться).Обобщение.
 11. Принятие законов жизни класса.- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.- Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.1. Закон правды.Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.2. Закон добра.Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.3. Закон заботы.Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.4. Закон милосердия.Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!5. Закон уважения.Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!6. Закон чести.Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.- Что вы можете сказать о проекте законов?(Высказывания детей).- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.
 12. Рефлексия.(Дети прикрепляют ладони на доску).
 13. Итог занятия.- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?(Высказывания детей).Обобщение.
 14. Обзор литературы по теме классного часа.
- Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».
Берегите Россию – Нет России другой.Берегите ее тишину и покой,Это небо и солнце,Этот хлеб на столеИ родное оконцеВ позабытом селе…Берегите Россию – Без нее нам не жить,Берегите ее,Чтобы вечно ей бытьНашей правдой и силой,Всею нашей судьбойБерегите Россию – Нет России другой!