Внеурочная деятельность учащихся с использованием цифровых лабораторий в условиях внедрения ФГОС 2 поколения
Внеурочная деятельность учащихся с использованием цифровых лабораторий в условиях внедрения ФГОС 2 поколения
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела
Инвариантная часть
Вариативная часть
Внеурочная деятельность
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- снизить учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Основной целью внеурочной деятельности является развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.
При решении задач по организации внеурочной деятельности детей педагогическим коллективам необходимо :
усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
При этом сразу очевидны преимущества, которые возникают при правильной организации внеурочной деятельности учащихся: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, она осуществляется в нашей школе через:
учебный план школы, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
дополнительные образовательные программы разработанные в школе(внутришкольная система дополнительного образования);
организацию деятельности групп продленного дня;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Я хочу остановиться на реализации только одного направления – общеинтеллектуального
Оно реализуется через такие формы как:
познавательные беседы,
предметные факультативы и недели,
школьные научные общества , организованные на разных ступенях обучения и возглавляемые школьными предметными объединениями учителей.
кружки,
олимпиады,
общественный смотр знаний,
детские исследовательские проекты,
внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.)
В рамках данного направления организована работа кружков в лицее.
Для реализации проектно – исследовательской деятельности в начальном звене сейчас созданы все условия. С новыми кабинетами по реализации ФГОС в начальной школе поставляется оборудование микро лабораторий «Logger Lite». Эта лаборатория оснащена простыми в использовании датчиками для определения расстояния и т.д., для работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по физике , химии, биологии в среднем и старшем звене используется цифровая лаборатория
« Архимед».
Работа над проектами в нашей школе начинается в начальном звене
Цель работы над проектами в начальной школе
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формировать позитивную самооценку, самоуважение.
2. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формировать способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Очень благодатной областью для применения микро лаборатории в начальной школе является « Окружающий мир». С помощью датчиков можно исследовать параметры окружающей среды (свет, температуру и т.д.), параметры своего тела и питомцев живущих рядом, с помощью микроскопа рассмотреть структуру волос, кожи и т.д. Также данное оборудование можно использовать в области « Математика» для исследования механических параметров : скорости, времени, расстояния.
Я хочу затронуть сейчас вопрос об использования цифровой лаборатории «Архимед» при изучении элективных курсов и на факультативных занятиях. Данные виды занятий, в отличие от урока, более свободны в отношении временных рамок и мест проведения. Да и вопросы, решаемые на этих занятиях, призваны углубить и расширить материал, изучаемый в рамках урока.
Так на занятиях по экологии при изучении загрязнения воздуха рекомендуется провести полевое занятие и измерить уровень углекислого газа и других веществ, присутствующих в атмосфере в различных точках населенного пункта или загородной зоны. К примеру, находясь вблизи оживленной автотрассы, включить прибор на регистрацию измерений и, постепенно удаляясь от трассы, следить, как меняется уровень углекислого газа. Отойдя на заранее определенное расстояние, зафиксировать полученный результат. Вернувшись в учебное заведение, результат можно обработать как в этот же день, так и на следующем занятии. Аналогично можно провести исследование по содержанию кислорода в учебном помещении в течение всего дня. Можно посоветовать ребятам провести исследование по теме «Влияние городских зеленых зон на температуру и относительную влажность окружающей среды», что потребует неоднократного проведения измерений в течение учебной четверти или даже учебного года и их дальнейшего анализа.
На внеурочных занятиях по физике можно исследовать влияние магнитного поля бытовых приборов на человека.
Цифровые лаборатории можно использовать и в обучении детей – инвалидов, всем учащимся поставлено оборудование цифровой лаборатории « Архимед», датчики по физике, химии, цифровые микроскопы и если увлечь ребенка проектно – исследовательской работой, то можно выполнить прекрасные проекты в различные в областях.
Например с ученицей нашей школы мы разработали проект « Физические характеристики любимой собаки»
Использование цифровых лабораторий во внеурочной деятельности имеет широкие возможности в рамках реализации ФГОС 2 поколения.
Сочетание учебной и внеурочной деятельности способствует всестороннему развитию личности учащихся т. к. каждый ребенок идет по индивидуальному маршруту.
Цифровые лаборатории это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. Они предоставляют возможность:
сократить время, которое затрачивается на подготовку и проведение фронтального или демонстрационного эксперимента;
повысить наглядность эксперимента и визуализацию его результатов, расширить список экспериментов;
проводить измерения в полевых условиях;
модернизировать уже привычные эксперименты.
Освоение техники работы с использованием цифровой лаборатории «Архимед» позволяет осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Архимед» очень наглядны и эффективны, это даёт возможность лучше понять и запомнить тему. С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования.
Возможности MultiLab CE
1. Сборка данных и отображение их в ходе эксперимента;
2. Выбор различных способов отображения данных – в виде графиков, таблиц, табло измерительных приборов;
3. Обработка и анализ данных с помощью Мастера анализа;
4. Импорт/экспорт данных текстового формата;
5. Ведение журнала экспериментов;
6. Просмотр видеозаписи предварительно записанных экспериментов.
Установка в школе оборудования цифровой лаборатории позволяет: перевести школьные занятия на качественно новый уровень:
подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе;
осуществить приоритет деятельностного подхода к процессу обучения;
развить у учащихся широкий комплекс общих учебных и предметных умений;
овладеть способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
При использовании ЦЛ в демонстрационном эксперименте, опыты становятся настолько эффектны и наглядны, что учащиеся не только быстро понимают и запоминают тему, но и находят множество бытовых примеров, подтверждающих полученные выводы, легко отвечают на вопросы. Например, в результате опыта с перетяжкой пальца учащиеся сразу понимают, почему мерзнут ноги в тесной обуви, что туго затягиваться ремнем вредно, и почему кровоостанавливающий жгут зимой нельзя накладывать на то же время, что и летом.
Я хочу затронуть сейчас вопрос об использования цифровой лаборатории «Архимед» при изучении элективных курсов и во внеурочной деятельности. Данные виды занятий, в отличие от урока, более свободны в отношении временных рамок и мест проведения. Да и вопросы, решаемые на этих занятиях, призваны углубить и расширить материал, изучаемый в рамках урока.
На сегодняшний день все большее внимание уделяется проблемам охраны окружающей среды. А для полноценного изучения этой области крайне необходимы практические занятия и экскурсии. Наличие датчиков кислорода, рН и освещенности (в комплексе с датчиками давления, температуры и влажности) делают ЦЛ «Архимед» незаменимой при проведении экологических исследований.
Во внеурочное время можно провести следующие экологические исследования:
Измерение освещенности в помещениях школы
Измерение кислотности различных напитков
Влияние проветривания на микроклимат класса
Содержание кислорода в воздухе различных помещений города
Цели использования цифровой лаборатории «Архимед»:
1. Способствовать повышению уровня качества знаний учащихся;
Способствовать формированию у школьников навыков самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся;
Осуществлять новые подходы в обучении учащихся;
Создание электронного ресурса, содержащего различные виды объектов (текстовые, анимированные модели, презентации).
Достоинства цифровой лаборатории «Архимед»:
1. Получение данных, недоступных в традиционных учебных лабораториях.
2. Возможность производить удобную обработку результатов эксперимента.
3. Повышает степень наглядности эксперимента и его результата.
В заключении хочется отметить положительные моменты использования цифровой лаборатории «Архимед»:
помощь в проведении проекта. Ребенок получает наглядные показатели и результаты работы;
формирование понимания того, что исследование, эксперимент, проект – это серьезная деятельность, со своими характерными особенностями и требованиями;
возможность показать, что компьютер предназначен совсем не для игрушек и «развлекалок» (а ведь не секрет, что большинство детей именно так его и воспринимают), что это серьезный инструмент, помощник в серьезной работе. Выпускник начальной школы должен иметь навыки работы с основными офисными приложениями. Работа над проектом с помощью цифровой лаборатории как раз и позволяет показать ученику, как использовать то или иное приложение для решения конкретных задач;
освоив работу с достаточно простым в использовании регистратором и красочным, интуитивно понятным программным обеспечением, в дальнейшем (в средней и старшей школе) ученик будет лучше подготовлен к планированию проекта, его разработке, анализу полученных данных.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115